Наплавные мосты и паромные переправы

5.3.68. Ремонт наплавных мостов и паромных переправ проводят как в период сезонных перерывов в эксплуатации переправ в целом, так и в период ремонта технических средств и конструкций в составе переправы.

5.3.69. При ремонте осуществляется полная замена настила (или устройство нового асфальтобетонного покрытия) на проезжей части и тротуарах наплавных мостов, на переходных пролетах и причалах, на грузовой палубе и площадках для пассажиров паромов. Одновременно производится замена перил, ограждений и колесоотбойных брусьев, восстановление тротуаров на наплавных мостах, паромах, причалах и переходных пролетах, а также на подходах в зоне ожидания автотранспорта и сопряжении переходных пролетов с насыпями подходов.

5.3.70. Несущие конструкции проезжей части наплавных мостов и грузовых палуб паромов, а также несущие элементы пролетных строений, опор и причалов восстанавливают путем замены или усиления отдельных деталей.

При ремонте металлических (деревянных) плавсредств производят замену или усиление части обшивки и элементов набора корпуса плавсредств, а в железобетонных понтонах и дебаркадерах выполняется заделка повреждений корпуса. В случае необходимости производят устройство специального ледового подкрепления корпуса плавсредств наплавных мостов и паромных переправ.

5.3.71. На буксирных теплоходах и катерах, а также самоходных паромах, при ремонте производят переборку двигателей с заменой изношенных деталей и узлов.

5.3.72. Восстановление поврежденных балок пролетного строения, замену связей и опорных частей, а также восстановление объединения сборных элементов и элементов опор выполняют согласно положений для обычных мостовых конструкций. Для выполнения ремонта плавсредств рекомендуется обращаться в специализированные судостроительные или судоремонтные предприятия.

Содержание искусственных сооружений

5.4.1. Содержание искусственных сооружений предусматривает, надзор и уход за сооружениями и прилегающей непосредственно к ним территорией (подмостовое пространство и подходы), а также включает профилактические и планово-предупредительные работы (ППР), устраняющие на ранней стадии износ сооружений не превышающий 10% и 25% соответственно. Перечень работ, отнесенных к уходу, профилактике и ППР приведен в п.п. 5.4.3, 5.4.6 и 5.4.7.

5.4.2. При надзоре осуществляют контроль за состоянием искусственных сооружений с целью своевременного выявления повреждений в них, который проводят на разных уровнях согласно п.п. 1.5.1- 1.5.7.

5.4.3. К работам по уходу за искусственными сооружениями относят:

- очистку элементов мостового полотна и несущих конструкций всех искусственных сооружений, а также водоотводных лотков и труб от грязи, пыли, снега, льда и посторонних предметов;

- скалывание льда у опор и ледорезов, натирку катков графитом, смазку пружин и механизмов деформационных швов, подтягивание болтов при их ослаблении;

- пропуск ледохода, паводковых вод, предупредительные работы по защите мостов и труб от наводнений, заторов, размыва опор, наледей, пожаров и других стихийных бедствий;

- обслуживание паромных переправ - регулирование высоты причалов, загрузка, перемещение и разгрузка паромов, уход за механизмами и конструкциями паромных переправ;

- устройство и обслуживание ледяных переправ;

- обслуживание наплавных и разводных мостов - сборка и разборка сезонных мостов, разводка и наводка мостов, уход за подъемными и разводными механизмами, а также наплавными средствами и надстройками;

- организацию безопасного и бесперебойного движения по мостовым сооружениям и под ними, а также через тоннели и по другим искусственным сооружениям;

- технический учет мостов, труб и других искусственных сооружений.

5.4.4. Все работы по уходу за искусственными сооружениями проводят постоянно в течение года на основании результатов текущих и периодических их осмотров, а также постоянного надзора. Работы выполняют по месячным графикам комплексно на всем сооружении. Одновременно проводят соответствующие работы по поддержанию сооружения в чистоте и порядке.

Производственные организации, эксплуатирующие мосты на судоходных реках, устанавливают на них и содержат навигационные знаки и огни в соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям России.

5.4.5. Профилактические работы являются предупредительной мерой для поддержания сооружений в исправном и работоспособном состоянии, обеспечивающие устранение небольших по объему дефектов и повреждений на стадии, когда они не являются опасными для сооружения. Они выполняются в течение всего срока службы сооружения с периодичностью 1-5 лет.

5.4.6. К профилактике относятся работы:

- на конструкции мостового полотна - исправление отдельных секций или элементов перил и ограждающих устройств, тротуаров, съемных элементов деформационных швов, замена мастики в швах, ямочный ремонт покрытия, восстановление слоев покрытия вдоль деформационных швов и на тротуарах, исправление водоотводных трубок, устранение просадок в местах сопряжения моста с насыпью путем добавления грунта или асфальтобетона, устранение мелких повреждений отдельных элементов балочной клетки и др.;

- на металлических конструкциях - зачистка, шпатлевка и подкраска отдельных мест или участков элементов, подтяжка одиночных болтов, сверление отверстий на толщину элемента по концам трещины в металле или устранение трещины длиной до 1 см в швах и с края листа металла путем срубки металла и зачистки этих мест и др.;

- на бетонных, железобетонных и каменных конструкциях - устранение одиночных раковин и трещин в материале, приварка одиночных металлических накладок к закладным деталям в местах их отсутствия, локальное исправление (восстановление) защитного слоя или кладки, заделка швов в кладке и др.;

- на деревянных конструкциях - очистка от продуктов гнили элементов, антисептирование и окраска отдельных узлов элементов, установка подкладок и прокладок, заделка зазоров и щелей, устройство водозащитных козырьков, замена обшивки свайных опор и ледорезов, борьба с пучением грунта около свай, замена отдельных досок настила, тротуара, колесоотбойного бруса, деталей заборных стенок, связей и др.;

- на опорных частях - подтяжка болтов, окраска, устройство защитных коробов и замена съемных отдельных деталей без подъемки пролетных строений;

- на регуляционных сооружениях - устранение локальных мест размыва и повреждений насыпи или укреплений, расчистка русел;

- на водопропускных трубах - заделка щелей и трещин, заполнение швов, выравнивание лотков труб и русла около них, устранение просадок под трубами и размыва откосов насыпи, локальное исправление укреплений насыпи у труб;

- на наплавных мостах и паромных переправах - исправление локальных повреждений обшивки плавсредств, надстройки и соединений, исправление такелажа, окраска деталей и др;

- в тоннелях - заделка трещин и сколов в обделке, удаление лещадок естественного свода и стен с закреплением породы, исправление лотков и крышек лотков, выравнивание лотков, устройство канав для отвода воды с поверхности над тоннелем, ямочный ремонт покрытия проезжей части на входе и непосредственно в тоннеле, мелкий ремонт системы вентиляции и освещения (при их наличии).

5.4.7. Планово-предупредительные работы (ППР) в зависимости от степени износа элементов осуществляют с периодичностью 10-15 лет и при износе элементов до 25-30%, когда несущая способность сооружения практически не снижена. К ним относятся работы:

- на конструкции мостового полотна - замена покрытия с устройством соответствующих уклонов для стока воды, локальное восстановление гидроизоляции на полосах вдоль тротуаров или деформационных швов на ширине 1-1,5м, восстановление водоотвода путём замены поврежденных лотков и трубок для отвода воды с сооружения, восстановление дренажа в зонах примыкания дорожной одежды к деформационных швам и тротуарам, восстановление зоны сопряжения моста с насыпью с перекладкой (или без) отдельных переходных плит и восстановлением насыпи, восстановление или замена (полная или частичная) деформационных швов на проезжей части и тротуарах, восстановление или замена (частично или по всей длине) отдельно блоков и плит тротуаров, ограждений безопасности, перил и др.

- на пролетных строениях - гидрофобизация или окраска поверхности отдельных наиболее часто подверженных коррозии элементов, восстановление отдельных узлов элементов пролетных строений при их повреждении (проломы в плите, глубокие обширные сколы бетона с оголением арматуры в балках, диафрагмах, разрушение защитного слоя на части длины элемента), восстановление одиночных стыков и узлов с их усилением (путем развития сечения с применением железобетона, металл и т.д.). На деревянных конструкциях - усиление или частичная замена элементов проезжей части, отдельных прогонов и тротуаров, сплошное антисептирование методом пропитки элементов, подтяжка тяжей в узлах ферм и др.

- на опорных частях - замена опорных частей или их выправка с подъемкой пролетных строений.

- на опорах - замена подферменников, отдельных блоков кладки, восстановление или усиление отдельных узлов конструкции опор, восстановление защитного покрытия (торкретирование), усиление элементов стоечных опор, обустройство опор для их осмотра и ремонта.

- на регуляционных сооружениях и подходах - локальное восстановление насыпи, укрепление конусов и регуляционных сооружений, усиление укрепления берегоукрепительных сооружений, замена или устройство отдельных лотков и маршей лестничных сходов на насыпи.

- в тоннелях - выполнение комплекса мероприятий по установлению причин обводненности тоннелей, устройство защитных покрытий по поверхности свода стен, устранение отдельных поверхностных повреждений обделки тоннеля и порталов с применением бетона (полимербетона), переустройство покрытия проезжей части и лотков, устранение причин оползания грунта с порталов, восстановление укрепления над порталами.

Мостовое полотно

5.4.8. При содержании мостового полотна и подходов к нему следят за состоянием покрытия и водоотвода, надежностью (прочностью) ограждений безопасности, тротуаров и перил, состоянием деформационных швов и гидроизоляции, а также чистотой этих элементов.

Не следует допускать увеличения постоянной нагрузки на мостовые сооружения.

5.4.9. Необходимо обеспечивать нормальное функционирование водоотвода на протяжении всего периода эксплуатации сооружения, не допуская его повреждения и повреждения иных элементов сооружения из-за неисправности водоотвода.

Регулярно проверяют состояние гидроизоляции, выявляя ее повреждения при осмотре мостового полотна снизу плиты проезжей части, особенно в периоды ливневых и продолжительных дождей.

5.4.10. При содержании деформационных швов следят, чтобы в них не было повреждения заполнения швов, ослабления или нарушения их крепления и других дефектов. В зоне сопряжения моста с насыпью проверяют наличие просадок и повреждений переходных плит и насыпи подходов.

Перила и ограждения безопасности необходимой высоты, надежно прикрепляют к плите проезжей части.

5.4.11. Мостовое полотно в летний период регулярно очищают от мусора, грязи и посторонних предметов. Особое внимание уделяют поддержанию в чистоте водоотводных устройств, деформационных швов и ограждений. Весь мусор с проезжей части и тротуаров вывозят за пределы моста. Сбрасывать мусор через водоотводные трубы не следует.

Водоотводные устройства (трубы, лотки) чистят специальными щетками (ежами) или продувают сжатым воздухом. Проезжую часть убирают вручную или механизированным способом, используя поливо-моечные и мусороуборочные машины, компрессоры для продувки трубок и щелей и другие механизмы.

В зимнее время проезжую часть и тротуары очищают от снега и льда, при гололеде посыпают песком, топливным шлаком или дробленым щебнем. Применение хлористых солей и других химических соединений, агрессивных к бетону, не рекомендуется. При оттепелях талый снег и материалы борьбы с гололедом с моста убирают. Уборку снега производят шнековыми и шнеко-роторными очистителями, бульдозерами и другими механизмами с погрузкой снега в самосвалы и вывозом за пределы сооружения (а на мостах через реки - за пределы его поймы). Водоотводные устройства, при необходимости, проливают горячей водой.

Периодичность работ по уборке проезжей части определяется местными условиями. Она принимается соответствующей применяемой на примыкающих участках дороги, но не реже чем 1 раз в 10 дней, а зимой при снегопадах - ежедневно.

5.4.12. При уходе за бордюрами и парапетными ограждениями их поверхность очищают от поврежденного бетона и грязи, покрывают полимерной краской для предотвращения их дальнейшего разрушения. Стойки амортизаторов и планок барьерных металлических ограждений моют с использованием щеток. Небольшие повреждения окрасочного слоя восстанавливают подкраской с применением хлорвиниловых эмалей.

5.4.13. Для предупреждения разрушения деформационных швов в течение года проводят промывку водоотводных лотков, устранение наплывов и трещин, отдельных выбоин и просадок в зоне шва, заливку швов мастикой, подтягивание пружин в швах со скользящими листами. Зазоры между пролетными строениями под деформационными швами очищают от посторонних предметов (остатков опалубки, бетона и т.д.).

5.4.14. Волны и наплывы, образующиеся в асфальтобетонном покрытии в зоне шва, устраняют вырубкой или срезкой асфальтобетона с предварительным его разогревом. Для заделки выбоин используют горячие и теплые асфальтобетонные смеси, отвечающие требованиям соответствующих нормативных документов на ремонт асфальтобетонных покрытий.

5.4.15. Мастику деформационных швов при ее выкрашивании или отслаивании от кромок заменяют. Для этого зазор освобождают от старой мастики, очищают и промывают водой с последующей продувкой сжатым воздухом, грунтуют битумным лаком и заполняют новой мастикой.

Заделку трещин в асфальтобетонном покрытии и заливку швов мастикой осуществляют весной и осенью в сухую погоду, когда трещины имеют наибольшее раскрытие. Для заполнения швов (в зависимости от климатических условий) применяют резинобитумные вяжущие, битумно-бутилкаучуковые мастики, полимерно-битумные вяжущие, тиоколовые герметики согласно положений разд. 4.

5.4.16. Для устранения отдельных сколов и трещин цементобетонного покрытия около деформационного шва поврежденный бетон вырубают, очищают поверхность раковин от пыли, мастик и осколков бетона. На очищенную сухую поверхность раковин наносят грунтовочный слой из полимерных составов и затем их заполняют полимербетонной смесью (латексбетоном, эпоксидноминеральными смесями).

При повреждении бетона у швов на больших участках для восстановления применяют цементобетонные смеси на быстротвердеющем цементе (БТЦ) марки 400-500 или портландцементе марки 500-600.

5.4.17. Подтягивание пружин и их смазку в металлических деформационных швах открытого типа осуществляют, как правило, летом или осенью. Предварительно очищают от грязи и мусора скользящие листы и пазы, в которых они перемещаются, продувают щели между скользящим листом и стальным окаймлением у кромки шва, откручивают крышку обоймы, а затем затягивают обжимной болт пружины до момента появления контакта скользящего листа с окаймлением, восстанавливают смазку пружины, укладывают герметизирующую уплотнительную резиновую шайбу и завинчивают крышку. Работы проводят через 2 года. Очистку лотков под деформационными швами выполняют 2 раза в год.

5.4.18. Поврежденные направляющие планки барьерного ограждения при прогибах до 20 см и длине деформированного участка до 4 м выправляют на месте. Поврежденные амортизаторы, стойки и сильно деформированные планки, предварительно снимая, также исправляют на месте. При прогибах стоек более 1/10 высоты и смятии амортизаторов более 15 см их заменяют.

5.4.19. При образовании на покрытии трещин, выбоин, а также неровностей до 3 см при сохранении целостности гидроизоляции и защитного слоя на старое покрытие укладывают сверху слой износа или покрытие заменяют. При этом следят, чтобы на сооружении не образовался излишний слой и отверстия для сброса воды не перекрывались асфальтобетоном, а размер отверстия соответствовал проектному значению (но не менее 150 мм). Уклоны покрытия принимают обеспечивающими отвод воды с моста или к водосточным устройствам.

На мостах без гидроизоляции открытые трещины в покрытии допускать не следует.

5.4.20. Восстановление покрытия целесообразно выполнять методом термопрофилирования по технологиям, изложенным в соответствующих нормативно-технических документах.

Для выравнивающего и защитного слоя (толщиной не менее 60 мм) следует применять мелкозернистые бетоны класса не ниже В-25 и морозостойкостью не менее F 200. При этом марка по водонепроницаемости должна быть не ниже W6 при водоцементном отношении не выше 0,42. Защитный слой армируется в соответствии с указаниями нормативных документов.

При восстановлении покрытия превышение размеров слоев по толщине допускать не следует.

