Правила перевозки рудных грузов
На внутреннем водном транспорте перевозятся такие рудные грузы, как колчедан, а также железорудный, апатитовый и нефелиновый концентраты. На физико-химические, а значит и на потребительские их свойства оказывают влияние естественные факторы внешней среды, которые в одних случаях способствуют, а в других препятствуют развитию в них микробиологических процессов. К таким внешним факторам относятся влажность и температура воздуха.
В зависимости от влажности может происходить разжижение, изменение объёмной массы и перемещение рудных грузов в трюме судна, а при отрицательных температурах их слеживаемость и смерзание. В сухом состоянии рудные грузы являются сильно пылящими и становятся текучими.
Поэтому не допускается перевозка рудных грузов при влажности, превышающей допустимые нормы. Колчедан и железорудный концентрат принимаются к перевозке влажностью не более 8%, а апатитовый и нефелиновый концентраты – не более 1,5%.
Учитывая большое пылеобразование железорудного концентрата в сухом состоянии при влажности менее 2% необходимо увлажнять его до погрузки.
Влажность рудных грузов должна быть указана грузоотправителем в сертификатах качества, прилагаемых к транспортной накладной, а перед началом погрузки в судно проверена портом и указана в акте о погрузке-выгрузке груза и в транспортной накладной.
За неправильное указание влажности грузоотправитель несет ответственность.
Перевозка рудных грузов должна производится в технически исправных судах с чистыми и сухими трюмами.
При перевозке колчедана используются как закрытые, так и открытые суда с антикоррозийным покрытием внутренней части корпуса грузовых помещений и палубы, а также плотной сланью.
Для предупреждения смерзания во время транспортирования колчедан должен быть своевременно отгружен и доставлен грузополучателю до наступления отрицательных температур. Замороженный колчедан грузят в судно кусками, пересыпая опилками или другими материалами, предупреждающими его смерзание в монолит, а слань трюма судна застилают бумагой.
Колчедан хранится в штабелях на открытых площадках, утрамбованных, мощеных, бетонированных, или оборудованных настилами. Штабелирование колчедана должно производится с учетом обеспечения стока воды.
Не допускается при погрузке и хранении смешивать колчедан рядовой с флотационным или отдельных партий различной степени влажности.
После выгрузки колчедана грузовые помещения и палуба судна подлежат тщательной очистке.
Для перевозки железорудного концентрата используются закрытые суда, технически исправные и чистые, оборудованные водопроницаемыми люковыми закрытиями. Суда должны подаваться под погрузку вымытыми. Перед погрузкой должна быть проверена осушительная система судна с целью обеспечения ее надежности и защищены приемные устройства системы от забивания концентратом.
За состоянием железорудного концентрата во время перевозки должно быть установлено наблюдение. При появлении признаков чрезмерного выделения влаги, разжижения или смещения груза должны быть приняты необходимые меры к укрытию судна в защищенном от волнения месте.
Хранят железорудный концентрат на открытых асфальтовых или бетонных площадках, смешивание с другими грузами или засорение не допускается.
Апатитовый и нефелиновый концентраты перевозятся в закрытых судах с водонепроницаемыми люковыми закрытиями и хранятся в крытых складах. Устройство и закрытие судов и складов должны обеспечивать предохранение концентратов от распыления, попадания влаги и различных примесей. При этом должна быть обеспечена защита от пыли концентратов палубных механизмов, жилых и служебных помещений судна, а также перегрузочных механизмов.
При погрузочно-разгрузочных работах с рудными грузами должны соблюдаться правила охраны труда и техники безопасности, применяемые при работах с пылящими грузами.
Масса рудных грузов, передаваемых с железнодорожного транспорта на водный и обратно, определяется взвешиванием на вагонных весах, а при передаче от порта или грузовладельца судну и обратно – по осадке судна. Масса, определяемая по осадке судна, указывается в акте о погрузке-выгрузке груза и транспортной накладной.
Расчеты за принятое к перевозке и сданное количество рудных грузов между участниками перевозки производятся в итоге за навигацию.