Складские операции в портах
Количество индивидуальных предпринимателей в морских портах, занимающихся основной деятельностью порта 5-6%. В речных – больше.
Также осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с использованием собственных или арендованных крытых и открытых складов. Производство складских операций предусматривает выполнение услуг по приему, перемещению, хранению, и выдаче грузов. При этом перемещение – это главное на складе, а хранение – вторично.
1. Перемещение груза на складе выделяет 3 подфункции:
1) приемка и разгрузка
2) перемещение груза внутри склада
3) отправка
2. Хранение – выделяет 2 подфункции:
1) плановое хранение (длительность зависит от продолжительности функционального цикла)
2) сверхнормативное хранение возникает из-за того, что запасы приходится создавать за несколько месяцев для формирования судовой партии и в редких случаях – формирования ж/д маршрутов. Следует сказать, что перемещение грузов на складе обычно связано с тем, что прибывший груз всегда нужно расформировать для отправки потребителю – подборка – основная функция на складе, отправка или отгрузка груза со склада, как правило, заключается в проверке подготовленных к отправке товаров на соответственные требования заказчика и их загрузки на транспортное средство.
Вспомогательные операции.
Агентское обслуживание:
1) представление в качестве доверенного лица интересов судовладельца.
2) совершение по поручению перевозчика от его имени и в его интересах определенных действий по организации и координации всех операций по обеспечению и обслуживанию судна. Агент обеспечивает также рейс судна, его технические и эксплуатационные аспекты, включая оформление различных документов, таких как информационных, таможенных, снабженческих, юридических, финансовых, которые выполняются до прихода судна в порт, при оформлении прихода, при его нахождении в порту, при отходе из порта. Отношение с портовыми властями, с таможней, с капитаном порта, иммиграционными властями, по поводу государственного портового контроля, навигационными целями и другими государственными департаментами. Отношение агента по поводу портового обслуживания – прежде всего система управления движением судов и лоцманами, стивидорными компаниями, сюрвейерами, шипчандлерами, тальманами.
3) Отношение агента и судна: бункеровка, ремонта судна, запасные части и провизия, питьевая вода, судовые документы, здоровье членов экипажа, судовая роль.
Агенты и документы – судовые документы, грузовые документы (коносамент, грузовой манифест, грузовой план судна, нотис о готовности.)
4) Шипчандлерское обслуживание – это вид деятельности с целью обеспечения судов всем необходимым для их эксплуатации, включая работу и услуги по обеспечению судна бункерным топливом, маслами, питьевой водой, предметами материального снабжения. В морском порту порядка 13 %, в речном порту – 11 % выполняют стивидорные компании.
5) Сбор судовых и льяльных вод и других видов судовых отходов, таких как, нефтесодержащих вод, нефтешламов, сточных вод, хоз-фискальных вод запрещен к свободному сливу на акватории порта, включая сбор продуктов мойки танков, а также очистка акватории порта от плавающего мусора и нефтепродуктов (0,5 % в морском порту)
6) Сюрвейерское обслуживание морских судов.
Сюрвейер – рутинные функции сюрвейера сводятся к установлению факта, размера и характера повреждения на судне или грузов. Особое место в работе сюрвейера занимают случаи морских аварий, когда необходимо выяснить причины аварии, определить материальные потери и оценить возможные экологические последствия, важную роль играет заключение сюрвейера при определении качества и количества товаров, доставленных в порт и их соответствия контрактным или перевозочным условиям. Международная судебная и арбитражная практика, а также западные судоходные компании пользуются услугами независимых экспертов.
Кроме контроля за движением грузов, они осуществляют широкий круг услуг по определению качества поставляемых товаров, например, анализ минерального сырья, анализ удобрения и каменного угля, анализ загрязнения окружающей среды, контроль сельскохозяйственной продукции, контроль потребительских товаров, техники и др. На долю сюрвейеров падает более 50% всех инспекций мировой торговли.
В составе этих инспекций контроль за соблюдением необходимых правил погрузки судна является одним из основных видов деятельности сюрвейеров.
7) Проводка судов лоцманами и береговыми службами управлениями движения судов.
8) Обслуживание пассажиров на территории и акватории порта.
9) Портовая буксировка судов и иных плавучих средств.
10) Деятельность по осуществлению швартовки судов в порту.
11) Техническое обслуживание судов.
12) Навигационное обслуживание морских судов в морских портах (обслуживание, наладка, ремонт электрического навигационного оборудования, ЭВ техники, обслуживание средств связи, обеспечение судов навигационными пособиями и картами)
13) Транспортно-экспедиционное обслуживание грузов для перевозки на морских судах – это вид деятельности по организации перевалки грузов с одного вида транспорта на другой, проверки качества и количества грузов, комплектации погрузочных партий, упаковки и маркировки грузов, выполнение таможенных и иных формальностей и иные документальные услуги по договору транспортной экспедиции. Эти виды деятельности осуществляются юридические лица или индивидуальные предприниматели в соответствии со ст. 801 ГК РФ. Они должны использовать собственные или арендованные складские помещения, транспортные и иные средства.