Й учебный вопрос. Общие понятия о путях движения и требования, предъявляемые к ним
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
Институт военно-технического образования и безопасности
Кафедра «Защита в чрезвычайных ситуациях»
Автор:Клочков И.В.
ЛЕКЦИЯ
По дисциплине Инженерная защита населения и территорий
Тема №2: Подготовка и содержание путей движения сил РСЧС и ГО
Занятие №1: Пути движения сил РСЧС и ГО
Время: 2 часа
Обсуждено на заседании кафедры
Защиты в чрезвычайных ситуациях
Протокол № ___ от « » ________2011г.
ЕКАТЕРИНБУРГ 2011
I. Учебные и воспитательные цели:
1. Изучить со слушателями назначение, виды и классификацию военных дорог и колонных путей и основные требования, предъявляемые к их устройству
2. Ознакомить слушателей с характеристикой препятствий на путях движения и способами их преодоления
3. Добиться понимания слушателями важности задачи по подготовке и содержанию путей движения
II. Учебно-материальное обеспечение:
1. Набор слайдов по теме
2. Диапроектор
Время: 2 часа
Учебные группы – согласно расписанию
III. Расчет учебного времени:
Содержание занятия | время, мин. |
Вступительная часть | |
Учебные вопросы 1. Общие понятия о путях движения и требования, предъявляемые к ним 2. Характеристика препятствий на путях движения и способы их преодоления | |
Заключительная часть |
IV. Литература для самостоятельной работы обучаемых:
1. Наставление по военно-инженерному делу для СА. - М.: Воениздат, 1984. - 575с., инв. 1266дсп
2. Наставление для инженерных и дорожных войск. Военные дороги и колонные пути. - М.: Воениздат, 1958. - 440с., инв. 410у
3. Федорук В.С. Подготовка и содержание путей движения сил РСЧС и ГО. Учебное пособие. - Новогорск: АГЗ, 1998. - 172с., инв. 1462к
4. Волков С.С., Гаваза В.С., Захаркин В.П. Обеспечение мероприятий и действий сил ликвидации чрезвычайных ситуаций. Часть 2. Книга 1. - Калуга: ГУП «Облиздат» , 2000. - 420 с., инв. 673у
V. Организационно-методические указания:
Методическая разработка предназначена для проведения занятия со слушателями специальности «Командно-штабная оперативно-тактическая гражданской защиты».
В начале занятия преподаватель проверяет количество слушателей и их подготовку к занятию.
При отработке учебных вопросов преподаватель сопровождает рассказ показом слайдов с рисунками, схемами.
При изучении первого учебного вопроса преподаватель основное вни-мание обращает на тактические и технические требования, предъявляемые к путям движения.
При изучении второго учебного вопроса преподаватель обращает внимание на способы преодоления препятствий, встречающихся на путях движения.
В ходе занятия преподаватель добивается активности слушателей путем постановки контрольных вопросов.
В конце занятия преподаватель напоминает тему, учебные вопросы и цели, отвечает на вопросы обучаемых, отмечает их активность и дает задание на самоподготовку.
Введение
Для выполнения задач в районах чрезвычайных ситуаций силам РСЧС, как правило, необходимо выдвинуться в эти районы. С этой целью готовятся пути движения.
При обеспечении движения по местности, кроме определения проходимости, основными мероприятиями могут быть усиление полосы движения на участках с непроходимыми грунтами или ледовым покровом недостаточной грузоподъемности (при движении через водные преграды в зимних условиях), расчистка полосы движения, проделывание проходов в лесных и других завалах. В этих условиях важно, чтобы специалисты достаточно твердо уяснили характеристику возможных препятствий, способы их преодоления.
Содержание данной лекции позволит глубже уяснить требования к путям движения сил ликвидации чрезвычайной ситуации.
й учебный вопрос. Общие понятия о путях движения и требования, предъявляемые к ним
Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций при выдвижении в районы выполнения задач используют сеть существующих автомобильных железных дорог, речных (морских) направлений, а при их недостатке должны готовить пути непосредственно на местности с применением имеющихся сил и средств. В основном используются автомобильные дороги.
Путями движения войск (сил) или маршрутами называют выбранные и намеченные по карте или на местности направления движения войск и колонн.
Пути движения выбирают, как правило, с использованием существующих автомобильных дорог. При недостаточном количестве дорог, невозможности или нецелесообразности их использования прокладывают колонные пути.
Автомобильными дорогами называют комплекс инженерных сооружений, обеспечивающих устойчивое, длительное движение машин определенного состава с заданными скоростями.
Военными дорогами называются дороги, которые подготавливаются и содержатся для обеспечения боевых действий войск.
