Действия при получении информации об экстренной эвакуации
1. Получив сообщение о начале эвакуации, соблюдайте спокойствие.
2. Возьмите личные документы, деньги и ценности.
3. Окажите помощь в эвакуации тем, кому это необходимо.
4. Не допускайте паники, истерики и спешки. Помещение покидайте организованно, согласно схеме путей эвакуации.
5. Возвращайтесь в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.
6. Помните, что от согласованности и четкости ваших действий будет зависеть жизнь и здоровье многих людей.
Ход выполнения работы:
1. Ознакомиться с краткими теоретическими сведениями в практической работе №2-3.
2. Выполнить задание (по вариантам).
3. Ответить на контрольные вопросы.
4. Сделать вывод о проделанной работе.
Содержание отчета:
1. Название практической работы.
2. Цель практической работы.
3. Задание.
4. Индивидуальное задание (по вариантам).
5. Ответы на контрольные вопросы.
6. Вывод.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию АНВ.
2. Перечислите основные угрозы.
3. Отличительные особенности экстремизма от терроризма.
Практическое занятие № 4-5 (4 часа)
Тема: Разработка схемы охраны объекта транспортной инфраструктуры (транспортных средств)
Цель работы:Разработать план по обеспечению транспортной безопасности на объекте (учебном полигоне)
Задание:Разработать план по обеспечению транспортной безопасности:
1 вариант – на полигоне СП СПО ОТЖТ (критическим элементом считать учебный корпус № 1)
2 вариант – на полигоне СП СПО ОТЖТ (критическим элементом считать пост ЭЦ)
3 вариант – на полигоне СП СПО ОТЖТ (критическим элементом считать учебный корпус № 3)
4 вариант – на полигоне СП СПО ОТЖТ (критическим элементом считать учебный пост электрической централизации)
Вариант задания определяется в соответствии с порядковым номером фамилии студента в учебном журнале (Таблица 3).
Таблица 3 – Исходные данные к практическому занятию №4-5
Вариант задания | Порядковый номер фамилии студента в учебном журнале |
1,5, 7, 13, 17,19, 25 | |
2,6, 8, 14, 20,24, 26 | |
3, 11,9,18, 15, 21, 27 | |
4, 12,10, 23,16, 22, 28 |
Краткие теоретические сведения:
Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утвержден Приказом Минтранса России от 11 февраля 2010 г. № 34 «Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств».
Настоящий Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Порядок) разработан в соответствии с частью 1 статьи 9 ФЗ № 16 «О транспортной безопасности».
План обеспечения транспортной безопасности ОТИ И ТС разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности.
План разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты ОТИ или ТС от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции. План оформляется в виде текстового документа с графическими план-схемами, являющимися составной и неотъемлемой его частью.
В плане отражаются сведения:
1) о полном наименовании юридического или физического лица, являющегося собственником объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, или использующего их на иных законных основаниях, юридическом и фактическом адресе, полном наименовании объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства;
2) о технических и технологических характеристиках объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (порядке функционирования, эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства);
3) о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, лиц, занимающих должность на объекте транспортной инфраструктуры и ответственных за обеспечение транспортной безопасности (далее - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), лиц, занимающих должность на транспортном средстве и ответственных за обеспечение транспортной безопасности (далее - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства), персонале, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности;
4) о границах части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства, проход в которую осуществляется через специально оборудованные места на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств (далее - зона транспортной безопасности);
5) о строениях, помещениях, конструктивных, технологических и технических элементах объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства и их границ);
6) о порядке допуска физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности (пропускной режим), о порядке передвижения физических лиц и транспортных средств в зоне транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности (внутриобъектовый режим);
7) о количестве и местах расположения специально оборудованных помещений, из которых осуществляется управление инженернотехническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности (пост (пункт) управления обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве);
8) о местах размещения и составе конструкций объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (заграждения, противотаран- ные устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзы и т.д.), предназначенных для воспрепятствования несанкционированному проникновению лица (группы лиц), пытающегося совершить акт незаконного вмешательства в зону транспортной безопасности, в том числе с использованием транспортного средства (далее - инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности);
9) о мероприятиях по обнаружению лиц, которым запрещено пребывание в зоне транспортной безопасности, обследованию людей, транспортных средств, груза, багажа, ручной клади и личных вещей в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, которые запрещены для перемещения в зону транспортной безопасности в связи с возможностью их использования в целях совершения акта незаконного вмешательства (далее - досмотр);
10) о местах размещения и составе систем и средств сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации (далее - технические средства обеспечения транспортной безопасности);
11) о местах размещения и составе инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в целях защиты от актов незаконного вмешательства (далее - инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности);
12) о порядке накопления, обработки и хранения данных со всех инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации;
13) о местах размещения и оснащенности, специально оборудованных мест на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону транспортной безопасности (далее - контрольно-пропускные пункты);
14) о порядке выдачи документов, дающих основание для прохода (проезда) на объект транспортной инфраструктуры, в/на критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства и их границ, а также идентификации личности по ним;
15) порядке прохода, проезда лиц, транспортных средств в зону транспортной безопасности, в/на критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства через контрольнопропускной пункт;
16) порядке организации открытой, закрытой связи, оповещения сил обеспечения транспортной безопасности, а также взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в субъекте, на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве, входящими в состав подразделений транспортной безопасности, а также персоналом, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности;
17) о порядке действий при тревогах: «угроза захвата», «угроза взрыва»;
18) о порядке доступа к сведениям, содержащимся в Плане;
19) о порядке информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных и прямых угрозах совершения акта незаконного вмешательства;
20) о порядке организации как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти учений и тренировок.
