Вопрос 73. Общие понятия и классификация дооборудования и тюнинга транспортных средств.
Под тюнингом подразумевается проведение технических воздействий на автотранспортное средство, в результате которых не происходит изменений эксплуатационных и надежностных характеристик автомобиля, в противном случае эта процедура подпадает под понятие «дооборудование (переоборудование) автомобиля».
В переводе с английского «tuning» дословно означает «настройка», «регулировка». Таким образом, тюнинг автомобиля можно понимать как настройку или подготовку автомобиля в соответствии с пожеланиями клиента, который заказывает услугу. В общем случае тюнингом можно считать деятельность, направленную на улучшение потребительских свойств автомобиля. Самыми распространенными услугами такого рода являются следующие:
улучшение характеристик двигателя, причем не столько увеличение максимальной мощности, сколько способности двигателя отдавать, когда это требуется, необходимый крутящий момент;
улучшение характеристик трансмиссии, благодаря чему двигатель может показать себя «с лучшей стороны». Почувствовать себя в дороге увереннее и спокойнее помогут удобное рулевое колесо, хорошие колеса и шины, вентилируемые тормоза, хорошие амортизаторы;
дополнительное оборудование, которое делает эксплуатацию машины более удобной (например, электростеклоподъемники и центральный замок), система звуковоспроизведения и охранная система, которые установлены почти на всех легковых автомобилях зарубежного производства, датчик дождя, датчик наружного освещения, система помощи при парковке, которая обычно является атрибутом машин более высокого класса, и др.;
изменение внешнего вида автомобиля, которое призвано сделать его более заметным, выделить его в транспортном потоке.
тюнинг можно разделить на несколько «ступеней» — внешний, внутренний тюнинг и технический тюнинг (дооборудование или переоборудование).
Внутренний тюнинг затрагивает интерьер салона и подразумевает декоративную отделку (под металл, дерево, карбон), изменение внутренней обивки салона, руля, установку анатомических сидений, многоточечных ремней безопасности, ручки КПП, накладок на педали, алюминиевых ковриков, неоновой подсветки, дополнительных приборов и т.д.
Тюнинг салона предполагает прежде всего создание уюта для водителя и пассажиров благодаря не только учету индивидуальных требований, но и последних тенденций в сфере рестайлинга отделочными материалами последнего поколения. Тюнинг салона автомобиля может включать в себя перепланировку Торпедо, перешивку сидений и дверных карт, перетяжку салона кожей и другими материалами. Для придания автомобилю индивидуальности специалисты по тюнингу проектируют и реализуют элементы декора и дополнительные аксессуары — телевизоры, GPS-навигацию, мобильные телефоны, подсветку усилителей и кроссоверов, оформление компонентов кожей и алькантарой, подсветку сабвуферных динамиков и изготовление прозрачных корпусов и защитных фальшпанелей..
Внешний тюнинг предполагает установку новых колесных дисков, аэродинамических комплектов (антикрылья, спойлеры, накладки на пороги, арки, бамперы, воздухозаборники), декоративных решеток радиатора, тюнинговой оптики, зеркал, использование аэрографии и т.д. Внешний
Классификация видов тюнинга
Сегодня по международной классификации тюнинг автомобилей делится на несколько уровней (с I по V). Все они отличающихся степенью сложности производимых работ, от самых простейших - эстетических (внешних и внутренних), до глубоких, технических изменений с предоставлением официальных разрешений и правом от производителя на внесение самостоятельных конструктивных решений (авторизованный тюнинг) для модернизации выбранного автомобиля или мотоцикла.
Обычно рассматривают три основных тюнинга:
-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙТЮНИНГ.
-КОНСТРУКТИВНЫЙТЮНИНГ.
-ЭСТЕТИЧЕСКИЙТЮНИНГ.
Под функциональным тюнингом, прежде всего, понимается модификация автомобиля, в результате которой происходит изменение категории транспортного средства. Их основной перечень регламентирован ПДД, международными, федеральными и отраслевыми сертификатами, а право управления автомобилями данных категорий зафиксировано в Водительском Удостоверении (см. главу 4).
Конструктивный тюнинг, по определению, не может обойтись без значительного вмешательства в существующую конструкцию. Самыми большими потребителями такой услуги являются люди, ведущие активный образ жизни, спортсмены - любители и, конечно же, спортсмены профессионалы. Этому способствует технический он же - глубокий тюнинг.
Основная задача эстетического тюнинга - персонификация автомобиля. Он делится на основные подгруппы:
- внешний тюнинг - связан с изменением облика транспортного средства, не затрагивающего конструктивных характеристик;
- внутренний тюнинг - направлен на обеспечение комфорта, соответствующего запросам и пожеланиям клиента
Тюнинг может быть заводским, предпродажным или выполненным в специализированном ателье.
Заводской тюнинг, как правило, предполагает возможность заказать «на конвейере» (на практике — у дилера) цвет, двигатель, вид обивки и т.д., т.е. выбрать один вариант комплектации автомобиля из тех, что предлагают в автосалоне. Конечно, считать это тюнингом можно лишь с известной натяжкой. Завод выпускает несколько модификаций модели, из которых покупатель может сделать выбор, но это не позволяет говорить только о заводском тюнинге, тем более в наших условиях. Известные автопроизводители выпускают отдельные варианты комплектации одной модели автомобиля в объеме, не превышающем нескольких десятков тысяч в год, а отечественный автопром выпускает сотни тысяч автомобилей всего в нескольких модификациях, практически одинаковых внешне.
