Налив, перевозка и сдача нефтегруза
Для перевозки нефтегрузов наливом используют грузовые самоходные и несамоходные нефтеналивные суда.
Суда для перевозки нефтегрузов должны быть зачищенными и подготовленными к погрузке в соответствии с установленными требованиями.
Степень зачистки зависит от сорта нефтепродукта, остаток которого имеется в судне и который будет наливаться. Так, если в судно, освободившееся после перевозки моторного топлива, запланирован налив тракторного керосина, то из судна необходимо удалить остаток нефтепродукта, эмульсии и воды, промыть горячей водой и просушить днище (операция 2). Если под налив дизельного топлива или солярового масла подается судно после перевозки авиационного бензина, то надо удалить остаток бензина, эмульсии и воды, промыть растворителем, пропарить или смыть горячей водой и просушить днище (операция 1).
В отдельных случаях суда, освободившиеся после перевозки определенных сортов нефтепродуктов, не могут быть поданы под налив некоторых других сортов. Например, после перевозки авиационного бензина запрещается погрузка осветительного керосина (это требование ГОСТа обозначено в таблице цифрой 0). В других случаях зачистка судна перед наливом не требуется (операции 6, 7).
Чтобы сократить операции по зачистке и обусловленные этим расходы и простои судна, нефтеналивной флот целесообразно специализировать на перевозке какой-либо одной группы нефтепродуктов (светлых, темных, масла и др.).
Не менее чем за 1 сутки до начала погрузки отправитель сообщает перевозчику о количестве нефтепродукта, подлежащего перевозке, и его качественных характеристиках. Для предотвращения задержки судна под наливом (выкачкой) отправитель предъявляет перевозчику резервуары, из которых будут подаваться нефтепродукты или в которые будет сливаться доставленный груз, чтобы произвести замеры и все подготовительные операции.
Высоковязкие нефтепродукты до начала погрузки подогревают в резервуарахдо необходимой температуры.
Налив, выкачка и подогрев нефтепродуктов производят средствами отправителя или получателя. Там, где эти средства находятся в ведении перевозчика, работы выполняет перевозчик по договору с грузовладельцем и за его счет. Наливают и выкачивают нефтепродукты через систему трубопроводов закрытым способом. При этом необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности.
Во время налива наблюдают за размещением груза по отдельным отсекам путем замера высоты налива. Неправильное регулирование запорными устройствами трубопроводов (клинкетами) или отсутствие наблюдения загрузкой (выгрузкой) могут привести к неравномерному распределению груза и деформации корпуса судна.
Резервуары для нефтепродуктов и трубопроводы необходимо проверить в отношении исправности соединений, замков, пломб, вентилей и отделить их от других путем закрытия и пломбирования задвижек на трубопроводах.
Количество принимаемого к перевозке груза определяет отправитель по замерам береговых резервуаров, танков нефтеналивного судна или с помощью автоматических счетчиков.
В отдельных случаях, установленных правилами перевозок, количество принятого к перевозке груза определяют при участии представителя перевозчика.
В пункте выгрузки количество груза определяют тем же способом, что и в пункте погрузки.
Количество нефтегруза, находящегося в резервуаре или в нефтеналивном судне, определяют следующим образом:
измеряется общий уровень наполнения и уровень подтоварной воды. По калибровочной таблице вместимости резервуара определяют общий объем нефтепродукта и объем подтоварной воды и, вычитая последний из первого, устанавливают объем груза.
Загрузку или разгрузку нефтеналивного судна оформляют актом приема-сдачи нефтепродукта (форма ГУ-36), в котором указывают все данные, предусмотренные формой, необходимые для заполнения накладной и расчета времени простоя.
Массу погруженного или выгруженного груза определяют умножением его объема, установленного указанным порядком, на плотность. Плотность нефтепродукта, как и другие качественные характеристики (температура, вязкость и др.), определяют лабораторным анализом, для которого берут пробы груза в соответствии с установленным ГОСТом.
Загруженные суда, в которых количество груза определено отправителем, должны быть им опломбированы.
После выгрузки судно подлежит зачистке, мойке и дегазации средствами грузовладельца, кроме тех случаев, когда оно по согласованному графику предназначено для перевозки однородных нефтепродуктов. Но при этом остаток не выгруженного груза должен быть минимальным. Работы по зачистке и мойке судна при наличии соответствующего договора может выполнять перевозчик за счет грузовладельца.
Учитывая невозможность насосами полностью откачать из судна нефтепродукты и нецелесообразность его зачистки после каждого рейса (если оно под налив однородного груза), правилами перевозок установлено, что принятое на перевозку и сданное получателю количество нефтегрузов подсчитывают по итогу за навигацию.
Перевозчик обязан: произвести учет всех принятых и сданных нефтепродуктов по транспортным документам; после закрытия навигации замерить остатки нефтепродуктов в судах и на перевалочных базах составить акты о количестве этих остатков, которые подлежат зачету в сдачу нефтегрузов. Кроме того, необходимо рассчитать по действующим ценам размеры естественной убыли нефти и нефтепродуктов при их перевозке в течение навигации, а также учесть остатки груза, смешанные при наливе с нефтепродуктами других наименований.
Результаты подсчета сверяют с данными грузовладельца и составляют акт, где фиксируют соответствие принятого и доставленного получателям количества нефтегрузов (или недостачу их).