В соответствии с принятой в Российской Федерации классификацией автомобильные дороги делятся на дороги общего пользования и ведомственные. В свою очередь дороги общего пользования делятся на несколько групп: автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги республиканского, областного и местного значения. К ведомственным автомобильным дорогам относятся дороги на территории промышленных и других предприятий, внутрихозяйственные дороги колхозов, служебные и патрульные дороги вдоль каналов, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций.
По техническому состоянию все дороги делят на категории, приведенные в таблице 1.1.
Дороги федерального значения строятся по требованиям к дорогам I-III категорий; республиканского и областного - I-IV; местного значения - V категории.
Пути движения представляют собой подготовленные по особым требованиям направления, выбранные и намеченные по карте или на местности.
Таблица 1.1
Основные технические нормы и транспортно-эксплуатационные показатели автомобильных дорог РФ
Параметры дороги | Категории дороги | |||||
I-a | I-б | II | III | IV | V | |
Расчетная интенсивность движения, авт/сут. | 3000-7000 | 1000-3000 | 100-1000 | |||
Расчетная скорость движения, км/ч | ||||||
- на равнинной местности | ||||||
- на пересеченной местности | ||||||
Число полос движения | 4;6;8 | 5;6;8 | ||||
Ширина полосы движения, м | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 3,5 | - | |
Ширина обочины, м | 3,75 | 3,75 | 3,75 | 2,5 | 2,0 | 1,75 |
Ширина земляного полотна, м | 28,5;36,04; 43,5 | 27,5;35,042.5 | ||||
Тип дорожной одежды | капита-льные | капита- льные | капита- льные | капита- льные, облег- ченные | капита- льные, облег- ченные, переход-ные | облег- ченные, переход-ные, низшие |
При выборе маршрутов, как правило, следует стремиться максимально использовать автомобильные дороги и в первую очередь более высоких технических категорий. При недостаточном количестве дорог или невозможности их использования, маршруты выбираются непосредственно по местности.
Колонными путями называют выбранные на карте и обозначенные на местности направления вне дорог, подготовленные для кратковременного движения войск и сил на период выполнения ими задач.
Таким образом, пути движения могут включать участки автомобильных дорог различных технических категорий и колонные пути. Основные элементы дороги и колонного пути показаны на рис. 1.1 и 1.2.
Рис. 1.1. Основные элементы дороги:
1 - обрезы; 2 - кюветы (резервы); 3 - обочины; 4 - проезжая часть; 5 - земляное полотно; 6 - полоса отвода; 7 - кромка проезжей части; 8 - бровка дорожного полотна; 9 - водопропускная труба; 10 - мост; 11 – выемка
Совокупность отдельных путей, подготовленных по единому замыслу называют сетью путей.
Военные дороги и колонные пути являются путями для движения войск, подвоза и эвакуации; направление их на местности определяется выбранными маршрутами.
На топографических картах военные дороги и колонные пути обозначаютсякоричневыми сплошными линиями. Если маршрут проложен по существующей дороге, сплошную линию проводят в 2-3 мм от обозначенной на карте дороги (обычно с восточной и юго-восточной части). При этом допускается делать разрывы в сплошной линии, чтобы не забить важные объекты и надписи на карте (Показать на доске вариант обозначения путей движения).
Рис. 1.2. Основные элементы колонного пути:
1 - подготовленная полоса движения; 2 - проход в минном поле; 3 - участок усиленный дорожными покрытиями; 4 - мостовой переход; 5 - оборудованный выезд на противоположный берег реки; 6 - знаки для обозначения пути (номер пути, граница минного поля, характеристика мостового перехода)
Военные дороги, как правило, подготавливают для движения колесных машин. Для пропуска гусеничных машин параллельно военным дорогам прокладывают колонные пути. В особо тяжелых условиях, когда проложить отдельно колонный путь для гусеничных машин затруднительно, проезжую часть дорог подготавливают для смешанного движения.
При прокладывании колонных путей для смешанного движения подготавливают два параллельных пути: один для движения колесных машин, другой — для движения гусеничных машин. Мосты в этом случае, как правило, устраивают отдельно для колесных и для гусеничных машин; при наличии возможности оборудуют броды.
Военные дороги и колонные пути обычно подготавливают под следующую пропускную способность:
колонные пути — для разового пропуска до 500 машин или для движения до 500 машин в сутки;
войсковые дороги — для движения до 1000 машин в сутки;
В отдельных случаях военные дороги и колонные пути могут подготавливаться и под иную пропускную способность.
Пути движения подразделяются по трем основным признакам:
по принадлежности - батальонные, полковые, бригадные;
по характеру движения - для колесных машин, для гусеничных машин, для смешанного движения; для одностороннего, двухстороннего или челночного движения;
по значению - основные и запасные.
В зависимости от принадлежности и характера движения к путям предъявляются соответствующие тактические и технические требования.