Результаты измерений букс и роликовых подшипников с учетом нормы допусков и износов
Таблица№3
Наименование измерений и норм | Допускаемые размеры, мм | Результаты измерений, мм | Вывод | Примечание | |
при новом изготовлении | при ремонте | при осмотре | |||
Корпус буксы |
Продолжение таблицы№3
1.Диаметр внутренней цилиндрической части буксы из: стального литья алюминиевого сплава | 250,2 | Годен | Проверяют в двух взаимно перпендикулярных направлениях индикаторным или микрометрическим нутромером с ценой деления 0,01 мм | ||
2. Овальность внутренней цилиндрической части буксы, не более: из стального литья из алюминиевого сплава | 0,024 0,024 | 0,2 0,35 | 0,25 0,33 | Не годен Годен | Проверяют в двух взаимно перпендикулярных направлениях и в двух местах по длине корпуса индикаторным или микрометрическим нутромером с ценой деления 0,01 мм |
3. Конусообразность внутренней цилиндрической части буксы | 0,024 | 0,1 | 0,013 | Не годен | Проверяют по всей длине корпуса индикаторным или микрометрическим нутромером с ценой деления 0,01 мм. |
4. Торцевое биение заднего упорного бортика буксы относительно оси посадочного отверстия | 0,07 | - | 0,09 | Не годен | Проверяют на заводах при изготовлении букс |
5. Ширина корпуса буксы по направляющим для боковой рамы тележки грузового вагона | не менее | 329,3 | Не годен | Проверяют на заводах при изготовлении и при ремонте букс | |
6. Разница в толщине стенок буксы, замеренная по направляющим | - | 1,8 | Годен | Проверяют на заводах при изготовлении и при ремонте | |
7. Разница в толщинах стенок корпусов букс по одной стороне колесной пары, более, мм | 1,5 | Годен | Проверяют на заводах при изготовлении и при ремонте |
Продолжение таблицы№3
Роликовые подшипники | ||||||||||
1. Радиальный зазор подшипников в свободном состоянии: - для пассажирских вагонов, обращающихся со скоростью до 120 км/ч и грузовых | 0,115-0,17 | 0,09-0,25 | 0,18 | Годен | Измеряют на столе или в специальном приспособлении и определяют как среднее арифметическое трех измерений при повороте наружного кольца на 120 град. Вокруг оси. Минимальное значение одного из трех измерений допускается до 0,08 м | |||||
- для пассажирских вагонов, обращающихся со скоростью свыше 120 км/ч но не более 140 км/ч | 0,015-0,17 | 0,015-0,25 | 0,015 | Годен | ||||||
- для пассажирских вагонов, обращающихся со скоростью свыше 140 км/ч | 0,13-0,17 | 0,015-0,25 | 0,016 | Годен | ||||||
2. Разность радиальных зазоров парных подшипников в свободном состоянии, мм: а) грузовых б) пассажирских: - для вагонов, обращающихся со скоростью до 120 км/ч - для вагонов, обращающихся со скоростью 120- 140 км/ч - для вагонов, обращающихся со скоростью свыше 140 км/ч до 160 км/ч | 0,01 или 0,02 0,05 0,06 0,07 | 0,05 0,06 0,07 | 0,01 или 0,02 0,05 0,07 0,07 | Годен Не годен Годен | Измеряют непосредственно на шейке оси при ревизиях букс | |||||
3. Разность радиальных зазоров непосредственно на шейке оси подшипников грузовых и пассажирских вагонов, мм: | 0,02 или 0,01 | 0,02 или 0,01 | 0,02 | Годен | Определяют по результатам измерений непосредственно на шейке оси | |||||
Продолжение таблицы№3
4. Осевой зазор в цилиндрическом подшипнике, мм: для букс вагонов: - грузовых - пассажирских | 0,07-0,15 0,07-0,15 | не менее 0,06 0,06 | 0,11 0,16 | Годен Не годен | Определяют между торцами роликов и бортами наружных колец; измеряют щупом или на приборе и принимают наименьшее значение из трех измерений |
5. Осевой разбег для двух цилиндрических подшипников обеспечивается конструкцией, мм | 0,68 -1,38 | 1,28 | Годен | Не замеряется | |
Детали букс | |||||
1.Лабиринтное кольцо: - посадочный диаметр, мм - овальность отверстия 165 мм, не более - конусообразность отверстия по диаметру 165 мм, не более | 0,06 0,03 | 0,05 | 165,07 0,07 0,04 | Годен Не годен Годен | Измеряют индикаторным или микрометрическим нутромером |
Монтаж букс | |||||
1. Зазор между торцевой поверхностью лабиринтного кольца и лекальным угольником, а также между торцом предступичной частью оси и лабиринтным кольцом | Не допускается | Без зазора | Щуп толщиной 0,04 мм по всей окружности не должен проходить в зазор |
2. Зазор между торцевыми поверхностями внутренних колец, а также бортом внутреннего кольца заднего подшипника и лабиринтным кольцом, не более, мм | 0,04 | 0,04 | 0,03 | Годен | Щуп толщиной не более 0,04 мм может войти в зазор между этими деталями на участке длиной 1/3 окружности |
Продолжение таблицы№3
3. Натяг на посадку лабиринтного кольца, мм | 0,08-0,15 | 0,02-0,15 | 0,09 | Годен | Определяют как разность диаметров предподступичной части оси и лабиринтного кольца |
4. Натяг на посадку внутренних колец, мм | 0,040 -0,065 | 0,030-0,065 | 0,055 | Годен | Определяют как разность диаметров оси и внутренних колец подшипников |
5. Количество смазки, закладываемое в буксу, кг | 0,9-1,0 | 0,8-0,9 | 0,8 | Годен | Можно дозировать мерной емкостью вместо взвешивания |
Ответы на контрольные вопросы
1) Одним из дефектов буксовых узлов является ослабление и разрушение торцевого крепления подшипников. Причиной этой неисправности является жесткая передача осевых нагрузок торцами роликов на приставной борт и на торцевое крепление.
Усталостные раковины на дорожках качения наружных и внутренних колец и роликов образуются в результате достижения предела контактно-усталостной прочности металла дорожек качения. Этот процесс интенсифицируется из-за неудовлетворительного качества металла и его макроструктуры дополнительными силовыми факторами, появляющимися при неизбежных перекосах буксовых узлов в вертикальной и горизонтальных плоскостях. Наиболее характерными зонами зарождения раковин являются зоны у рабочих бортов.
Трещины и разрывы внутренних колец появляются в эксплуатации преимущественно в начальной стадии при небольших пробегах. Причинами появления этого дефекта могут стать плохое качество металла, нарушения термообработки, создающие в кольцах повышенные внутренние напряжения, нарушения технологии монтажа, допущенные при посадке внутренних колец на шейки осей.
Сколы борта внутреннего кольца заднего подшипника наблюдаются наиболее часто у колесных пар с креплением редуктора привода вагонного генератора к корпусу буксы.Скол борта происходит, как правило, по шагу расположения роликов. Этот дефект является следствием усталостных трещин, возникающих под действием динамических сил в зоне технологической выкружки у основания борта из-за грубых рисок, остающихся после токарной обработки и термических трещин.
Ослабление натяга посадки (проворот) внутреннего кольца на шейке оси происходит из-за неправильного подбора и определения величины посадочного натяга внутренних колец, а также из-за несоблюдения температурного режима монтируемых деталей.
2) Натяги внутренних колец на шейке должны быть в пределах 0,040…0,065 мм. Допускается для типового подшипника натяг 0,070 мм при условии, что радиальный зазор замеренный в свободном состоянии более 0,12 мм. Натяги лабиринтного кольца на предподступичной части должны быть в пределах 0,04…0,15 мм.
3) лабиринтные кольца и внутренние кольца подшипников протирают и смазывают индустриальным маслом.
4) 0,7 кг
5) Для обеспечения равномерной затяжки болтов завинчивание четырех болтов выполняют по схеме 1-2-3-4-3-4-2-1, а трех – дважды по периметру.
6) проверка магнитным дефектоскопом внутренних и наружных колец без снятия их с шейки оси ( РМ-8617);
проверка магнитным дефектоскопом наружных колец и внутренних колец, снятых с шейки оси ( МД-12 ПШ или УМДП-01);
проверка роликов подшипников дефектоскопом ВД-12 НФ, ВД-211.5;
7) Разность диаметров роликов в подшипнике должна быть не более 5 мкм, а Разность длин роликов- не более 12 мкм.
Лабораторная работа №3