Пассажирские технические станции

Пассажирские технические станции, выполняющие цикл операций по подготовке составов к следованию в рейс, - очистку, технический осмотр, переформирование, ремонт и экипировку, имеют важнейшее значение в организации пассажирского движения. На этих станциях также находится резерв пассажирских вагонов и во многих случаях размещаются устройства для ремонта и экипировки пассажирских локомотивов. На технической пассажирской станции проходят экипировку и межпоездной ремонт приписанные к ней и оборачивающиеся составы, приписанные к другим станциям.

В зависимости от объемов работы, а также от размеров и конфигурации площадки по местным условиям возможно применение различных схем взаимного расположения основных элементов: парков приема и отправления, ремонтно-экипировочного депо (РЭД), вагономоечной машины (ВММ), вагонного депо и локомотивного хозяйства (при его размещении на технической станции).

На технических станциях в качестве типовых стационарных ВММ приняты машины типов 116 и 178 конструкции ПКБ ЦП МПС. Вагономоечная машина типа 116 с автоматизированным управлением позволяет полностью механизировать все трудоемкие операции при обмывке боковых и торцевых стен вагона, оконных стекол, крыши и ходовых частей.

ВММ имеет автоматическое управление, обеспечивающее включение насосных установок перед подходом обмываемого состава, последовательное включение всех рабочих агрегатов перед первым обмываемым вагоном и последовательное выключение этих агрегатов за последним вагоном обмываемого состава.

Расчетная скорость движения состава при обмывке 0,8¸1,0 км/ч, время обмывки одного состава 30 мин. Стационарные ВММ типа 116 устанавливаются как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках в зависимости от климатических условий.

В машине типа 178, предназначенной для станций с меньшим объемом работы, уменьшено по сравнению с машиной типа 116 количество щеток и вспомогательного оборудования, а также сокращено расстояние от позиции нанесения растворителя до позиции обмывки стен и крыш с 32 до 15 м, что обусловливает снижение скорости движения состава до 0,3¸0,4 км/ч и увеличение продолжительности обмывки до 1 ч. Нанесение растворителя предусмотрено не на влажную, а на сухую поверхность кузова для более длительного удержания растворителя на очищаемой поверхности. Имеется несколько вариантов машины типа 178 с подогревом и без подогрева воды, а также с применением растворителя и без него.

РЭД целесообразно сооружать на станциях, обрабатывающих не менее пяти составов в сутки, если время их нахождения на путях технической станции по расписанию более 7 ч. Длина стойловой части РЭД устанавливается по длине пассажирских составов с добавлением 20 м (с учетом расстояния до ворот депо и возможности расцепки вагонов). В боковых двухэтажных пристройках РЭД размещаются мастерские, кладовые, административные и бытовые помещения. В РЭД необходимо предусматривать концентрацию всех основных экипировочных операций, в т.ч. снабжение вагонов-ресторанов (с выделением в здании соответствующих кладовых), санитарную обработку постельных принадлежностей и инвентаря и др., чтобы избежать сооружения дополнительных отдельных зданий.

РЭД обеспечивают условия для высокого качества технического осмотра и ремонта пассажирских составов и нормальные условия труда, особенно в пунктах с неблагоприятными климатическими условиями. В пунктах с благоприятными климатическими условиями могут сооружаться открытые ремонтно-экипировочные пути, оборудованные смотровыми канавами, необходимыми коммуникациями с производственным корпусом, размещаемым вблизи экипировочных путей.

Стационарные ВММ устанавливаются при числе обмываемых в сутки составов 4-5 и более, как правило, в крытых зданиях, за исключением пунктов с продолжительностью среднемесячных температур ниже 00С не более 2-3 месяцев в течение года. При числе обмываемых составов свыше 15 рекомендуется применение стационарной машины 116, в которой полностью механизированы все трудовые операции по обмывке вагонов и продолжительности обмывки меньше, чем в случае применения машины типа 178.

Кроме путевого развития, ВММ и РЭД, в комплекс устройств технической пассажирской станции должны входить:вагонное депо для годового и текущего отцепочного ремонта (на крупных станциях формирования поездов ВЧД), пост ЭЦ с помещением ДСП (или станционного диспетчера), пункты технического осмотра вагонов, котельная, компрессорная, внешние сети энергоснабжения, воздухопровода, водопровода и канализации, гараж, склад топлива, устройства для газовой дезинфекции, комплекс устройств связи (внутристанционная, парковая оповестительная, радиосвязь диспетчера с составителями и машинистами маневровых локомотивов и др.). В необходимых случаях могут устраиваться пункты питания электроэнергией пассажирских вагонов с электрическим отоплением для обогрева их при низких температурах во время межпоездного отстоя. На территории технической пассажирской станции могут также размещаться локомотивное хозяйство, парк путей для стоянки пассажирских составов в периоды спада движения, материальный склад, прачечная для стирки белья.

На территории технических станций сооружают автодороги (со стороны РЭД и служебно-бытовых помещений) шириной 8 м, переезды через пути и автопроезды в междупутьях парков шириной 4 м.

Пути в парках пассажирских технических станций укладываются, как правило, на площадке, а в трудных условиях – на уклонах не более 1,50/00. Пути в РЭД, ВЧД, ВММ укладываются горизонтальными. Внешние участки путей перед воротами зданий должны быть прямыми на протяжении 30 м. Соединительные пути допускается проектировать на уклонах, соответствующих весу передаваемых по этим путям составов и силе тяги локомотивов, но не более 150/00. Ходовые пути для пропуска только электровозов, тепловозов и электропоездов должны иметь уклоны не более 400/00.

Расстояния между осями путей в парках технических станций установлены 5,3¸7,5 м (через один путь), а при обслуживании только пригородных составов – 5,3 м и через каждые 4-5 путей – 7,5 м. В стесненных условиях допускается минимальное расстояние между осями путей 4,5 м, за исключением тех парков, в которых составы снабжаются принадлежностями для обслуживания пассажиров, топливом и устраиваются колонки для снабжения составов водой.

На путях пассажирских технических станций укладываются стрелочные переводы марки 1/9 и симметричные марки 1/6.

Полезная длина парковых и вытяжных путей должна соответствовать наибольшей длине составов с добавлением длины маневрового локомотива и резерва 10 м на неточность установки. При наличии в парках поперечных проездов полезная длина считается между этими проездами. На крупных пассажирских технических станциях расчетная длина пассажирских составов принимается 600 м.

Пути в вагонном депо следует укладывать сквозными для возможности применения поточного метода ремонта вагонов. Пути для стоянки резервных, багажных и почтовых вагонов проектируют сквозными или тупиковыми с удобным выходом на основные вытяжные пути станции.

В некоторых случаях на общей площадке с технической пассажирской станцией для составов дальних и местных поездов размещаются сквозные или тупиковые пути отстоя составов пригородных поездов (электропоездов, дизель-поездов). Вблизи этих путей размещается пункт контрольно-технического осмотра.

Наши рекомендации