Порядок разработки планов
План разрабатывается отдельно для каждого объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства.
Для транспортных средств, используемых одним субъектом транспортной инфраструктуры, у которых идентичны конструктивные, технические и технологические элементы и категория, допускается разработка Плана для группы транспортных средств.
План представляется в компетентный орган в трех экземплярах: первый и второй экземпляры на бумажном, третий - на электронном носителе.
Решение об утверждении Плана либо об отказе в его утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней.
Решение оформляется в виде заключения и утверждается руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом).
Первый экземпляр Плана, утвержденного руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом) и заверенного гербовой печатью, направляется (вручается) субъекту транспортной инфраструктуры, второй и третий экземпляры остаются в компетентном органе, из которых формируются документальная и электронная базы.
Решение об отказе в утверждении Плана направляется (вручается) субъекту транспортной инфраструктуры в письменной форме с указанием причин отказа.
Изменения (дополнения) вносятся в План и представляются в компетентный орган на утверждение в течение 30 дней с момента:
- изменения оценки уязвимости;
- изменения требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
- Государственная политика в области обеспечения транспортной
- безопасности
- Основные задачи обеспечения транспортной безопасности:
|
обеспечение транспортной безопасности. |
Функции Министерства транспорта РФ - выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере обеспечения транспортной безопасности.
Росжелдор - компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности в сфере железнодорожного транспорта.
В компетенцию Росжелдора входят следующие функции:
- Аккредитация специализированных организаций для проведения оценки уязвимости ОТИ и ТС;
- Категорирование ОТИ и ТС;
- Утверждение результатов оценки уязвимости ОТИ и ТС;
- Ведение реестра категорированных ОТИ и ТС;
- Утверждение планов обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС.
Ространснадзор выполняет функции по надзору и контролю в области транспортной безопасности на основании:
- Федерального Закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- Статьи 5.1. и 11.1. Федерального закона от 09.02.2007 г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности»;
- Постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2010 г. № 409 «Об осуществлении должностными лицами федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций должностными лицами федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций».
В Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте (Указ Президента Российской федерации от 31 марта 2010 г. № 403) предусмотрены для реализации следующие мероприятия:
- Совершенствование и расширение информационно-телекоммуникационной инфраструктуры сети передачи данных для осуществления функций надзора и контроля;
- Создание автоматизированных центров контроля и надзора на транспорте (на базе действующих дежурно-диспетчерских служб Ространснадзора, 1 - главный, 8 - территориальных);
- Разработка системы дистанционного контроля и надзора при перевозках опасных грузов с использованием спутниковой системы ГЛОНАСС/GPSи создание системы идентификации транспортного средства;
- Создание системы дистанционного контроля и надзора транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры I категории;
- Создание автоматизированной информационной системы взаимодействия Ространснадзора с системой обеспечения вызова экстренных служб (Система «112»);
- Создание информационных систем дистанционного контроля и надзора готовности, дислокации и перемещения дежурных сил и средств аварийно-спасательных формирований Минтранса России с использованием спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS.
Информационное обеспечение транспортной безопасности реализуется требованием документов:
Приказом Минтранса России от 06.09.2010 № 194 «О Порядке получения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками информации по вопросам обеспечения транспортной безопасности»;
Приказом Минтранса России от 16.03.11 № 56 «О Порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах».