Остановка и трогание поезда на перегоне
Вынужденная остановка поезда на перегоне может быть необходимой в случаях
- приближения поезда к сигналам остановки, а также
внезапной подачи сигнала остановки с пути или поезда
- когда движение угрожает жизни людей
- внезапное появление препятствия в пределах габарита
подвижного состава
- срабатывание автостопа
- разъединение рукавов или разрыв поезда
- наличие неотпущенных тормозов в поезде, если повышение
давления в магистрали не дает результата
- возникновение пожара на тепловозе или в поезде.
По возможности машинист останавливает поезд на площадке и прямом участке пути если не требуется экстренная остановка. При экстренной остановке контроллер машиниста устанавливают в нулевое положение в последнюю очередь.
Далее машинист немедленно объявляет по радиосвязи о вынужденной остановке машинистам локомотивов и моторвагонных поездов следующих по перегону и дежурным по станциям, ограничивающим перегон, которые должны немедленно доложить об этом поездному диспетчеру. Если остановка не связана с задержкой у светофора с запрещающим показанием, бригада выясняет причину остановки и возможность дальнейшего следования.
Если движение поезда не может быть возобновлено в течение 20 и более минут, то помощник машиниста должен уложить под колеса вагонов имеющиеся на тепловозе тормозные башмаки, а при недостатке их, кроме того, привести в действие ручные тормоза вагонов в количестве и в соответствии с порядком, установленным начальником дороги.
После этого помощник машиниста берет молоток, два прокладных кольца для головок концевых рукавов, а при плохой видимости и ночью -ручной фонарь.
При осмотре помощник машиниста проверяет соединение рукавов, положение концевых кранов, состояние воздухораспределителей и подводящих к ним трубок, выход штоков тормозных цилиндров и отход
колодок от бандажей, состояние состава и находящегося на нем груза. Особо внимательно должны быть проверены номер хвостового вагона и наличие хвостового сигнала.
Машинист сверяет номер хвостового вагона с записью в натурном листе и справке ВУ-45. Машинист обязан дополнительно сообщить по поездной радиосвязи дежурному по станции или поездному диспетчеру о причинах остановки и необходимых мерах по ликвидации возникшего препятствия. При неисправности поездной радиосвязи сообщение необходимо передать с ближайшего пункта, имеющего телефонную связь.
Совместно со всеми работниками, обслуживающими поезд, локомотивная бригада должна принять меры к устранению возникшего препятствия, а в необходимых случаях обеспечить ограждение поезда и смежного пути.
Перед приведением поезда в движение на спуске вынимают из под колес все тормозные башмаки и приводят в действие автотормоза. Затем машинист подает сигнал об отпуске ручных тормозов, отпускает тормоза в поезде и ступенями - вспомогательный тормоз.
Перед приведением поезда в движение на подъеме, если в растянутом состоянии привести его в движение не удается, необходимо отпустить автотормоза вторым положением крана машиниста и затормозить тепловоз. Определить время, за которое поезд полностью придет в движение. Вновь затормозить поезд, а затем поставив ручку крана машинистка во второе положение, начать осаживать состав. При этом тормоза у вагонов будут отпускаться последовательно. Осадив примерно пятую часть поезда, машинист переводит реверсивную рукоятку в положение "вперед" и увеличивает силу тяги. Такой способ трогания безопасен для поезда с тяжелой головной частью или однородного, и ели скорость при трогании будет примерно равна скорости распространения отпускной волны.