5.4.21. Если при поддержании проектных уклонов на проезжей части вода на покрытии застаивается, попадает на нижерасположенные элементы, необходимо устанавливать дополнительные водоотводные трубы в местах большого скопления воды с устройством соответствующих уклонов к трубе, наращивать существующие трубы или применять новую систему водоотвода.

При укладке покрытия в месте сопряжения с тротуарными блоками, необходимо в покрытии вдоль блоков устраивать углубление размером 2×3 см, и заполнять его герметизирующими пастами.

5.4.22. Открытые поверхности тротуаров и боковые поверхности элементов, по которым может стекать вода, следует покрывать гидрофобизирующими жидкостями.

Для предотвращения коррозии металлических элементов мостового полотна (ограждения безопасности, перила и др.) их поверхности в отдельных местах после очистки от грязи, старой краски, рыхлых слоев продуктов коррозии, обезжиривания и обеспыливания грунтуются и окрашиваются. Эти работы проводятся ежегодно. Оцинкованные поверхности металла, в случае отсутствия их повреждения, не окрашивают.

5.4.23. Следует устранять просадки покрытия проезжей части в местах сопряжения моста с подходами. Если просадки превышают допустимые значения, их устраняют путем укладки дополнительного слоя асфальтобетона. При значительных просадках, связанных с неудовлетворительным состоянием земляного полотна, повреждением переходных плит или их смещением, вскрывают дорожную одежду и заменяют грунт на крупнозернистый чистый песок, дробленый шлак или другие материалы, обеспечивающие эффективный отвод поверхностных вод. При повреждении отдельных переходных плит их заменяют, а в случае нарушения их сопряжения с лежнем - выправляют.

5.4.24. Разрушенные деформационные швы восстанавливают или заменяют новой конструкцией. При повреждении отдельных деталей шва производят его частичную разборку с заменой этих деталей.

Во всех случаях, при восстановлении швов извлекают существующую конструкцию со ступенчатой вырубкой слоев дорожной одежды и устанавливают новую с обязательным обеспечением водонепроницаемости деформационного шва.

При замене швов применяют готовые конструкции, собранные в заводских условиях или мастерских по типовым проектам или действующим в отрасли каталогам. Поставка конструкций в собранном виде целесообразна в виде готовых пакетов длиной 4,5-7,5 м в зависимости от габарита моста. Поэлементная поставка производится по согласованию с заказчиком.

5.4.25. Восстановление тротуаров предполагает частичную или полную замену их конструкции. При накладных тротуарах из сборных блоков заменяют поврежденные блоки и тротуарные плиты.

В случае образования трещин и сколов в тротуарных блоках и плитах, их заделывают полимерцементными составами. При разрушении покрытия на тротуарах его восстанавливают асфальтобетоном или цементобетоном. При необходимости могут быть переустроены консоли плит для анкеровки перил.

Край свеса плиты по фасаду вдоль моста оборудуется сливным устройством, а по нижней грани плиты - слезником.

Перила и ограждения безопасности заменяют в составе переустройства тротуаров. При установке перил и ограждений уделяют большое внимание качеству их заделки в плиту и устройству гидроизоляции в местах заделки.

5.4.26. Признаками повреждения гидроизоляции проезжей части являются протечки и подтеки извести (продукты выщелачивания) через швы и трещины по нижней поверхности плиты, фильтрация воды через плиту и др. При локальном повреждении изоляции дефект устраняют на участке с радиусом не менее 1,5 м от места фильтрации воды, а при наличии протечек вдоль несущих крайних элементов пролетного строения или вдоль деформационных швов - на ширине не менее 1,5 м соответственно от тротуара и шва по всей их длине. Восстановление гидроизоляции на этих участках достигается укладкой дополнительного гидроизоляционного слоя, аналогичного ранее примененному, с объединением его со старым приклеиванием (мастикой) или сваркой.

В случае незначительной фильтрации воды через плиту производят улучшение гидроизоляционных свойств одежды. Для этого поверхность защитного бетонного слоя пропитывают гидрофобизирующими материалами (например, 10%-ной эмульсией кремнийорганической жидкости), исключающими проникание через него воды. Одновременно зачеканивают швы тротуарных блоков и устраивают вдоль тротуара заполняемую мастикой штрабу.

Наши рекомендации