Классификация подвижного состава общего назначения
Подвижной состав общего назначения включает:
- автомобили с бортовыми платформами;
- пикапы (GB - Pick-up – «подбирать, подхватить») – грузопассажирские (с двухрядной кабиной, которые носят название «King Cab») или грузовые автомобили на шасси легковых автомобилей (рис. 5.2, 5.3). Они могут иметь открытую, закрывающуюся крышкой, тентом или канопи (рис. 5.3, б) грузовую платформу, отделенную от пассажирской кабины стационарной перегородкой;
а б
Рис. 5.2. Пикапы: а - грузовой «Ока - Романтик»; б - грузопассажирский UAZ Pickup
а б
Рис. 5.3. Грузопассажирские пикапы: а - Nissan Navara; б - Great Wall Wingle
- седельные автомобили-тягачи. Они предназначены для буксирования полуприцепов и по сравнению с базовыми шасси имеют оригинальное опорно-сцепное устройство, а также укороченную базу и меньшую длину и, как следствие, лучшую маневренность.
а б
Рис. 5.4. Седельные автомобили-тягачи: а - Freightliner Century; б - Ford Cargo
5.2.2. Классификация специализированного подвижного состава [3]
1. По наличию погрузочно-разгрузочных устройств:
- автомобили-самосвалы;
- автомобили-самопогрузчики;
- автомобили со съемными кузовами (контейнерами).
2. По типу несущей системы (типу кузова):
- автомобили-фургоны;
- автомобили-цистерны.
3. По роду перевозимого груза:
- промышленного и строительного назначения (автовозы, лесовозы, металловозы, трубовозы, цементовозы и др.);
- сельскохозяйственного назначения (скотовозы, птицевозы).
5.2.2.1. Автомобили-самосвалы и их классификация[1, 4, 7]
Автомобили-самосвалы (автопоезда-самосвалы) – это специализированные грузовые автомобили (автопоезда), предназначенные для массовых перевозок насыпных (навалочных), полужидких и скальных грузов, а также грузов, не требующих осторожности при перевозке и разгрузке.
Одиночные автомобили-самосвалы, как правило, не предназначены для работы с прицепами-самосвалами и не комплектуются необходимыми устройствами и оборудованием для их буксировки. Автомобили-самосвалы, рассчитанные для систематической работы с прицепами-самосвалами, имеют платформы с боковой или комбинированной разгрузкой (рис. 5.5, а), а седельные автопоезда-самосвалы – с задней разгрузкой (рис. 5.5, б).
а б
Рис. 5.5. Автопоезда-самосвалы: а - прицепной; б - седельный
Автомобили-самосвалы (автопоезда-самосвалы) классифицируются по следующим признакам:
- по компоновке: кабина над двигателем (рис. 5.6, а); капотная (рис. 5.6, б); кабина сбоку (рис. 5.6, в);
- по назначению: строительные (рис. 5.6, а, б), сельскохозяйственные, универсальные и карьерные (рис. 5.6, в).
а б в
Рис. 5.6. Самосвалы: а, б - строительные; в - карьерный
Строительные самосвалы предназначены для перевозки сыпучих (песок, щебень, глина, уголь, цемент, снег и др.) и полужидких (бетон, известь, гипс и др.) строительных грузов. Они, в основном, эксплуатируются на дорогах общего пользования и строительных площадках. Их грузоподъемность и объем платформ колеблются в широких пределах в зависимости от компоновки, грузоподъемности и базы базовых шасси. Строительные самосвалы оснащены, в основном, платформами с задней разгрузкой и системами их обогрева.
Сельскохозяйственные самосвалы предназначены для навалочных и насыпных сельскохозяйственных грузов (удобрения, корма, зерно, силос, корнеплоды и др.). Эксплуатируются они на дорогах общего пользования и вне дорог. Строительные самосвалы оснащены платформами с двусторонней или трехсторонней разгрузкой.
Универсальные самосвалы совмещают функции строительных и сельскохозяйственных. Они имеют платформы без подогрева, с двусторонней или трехсторонней разгрузкой, с надставными бортами или без них.
Характеристики строительных и универсальных самосвалов приведены в табл. 7, а сельскохозяйственных – в табл. 8.