К предпродажному тюнингу можно отнести установку системы звуковоспроизведения, охранной системы и ряда других систем, повышающих удобство и безопасность эксплуатации автомобиля. Предпродажный тюнинг имеет одно неоспоримое преимущество, которое нельзя игнорировать: установка всех этих систем и дополнительного оборудования у официального дилера не может привести к прекращению действия гарантийных обязательств завода-изготовителя в отношении нового автомобиля.
Аэрография — техника нанесения рисунка с помощью аэрографа на любую поверхность автомобиля, мотоцикла, сноуборда или вейкборда, шлема и т.д. — находит в последнее время широкое применение. В аэрографических автоателье работают художники-аэрографисты, выполняющие рисунки практически любой сложности. Услуги по аэрографии позволяют придать индивидуальность автомобилю за счет эксклюзивности и неповторимости рисунка, кроме того, защитить автомобиль от угона.
Дооборудование (переоборудование)автомобилей (технический тюнинг) требует серьезной работы со всеми системами автомобиля.
Спойлеры, усиливающие прижим к дороге, и дополнительные воздухозаборники для охлаждения тормозов, полезны скоростному автомобилю. При этом изменения будут направлены на увеличение мощности и подвижности автомобиля, включая незначительные технические изменения, такие, как чип-тюнинг, «настроенная» система выпуска. Все это позволяет поднять мощность двигателя без каких-либо его серьезных переделок. Доводка двигателя позволяет получить максимальную отдачу без неоправданных затрат. В той или иной конфигурации возможны изменения формы и диаметра впускного и выпускного каналов, формы клапанов и камеры сгорания. Кроме того, устанавливаются распределительные валы с расширенными фазами газораспределения и увеличенным подъемом кулачка, изменяется система впуска—выпуска, а также программа управления двигателем.
При механической обработке головки блока цилиндров главная задача — максимально наполнить цилиндры топливовоздушной смесью. Формы стандартных каналов, клапанов, камер сгорания далеки от идеальной. Массовое производство и современные (отечественные) технологии не позволяют выполнить канал идеальным. По законам течения жидкости и газов, канал должен представлять собой прямую трубу с ровной внутренней поверхностью. Выход канала в камеру сгорания через открытый клапан вызывает сильное завихрение потока. Поток «срывается», входя в больший объем, а клапан тормозит его движение. Чтобы облегчить наполнение, все эти «преграды» должны иметь максимально обтекаемую форму, а перед «выходом» в камеру сгорания каналу придается слегка «приталенная», чуть суженная форма. Клапан в свою очередь выполняется почти плоским со скругленными фасками, такую же форму придают и седлу клапана. Чтобы ворвавшуюся в цилиндр смесь резко не останавливали стенки камеры сгорания, ее в месте выхода смеси из канала также обрабатывают. В результате увеличения объема, установки распределительного пала, позволяющего клапану находиться в открытом состоянии дольше (увеличенная фаза впуска) и на большей высоте (подъем клапана), мощность двигателя ВАЗа повышается на 30, 50 и даже 100%. Особую роль в повышении мощности играет турбонаддув.
Изменения, затрагивающие агрегаты и узлы автомобиля, — следующий уровень технического тюнинга. Здесь многие работы требуют научных расчетов или по крайней мере большого практического опыта. Изменения коробки передач с измененными передаточными числами, замена редукторов не требуют серьезной перестройки всего автомобиля, так как автомобили н основном предназначены для среднего потребителя и допускают смещение отдельных параметров в определенном интервале. Тюнинг коробки передач предусматривает прежде всего измененные ряды передач, которые позволяют избежать «провалов» при переключениях, держать обороты двигателя в зоне максимального крутящего момента, интенсивнее разгоняться. Передаточные числа для каждого комплекта приводятся в специальной справочной литературе и обозначаются условными номерами, принятыми производителем.
Тюнинг тормозной системы наряду с рулевым управлением — один из наиболее важных моментов настройки автомобиля. Если при доработке (тюнинге) тормозной системы можно выбирать между «передними большими» и задними дисковыми тормозами, то, конечно, нужно выбирать передние, которые выполняют до 80 % всей работы. К тому же, это может оказаться дешевле, так как надежные передние суппорты отечественная промышленность выпускает в отличие от задних. У многих небольших импортных автомобилей последних моделей применены большие колеса при относительно «спокойном» двигателе. Это в большинстве случаев обусловлено необходимостью разместить больший тормозной диск и более мощный тормозной механизм, что приносит выигрыш в силе. Благодаря большой площади колодка меньше нагревается и лучше рассеивает теплоту, при этом колодка из специального материала не теряет своих свойств при повышенном температурном режиме (движение в «боевом» стиле — с частыми разгонами—торможениями). То же можно сказать о применении вентилируемого диска, который лучше рассеивает теплоту. Возможны и смешанные решения — со стандартным механизмом устанавливается увеличенный диск или, что бывает реже, более мощный суппорт устанавливается со стандартным диском или даже вентилируемым, но стандартного диаметра.
Спортивный стиль — одно из направлений технического тюнинга. Он предполагает установку элементов, усиливающих кузов (балки жесткости, каркасы безопасности), низкопрофильной резины, спортивной тормозной системы, спортивного сцепления, выхлопной системы, воздушного фильтра нулевого сопротивления, форсирование двигателя, установку турбины и т.д. Один из характерных примеров — установка спортивного глушителя. Такие глушители производятся для отечественных двигателей с 1999 г. из нержавеющей стали, могут иметь внутренний диаметр от 48 до 63 мм и устанавливаться практически на любой автомобиль. Глушитель прямоточного типа обладает заметно меньшим противодавлением (сопротивлением движению выхлопных газов) и может быть уместным дополнением к форсированному двигателю. Установка спортивного глушителя (без каких-либо доработок двигателя) на автомобилях с роторными моторами и турбодвигателями дает неплохие результаты.