Монополистическая конкуренция

Конкуренция и ее виды

Хорошо ли, когда есть конкуренция? Хорошо ли нам, потребителям, когда на рынке много фирм - производителей и они конкурируют друг с другом? Очевидно, чтобы привлечь покупателей, эти фирмы будут стараться повысить качество своей продукции, расширить разнообразие своих товаров, установить цены ниже, чем у конкурентов. Все это нас вполне устраивает.

Хорошо ли самим фирмам, что у них есть конкуренты? Наверное, не очень, ведь можно обанкротиться. Но банкротом станет слабая фирма, которая не смогла обеспечить высокое качество своей продукции или не выдержала ценовой конкуренции. Такое банкротство вполне закономерно. Но и сами фирмы, чтобы производить продукцию, должны быть покупателями факторов производства, и они тоже заинтересованы в высоком качестве и низких ценах на этих рынках. Следовательно, фирмам также выгода конкуренция.

Конкуренция – это борьба за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров и услуг.

В разных отраслях количество продавцов товара может варьироваться от единицы до очень большого значения. Когда продавец имеет больше власти на рынке: когда он один или когда продавцов несколько; когда его товар такой же, как у многих, или когда товар уникальный и не имеет заменителей? В зависимости от количества продавцов на рынке и от того, какие отношения складываются между ними, и еще ряда факторов, различают основные типы рынков:совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Совершенная конкуренция

Совершенная конкуренция – это рынок, на котором множество мелких фирм производят одинаковую продукцию и не имеют возможности контролировать цены на нее. Количество покупателей на таком рынке также бесконечно велико. Никто из участников рынка не имеет информации больше, чем все остальные. Это теоретическая модель; в реальной жизни нет таких рынков, на которых бы в полной мере выполнялись такие условия. Но некоторые рынки близки к совершенной конкуренции. Это рынки сельскохозяйственных продуктов (например, рынок пшеницы, рынок кукурузы); рынок рыбы; фондовый рынок, где продаются ценные бумаги.

Почему отдельные производители, действующие на рынках совершенной конкуренции, не могут повлиять на рыночную цену?

Пусть на рынке, где действует бесконечно много покупателей и продавцов, продающих совершенно одинаковый товар, установилась равновесная цена. Допустим, один из продавцов решит продавать товар дороже. Очевидно, он не продаст свой товар, поскольку рядом еще много продавцов, продающих точно такой же товар дешевле. В итоге, выручка такого продавца только уменьшится.

Допустим, другой продавец решит подавать свой товар дешевле. Он, конечно, продаст свой товар, но, поскольку покупателей бесконечно много, он бы в любом случае продал свой товар, а при заниженной цене каждая проданная единица товара не принесет ему часть выручки. В итоге, выручка второго продавца также будет меньше.

Только при равновесной рыночной цене выручка продавцов будет наибольшей. На рынке совершенной конкуренции продавец вынужден поддерживать рыночную цену, он является ценополучателем (price-taker).

Нужна ли реклама в такой отрасли, где все товары совершенно одинаковы? Очевидно, в ней нет необходимости, поскольку она не сможет увеличить спрос на товары конкретной фирмы.

Когда на рынке очень много продавцов, то нет никаких препятствий, чтобы еще один продавец присоединился к ним.

На рис. 50 отражены основные признаки совершенной конкуренции и других видов конкурирующих рынков.

Как все-таки можно обойти конкурентов? Как сделать свою продукцию более привлекательной для покупателей? Ведь поднять цену на товар можно только при условии, что ваша продукция в чем-то превосходит продукцию конкурентов. Процесс создания уникальной продукции, отличной от аналогов, называется дифференциацией. Существует много способов дифференциации продукции.

Прежде всего, это повышение качества продукции. Фирма может пригласить дизайнера, художника, технолога, программиста и других специалистов, которые проведут научно-исследовательские работы – НИР, и найдут способы повысить качество, надежность, долговечность вашего продукта.

Другой способ дифференциации продукции – повышение качества обслуживания покупателей. Вы и ваши родители знаете, в каких магазинах приятно делать покупки, услуги каких специалистов вызывают больше доверия, какие продавцы обеспечивают высококвалифицированное обслуживание, и за это вы готовы заплатить более высокую цену.

Если вырешили сделать крупную покупку, например, телевизор, вряд ли вы пойдете на рынок бытовой техники. Почему? Вам нужно быть уверенными в том, что вашему телевизору будет обеспечено гарантийное обслуживание, а для этого в паспорте товара должен стоять штамп магазина. За это покупатели тоже готовы заплатить более высокую цену.

Преимущество имеют еще те фирмы, расположение которых более удобно для пользователей. Кафе рядом с вузом будет всегда востребовано, автозаправочная станция в удобном месте даже при наличии тех же марок бензина будет пользоваться повышенным спросом, продуктовый «подвал» в вашем доме вы будете посещать чаще, даже если какие-то продукты можно было бы купить дешевле в других местах.

Если фирме удалось добиться некоторого преимущества по сравнению с конкурентами, ей необходимо дать рекламу, пусть недорогую, но покупатели должны быть проинформированы об уникальности ваших предложений. Так формируется рынок монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция - это рынок, на котором большое количество мелких фирм производят схожую продукцию и отчасти имеют возможность контролировать цены на нее.

Барьеры для входа на такой рынок могут возникнуть, поскольку не каждый конкурент способен обеспечить такие же преимущества для своего продукта, но эти барьеры достаточно легко преодолимы, на рынке монополистической конкуренции действует достаточно много продавцов. Примерами рынков монополистической конкуренции могут быть местные магазины розничной торговли: цветочные и сувенирные киоски, канцтовары, книги, продуктовые «подвалы», булочные, автозаправочные станции и др. В реальной жизни это самый распространенный вид конкуренции.

Олигополия

Олигополия – это рынок, который принадлежит нескольким крупным фирмам. Вам известны операторы мобильной связи. Сколько их? А сколько фирм производят мобильные телефоны? Весь рынок производителей мобильных телефонов поделен между 10-15 крупнейшими корпорациями. Почему этих фирм так мало, по каким принципам они устанавливают цены на свою продукцию, много ли денег тратят они на рекламу?

В условиях олигополии количество фирм очень невелико, поскольку существуют высокие барьеры для входа в отрасль. Такими барьерами могут быть: огромный стартовый капитал, необходимый для производства данного товара, лицензия на производство товара или услуги, коммерческая тайна, авторское или патентное право. Например, при производстве мобильного телефона необходимо купить права на 50 патентов.

Олигополиями являются также рынок прохладительных напитков, рынок парфюмерии. На таких рынках ценовая конкуренция менее эффективна, чем в условиях совершенной или монополистической конкуренции: если компания понизит цену, то остальные тоже понизят, в итоге у всех компаний сократятся доходы. Цены на товары устанавливаются по принципу ценового лидерства: признанный лидер данной отрасли устанавливает свои цены, остальные фирмы им следуют.

На рынке олигополий конкуренция ведется вокруг потребительских свойств товаров. Высокое качество товаров должно сопровождаться соответствующей маркетинговой деятельностью, прежде всего, рекламой. В условиях олигополии фирмы тратят огромные средства на рекламу. Практически, вся дорогостоящая реклама на телевидении, на радио, на транспорте и т.п., - это реклама олигополий. Известны случаи, когда фирмы платили за рекламное время на телевидении более двух млн. долларов за минуту.

Монополия

Самой большой рыночной властью обладает монополист. Монополия – это рынок, на котором присутствует единственный продавец уникального продукта. Примеры монополий: железнодорожные перевозки, метро, коммунальные службы, патент, авторское право. Монополия невыгодна потребителям: монополист не заинтересован в повышении качества своей продукции, в разнообразии ассортимента, он имеет возможность устанавливать завышенные цены. И государство проводит антимонопольную политику, не допуская образования новых монополий.

Почему же действующие монополии являются «легальными», законными? Дело в том, что в ряде отраслей конкуренция может навредить общественным интересам, вызвать дополнительные неоправданные затраты. Представьте себе метро, где каждая линия – самостоятельное предприятие. Или газоснабжение дома, когда каждая квартира подводит себе трубы от разных поставщиков. Такая конкуренция не сократит наши затраты. Понятно, что законным монополистом является изобретатель в отношении своего патента, так же как и автор романа - легальный монополист в отношении авторского права.

В определении термина «монополия» два существенных момента: продавец единственный, а товар – уникальный. Если товар имеет заменители, то это уже не монополия. Что касается входных барьеров в монополию, то они не просто высокие, вход заблокирован. Пользуясь рыночной властью, монополист сам устанавливает монопольно-высокие цены (price-maker). Однако государство ограничивает цены и тарифы монополиста. И это не единственное ограничение. Монополист, как и любой продавец, ограничен кривой спроса. Он может продавать товар только при условии, что покупатели готовы купить товар.

Нуждается ли товар монополиста в рекламе? Представьте, что единственная в городе электростанция будет призывать потребителей включить свет или пользоваться горячей водой. Реклама как таковая монополисту не нужна, его товар уникальный, заменителей нет, и покупатели будут вынуждены купить именно данный товар. Но монополист через средства массовой информации (СМИ) поддерживает связи с общественностью – осуществляет пиар

Примеры типов конкурирующих рынков

Наши рекомендации