Таблица 7
Характеристики строительных и универсальных отечественных автосамосвалов
Модель автомобиля- самосвала | Колесная формула | Грузоподъ- емность т | Полная масса автомобилей т | Объемы платформ (с надставными бортами), м3 | Типы плат- форм |
ГАЗ-САЗ-3512 на шасси ГАЗ-33021 | 4х2 | 1,4 | 3,5 | П-1 | |
ГАЗ-САЗ-35072 на шасси ГАЗ-3309 | 4х2 | 4,2 | 7,7 | 4,5 | Т-1 |
ЗИЛ-ММЗ-45085 на шасси ЗИЛ-494560 | 4х2 | 5,8 | 11,2 | 5,36 | Т-1 |
ЗИЛ- на шасси ЗИЛ-452642 | 4х2 | 7,5 | 14,0 | 6,0 (11,2 НБ) | Т-1 |
КамАЗ-43255 | 4х2 | 7,0 | 14,3 | 6,0 | Т-1 |
Универсальные самосвалы на шасси Урал-4320 | 6х6 | 9,6-9,9 | 21,0-21,3 | 6,9; 7,7; 11; | П-2; П-3 |
Строительные самосвалы на шасси Урал-55571 | 6х6 | 10,0 | 20,6-21,3 | 7,0; 7,8 | К-1 |
КамАЗ-53605 | 4х2 | 11,0 | 20,3 | 6,5 | Т-1 |
КамАЗ-53505 (с односкатной ошиновкой) | 6х6 | 13,0 | 23,6 | 6,6 (низко- бортный) | К-1 |
Самосвалы на шасси КамАЗ-65111 | 6х6 | 13,3-14,0 | 24,4-25,2 | 8,2; 11; 12 | К-1; П-3 |
Самосвалы на шасси КамАЗ-65115 | 6х4 | 14,0-14,5 | 24,0-25,2 | 10; 11 (14 НБ); 12 (20 НБ); 13,5; 14; 15 | К-1; О-1; П-2; П-3 |
Самосвалы на шасси КамАЗ-6522 | 6х6 | 17,0-19,0 | 31,2-33,1 | 12; 13; 16,5 | К-1; О-1 |
Самосвалы на шасси КамАЗ-6520 | 6х4 | 19,0-20,0 | 32,3-33,5 | 10,5; 12; 14; 16; 17,5; 19; | К-1; О-1; П-3 |
Самосвалы на шасси Урал-63685 | 6х4 | 19,3-20,0 | 33,5 | 12; 15; 15,4; | К-1; О-1; П-3 |
КамАЗ-65222 (с односкатной ошиновкой) | 6х6 | 19,5 | 34,0 | К-1 | |
АМУР-633100 (FAW CA3252) | 6х4 | 22,0 | 37,5 | 14,8; 18 | П-1 |
Самосвалы на шасси Урал-6563 | 8х4 | 23,4-25,0 | 41,0-41,1 | 15,7; 16; 21 (29 НБ) | К-1 |
Самосвалы на шасси КамАЗ-65201 | 8х4 | 24,8-25,5 | 41,0 | 16; 17,5; 20; 21(29 НБ); 22 | К-1; О-1 |
Таблица 8
Характеристики сельскохозяйственных отечественных автосамосвалов
Модель автомобиля- самосвала | Колесная формула | Грузоподъ- емность т | Полная масса автомобилей т | Объемы платформ (с надставными бортами), м3 | Типы плат- форм |
ЗИЛ-ММЗ-2502 на шасси ЗИЛ-5301 | 4х2 | 2,5 | 6,745 | 3,23 (7,21 НБ) | П-3 |
ГАЗ-САЗ-25041 на шасси ГАЗ-3307 | 4х2 | 3,575 | 7,75 | 4,0 | П-1 с предва- рительным подъемом |
ГАЗ-САЗ-35071 на шасси ГАЗ-3309 | 4х2 | 3,8 (4,0) | 8,17 | 5,0 (10 НБ) | П-3 |
КамАЗ-43255 | 4х2 | 6,8 | 14,3 | 12,0 НБ | П-3 |
Самосвал-зерновоз на шасси Урал-4320 | 6х6 | 10,0 | 21,34 | 15,2 НБ | П-3 |
Самосвалы на шасси КамАЗ-53215 | 6х4 | 10,0 | 19, 355-19,85 | 15,0 (15,4-22,0 НБ) | П-2 |
Самосвалы на шасси КамАЗ-65115, 65117 | 6х4 | 13,0-14,0 | 24,0-25,2 | 15,0 (18,8-24,0 НБ) | П-2 |
Самосвал на шасси КамАЗ-6520 | 6х4 | 20,0 | 33,1 | 21,5 | П-2 |
Типы платформ: П – прямоугольная со стационарными боковыми бортами, или с открывающимися боковыми, или боковыми и задним бортами; К – ковшовая без заднего борта или с открывающимся задним бортом; О – платформа с полуовальным поперечным сечением; Т – трапециевидная (прямоугольная со скошенными нижними углами стационарных боковых бортов); 1 – задняя разгрузка; 2 – боковая разгрузка; 3 – трехсторонняя разгрузка
Карьерные самосвалы предназначены для перевозки горных пород и твердых полезных ископаемых (камень, руда, каменный уголь и др.). Эксплуатируются они исключительно вне дорог, имея грузоподъемность 30 – 200 т и объем платформ – 15 – 90 м3;
- по типу платформы: со стационарными боковыми бортами; с открывающимися боковыми или боковыми и задним бортами;
- по ориентации разгрузки платформы (рис. 5.7): задняя; боковая (двусто-ронняя); комбинированная (трехсторонняя); с предварительным подъемом плат-формы и последующей ее разгрузкой (ГАЗ-САЗ-25041– на высоту до 2,1 м). Боковая односторонняя разгрузка платформы применяется крайне редко.
а б в
Рис. 5.7. Ориентация разгрузки платформ: