Организация работы на участковых станциях
Оперативное планирование и управление работой станции. В соответствии с Типовым технологическим процессом [4] оперативное планирование и руководство участковой станцией с большим объемом переработки вагонопотоков осуществляет маневровый диспетчер (ДСЦ), а в остальных случаях – дежурный по станции (ДСП).
Всей оперативной работой, связанной с движением поездов и маневровыми передвижениями, руководит ДСП, распоряжения которого обязательны для работников всех служб.
На участковых станциях с большой поездной работой на посту ЭЦ организовывается работа двух-трех ДСП, закрепленных за отдельными парками или горловинами. Для обеспечения слаженности в работе станции и выполнения сменного плана организуются единые смены, в состав которых входят работники всех служб, участвующих в обработке поездов и вагонов.
Руководитель единой смены (ДСЦ или ДСП) в процессе своей работы обеспечивает: составление сменного плана по приему, отправлению, обработке, расформированию и формированию поездов; выполнение технологических норм обработки поездов, вагонов, максимальное сокращение межоперационных простоев и общего времени нахождения вагонов на станции; своевременную обработку вагонов на пунктах погрузки-выгрузки (подачу и уборку местных вагонов); рациональное распределение работы между маневровыми районами; постоянный контроль за соблюдением требований безопасности движения и техники безопасности при производстве маневровой работы.
Обработка транзитных поездов. Участковые станции обслуживают, главным образом, транзитный вагонопоток без переработки. Порядок обработки транзитного поезда со сменой локомотива и локомотивной бригады показан на рис. 9.9 и состоит в следующем. ДСП, получив от поездного диспетчера (ДНЦ) информацию об отправлении поезда с соседней станции и его характеристику, извещает дежурного по локомотивному депо, работников станционного технологического центра обработки перевозочных документов (СТЦ), пунктов технического обслуживания вагонов (ПТО) и коммерческого осмотра вагонов (ПКО) о предстоящем времени прибытия поезда и пути его приема.
Прибывающий на станцию поезд встречают бригады ПТО, ПКО и приемщики поездов. Одна группа работников ПТО (осмотрщики и слесари) располагается у места остановки хвостового вагона для осмотра технического состояния вагонов в движущемся поезде, другая группа встречает поезд у места остановки головного вагона. После остановки поезда состав закрепляется на пути приема тормозными башмаками в соответствии с Технико-распорядительным актом станции (ТРА) и локомотив отцепляется от поезда. Работники ПТО ограждают состав поезда и приступают к его техническому обслуживанию, выявляют вагоны для отцепочного и безотцепочного ремонтов. На станциях, оборудованных устройствами централизованного ограждения составов поездов, сигналы ограждения включает оператор ПТО.
На вагонах, подлежащих отцепочному ремонту, осмотрщики делают меловые надписи на вагоне с указанием, куда должен быть направлен вагон (депо, перегруз и т.д.). На вагонах, подлежащих безотцепочному ремонту, осмотрщики делают меловые отметки о характере неисправностей, а идущие вслед за ними слесари выполняют необходимый ремонт. По окончании ремонта слесари стирают меловые надписи на вагоне, нанесенные осмотрщиками, а старший осмотрщик вагонов сообщает ДСП об окончании технического осмотра и ремонта.
На станциях с большим объемом работы, пути которых оборудованы централизацией ограждения составов, оператор ПТО ведет график технической готовности составов. Получив полную техническую готовность от всех групп, а также от головного и хвостового осмотрщиков на весь состав поезда по автотормозам, оператор ПТО выключает сигналы централизованного ограждения поезда, оповещает об этом работников, находящихся на путях, и сообщает ДСП о готовности состава к отправлению.
Порядок осмотра и ремонта вагонов, время на выполнение отдельных операций, число бригад и групп в бригаде устанавливается технологическим процессом работы станции и ПТО.
Одновременно с техническим обслуживанием производится коммерческий осмотр состава и устранение обнаруженных неисправностей, угрожающих безопасности движения и сохранности грузов. Результаты осмотра состава в коммерческом отношении приемщик поездов сообщает ДСП и делает запись об этом в Книге регистрации коммерческих неисправностей. При наличии вагонов с коммерческими неисправностями, угрожающими сохранности грузов и безопасности движения, а также при невозможности их устранения без отцепки приемщик поезда делает меловые пометки на вагонах. При этом он сообщает ДСП номера вагонов, требующих отцепки и подачи их на пути устранения неисправностей, с последующим составлением акта общей формы ГУ-23.
При отцепке от транзитного поезда вагонов с техническими или коммерческими неисправностями ДСП (ДСЦ) должен принять меры к пополнению состава вагонами, находящимися на станции, до установленной весовой нормы, не задерживая отправление поезда по графику.
По прибытии поезда на станцию оператор СТЦ получает от локомотивной бригады пакет с перевозочными документами, проверяет по контрольному бланку формы ДУ-81 принадлежность их к данному поезду, вносит необходимые изменения в натурный лист поезда, заверяет его штемпелем станции и расписывается в маршруте машиниста о приеме документов. Если вагоны отцеплены от составов отправительских маршрутов, оформленных групповыми перевозочными документами, необходимые изменения вносятся также в групповые накладные и дорожные ведомости с приложением к ним копии акта общей формы ГУ-23 о причинах отцепки вагонов.
Перед отправлением поезда ДСП убеждается о готовности поезда в техническом и коммерческом отношении. Машинисту нового поезда установленным порядком вручается пакет с перевозочными документами в запломбированном виде под расписку в книге сдачи документов формы ДУ-40 или в копии натурного листа.
До отправления поезда, после прицепки поездного локомотива осмотщики-автоматчики производят опробование автотормозов, заполняют справку о тормозах и вручают ее машинисту локомотива.
При смене локомотивных бригад (без смены локомотива) параллельно с техническим и коммерческим осмотрами локомотивная бригада принимает локомотив и перевозочные документы непосредственно от прибывшей локомотивной бригады и осуществляет опробование тормозов. Прием и сдача локомотива и перевозочных документов удостоверяется подписями в маршрутах машинистов с указанием времени оформления передачи.
Обработка поезда, поступившего на станцию в переработку. При наличии телеграммы-натурного листа (ТГНЛ) обработка поезда осуществляется в порядке, представленном на графике (рис. 9.10). В этом случае, полученная до прибытия поезда т размеченная оператором СТЦ телеграмма-натурный лист служит основанием для заблаговременного составления сортировочного листка, содержащего указания о сортировочных путях, на которые вагоны должны быть направлены при расформировании состава.
По отправлению поезда с соседней станции ДСП извещает работников СТЦ, ПТО, ПКО и дежурного по депо о номере, времени прибытия и пути приема поезда. При входе поезда на станцию оператор СТЦ списывает номера вагонов прибывающего поезда. Пакет с перевозочными документами машинист опускает в приемный бункер, откуда они поступают в СТЦ для сверки с ранее полученной телеграммой-натурным листом и списанными во входной горловине номерами вагонов поезда.
Поступивший в расформирование состав обрабатывают в техническом и коммерческом отношениях. Слесари-автоматчики в соответствии с сортировочным листком разъединяют и подвешивают автотормозные рукава в местах разъединения отцепов. Одновременно с техническим обслуживанием вагонов осуществляется ремонт автосцепных приборов и снимаются хвостовые сигналы. Количество бригад и групп, их расстановка, порядок ограждения состава, осмотра и ремонта вагонов, а также время на выполнение операций устанавливаются технологическим процессом работы станции и ПТО.
Параллельно с техническим обслуживанием приемщики поездов осматривают составы в коммерческом отношении, при котором выявляются неисправности вагонов, угрожающие сохранности груза и безопасности движения. Время на коммерческий осмотр вагонов не должно превышать времени, установленного на техническое обслуживание состава.
По окончании технического обслуживания состава старший осмотрщик вагонов или оператор ПТО сообщает в СТЦ номера вагонов, требующих отцепочного ремонта, с последующим заполнением на эти вагоны уведомлений, а приемщик поездов – номера вагонов, требующих подачи на специальные пути с последующим составлением на них акта общей формы.
Об окончании обслуживания состава и снятии ограждения старший осмотрщик вагонов (или оператор ПТО) и приемосдатчик поездов уведомляют дежурного по станции.
Обработка поезда своего формирования. Обработка поезда осуществляется в порядке, представленном на графике (рис. 9.11, 9.12). При перестановке сформированных составов из сортировочного парка на пути отправления (рис. 9.11) ДСП извещает старшего осмотрщика вагонов (или оператора ПТО) и приемщика поездов о перестановке каждого состава с указанием номера пути, номера поезда, количества вагонов в нем, номеров головного и хвостового вагонов и времени отправления поезда с последующей записью в Книге предъявления грузовых вагонов к техническому обслуживанию.
На станциях, не имеющих отправочных путей, составы предъявляют к техническому обслуживанию и коммерческому осмотру по окончании формирования составов на путях сортировочного парка (рис. 9.12).
Перед отправлением состава своего формирования выполняются следующие операции: контрольная проверка состава с натуры, техническое обслуживание и текущий безотцепочный ремонт вагонов, коммерческий осмотр вагонов и устранение неисправностей сдача перевозочных документов локомотивной бригаде, прицепка поездного локомотива и опробование автотормозов.
Работники ПТО, оградив сигналами предъявленный для осмотра состав, производят техническое обслуживание, проверку правильности сцепления вагонов и при необходимости ремонт вагонов. По окончании технического обслуживания и ремонта вагонов старший осмотрщик вагонов дает указание о снятии ограждения и уведомляет ДСП о технической готовности состава. После прицепки поездного локомотива осмотрщики-автоматчики осуществляют опробование автотормозов. Одновременно с техническим обслуживанием и ремонтом вагонов выполняется коммерческий осмотр состава. По окончании коммерческого осмотра и устранения неисправностей приемщик поездов уведомляет ДСП о готовности поезда к отправлению в коммерческом отношении.
Расформирование поездов. Расформирование поездов на участковых станциях выполняется с использованием основного для данной станции сортировочного устройства (горка малой мощности или вытяжного пути), а подборка групп местных вагонов – с использованием вытяжного пути, расположенного в выходной горловине сортировочного парка.
Расформирование поездов ведется по плану, который должен учитывать максимальное совмещение его с формированием составов, подборкой групп вагонов для формирования следующих составов, а также групп вагонов для подачи к грузовым пунктам.
ДСП до начала роспуска состава обязан убедиться в свободности сортировочных путей и, при необходимости, обеспечить осаживание или подтягивание к выходной горловине стоящих на них вагонов.
На горке малой мощности расформированием–формированием составов руководит составитель поездов или оператор горки. Получив сортировочный листок, составитель поездов знакомит с предстоящей работой машиниста маневрового локомотива, расцепщика и по двухсторонней связи сообщает о начале роспуска состава. Копия сортировочного листка направляется старшему регулировщику движения отцепов, который информирует регулировщиков скорости движения отцепов о числе вагонов в каждом отцепе и порядке их поступления на сортировочные пути.
Об окончании формирования состава составитель поездов докладывает дежурному по станции (маневровому диспетчеру), который предъявляет состав к техническому обслуживанию и коммерческому осмотру. Порядок выполнения операций расформирования-формитрования составов показан на графике (рис. 9.13).
Порядок и продолжительность расформирования-формитрования составов на вытяжных путях зависят от профиля и длины вытяжного пути, а также длины формируемого состава.
Контрольные вопросы
1. Какие раздельные пункты относятся к участковым станциям и их классификация?
2. Схемы участковых станций и условия их применения.
3.Какие недостатки имеют поперечная и полупродольная схемы станций?
4. Узловые участковые станции и их основное назначение. Требования к разработке схем узловых станций.
5. Кто и как осуществляет оперативное управление и планирование работы участковой станции?
6. Какой порядок обработки транзитных поездов без переработки на участковых станциях?
7. В чем заключается обработка поезда, поступившего в переработку, по прибытию на станцию?
8. В чем заключается подготовка сформированного на станции состава поезда к отправлению?
9. Какой порядок расформирования и формирования составов поездов на участковых станциях?
Литература
1. Железнодорожные станции и узлы /под редакцией В.Г.Шубко, Н.В.Правдина/ - М.: УМК МПС России, 2002.
2. Правила и технические нормы проектирования станций и узлов на железных дорогах колеи 1520 мм. – М.: Техинформ, 2001.
3. Типовой технологический процесс работы участковой станции. М.: транспорт, 1989.
Рисунки
Рис.9.1. Участковая станция поперечного типа с основным депо:
ПО – приемо-отправочные парки; ТП – технический парк; С – сортировочный парк; ПЗ – пассажирское здание; ПЧ – дистанция пути; ШЧ – дистанция сигнализации и связи; ГД – грузовой двор; М1, М2 – вытяжные пути; ЭУ – эксплуатационная база по техническому осмотру и экипировке локомотивов; РБ – ремонтно-механическая база локомотивов; ПТО – пункт технического обслуживания вагонов; ПВП – пути отстоя пожарно-восстановительного поезда; ЛТ – локомотивный тупик; 1 9 – точки пересечения маршрутов следования
Рис. 9.2. Участковая станция поперечного типа с внутренним расположением сортировочного парка
Рис.9.3. Схемы участковых станций полупродольного типа:
а) – с размещением экипировочных устройств на общей территории с ремонтной базой; б) – с размещением экипировочных устройств вблизи центральной горловины
Рис. 9.4. Участковая станция продольного типа с основным депо:
1,2,3, - точки пересечения маршрутов
Рис.9.5. Схема участковой станции с последовательным размещением пассажирских устройств и парков для грузового движения
Рис.9.6. Схема узловой участковой станции однопутной линии
Рис.9.7. Схемы узловых участковых станций поперечного типа в месте пересечения однопутной линии с двухпутной
Рис.9.8. Схемы узловых участковых станций продольного и полупродольного типов в месте пересечения двухпутных линий
Рис. 9.11. График обработки поезда своего формирования в парке отправления
Рис. 9.12. График обработки поезда своего формирования на сортировочно-отправочных путях
Рис. 9.13. Примерный график расформирования – формирования составов:
а – на горке малой мощности (при одном локомотиве и составе из 30 – 40 вагонов; б – на вытяжном пути (при составе 30 – 40 вагонов)