Технико-экономическая характеристика видов транспорта и технологии оказания транспортных услуг в туризме
Глава 4. Логистика транспортного обслуживания в туризме
Технико-экономическая характеристика видов транспорта и технологии оказания транспортных услуг в туризме
Перевозки пассажиров и принадлежащих им багажа и товаров (грузов) во многом определяют качество практически любого туристского продукта, разрабатываемого туроператором. Это обусловлено тем, что перевозочный процесс является неотъемлемым этапом путешествий и туристских поездок. Обоснованность выбора вида перевозки и технологии оказания транспортных услуг в туризме существенным образом влияют на эффективность турподукта и достижения цели туристской поездки. Транспортные услуги - один из основных видов услуг в туризме. На транспортные услуги приходится основная доля в структуре цены тура. В зависимости от дальности и продолжительности путешествия, а также используемых видов транспорта эта доля может изменяться от 20% до 60% [1].
Процесс транспортного обслуживания туристов является определяющим в генерации туров и туристской деятельности как высокодоходной отрасли экономики, а транспорт становится ведущим фактором развития туризма. Более того, увеличение спроса на путешествия оказывает положительное влияние на развитие транспортной инфраструктуры. В свою очередь развитие транспорта обеспечивает возможность расширения географии туризма.
При выборе технологии транспортного обслуживания в туризме учитываются следующие основные показатели качества и эффективности транспортных услуг:
надежность перевозок;
своевременность доставки;
регулярность перевозок;
безопасность перевозок;
сохранность груза при перевозке;
количественные и качественные характеристики транспортного обслуживания (доступность, комфортность, удобства при приеме и сдаче грузов, уровень информационного обслуживания и др.);
дополнительные услуги;
стоимость транспортных услуг и т.д.
Наиболее значимыми измерителями для выбора видов транспорта и самих транспортных средств при оказании туристских услуг являются:
наполнение транспортных средств;
регулярность движения;
время, затрачиваемое на перевозки туристов и принадлежащих им багажа и грузов;
экспрессное и полуэкспрессное обслуживание;
безопасность перевозок;
информированность пассажиров.
Необходимо отметить, что в транспортном обслуживании нормативные представления о времени исполнения транспортной услуги весьма вариативны. Однако это не снижает значение временного параметра качества туристской поездки. Не случайно показатели времени выступают в качестве основных при сертификации туристских услуг. Кроме того, в российских и международных стандартах на целый ряд услуг строго регламентируется время выполнения заказов, доставки товаров, ожидания.
В качестве примеров приведем следующие факты. Фирма «Американ Эйрлайнз» разработала стандарты, позволившие ей стать одной из наиболее предпочитаемых внутренних авиалиний. Так, в ее сервисной деятельности существуют следующие нормативы: на звонки о заказах нужно отвечать в течение 20 секунд; 85% пассажиров не должны стоять в очереди более 15 минут; двери лайнера должны открываться через 70 секунд после окончания движения самолета и т.п. Еще один пример: транспортная компания «Финт-ранс» гарантирует доставку товаров из любой точки Финляндии в Санкт-Петербург в течение двух суток[1].
В условиях увеличения загруженности транспортных коммуникаций и повышения мобильности населения основным показателем и влияющим фактором повышения качества и эффективности оказываемых транспортных услуг является скорость пассажирских перевозок, доставки багажа и грузов. Для автомобильного транспорта ее значение зависит не столько от технических характеристик подвижного состава, сколько от факторов, характеризующих пропускную способность улично-дорожной сети и интенсивность движения.
Прежде чем приступить к рассмотрению технико-экономических характеристик видов транспорта и технологий оказания транспортных услуг ознакомимся с основными понятиями в области транспортной деятельности.
К сфере транспортных услуг принято относить перевозки пассажиров и грузов и связанные с их обеспечением и удовлетворением потребностей заказчика процессы[2]. Транспортная услуга представляет собой результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках в соответствии с установленными нормами и требованиями.
Транспортное обслуживание в туризме осуществляется на основании заключения договоров на перевозки. Договор на перевозки это документ (соглашение) между исполнителем и потребителем транспортных услуг, в котором регламентируются обязательства и взаимная ответственность сторон при перевозке.
Транспортные услуги можно заказать в транспортной или экспедиционной компании, у физических и юридических лиц. Они являются стороной договора туристской перевозки, которая предоставляет услуги. Потребителем транспортной услуги выступает физическое или юридическое лицо, являющееся стороной договора перевозки, которое использует услугу. Потребителями транспортных услуг могут быть пассажиры, грузоотправители и грузополучатели.
Пассажиром является физическое лицо (в туристских поездках это турист), имеющее договор (билет) перевозки.
Поскольку некоторые виды туризма (например, деловой, коммерческий или хобби-туризм, шоп-туры) связаны не только с перевозками туристов, но и принадлежащих им грузов[3] необходимо рассмотреть некоторые понятия, касающиеся организации грузовых перевозок. Прежде всего, это касается субъектов таких перевозок: грузоотправителей, перевозчиков, экспедиторов и грузополучателей.
Грузоотправитель - это потребитель транспортных услуг, сдавший груз к перевозке и указанный в качестве отправителя в договоре перевозки. В качестве грузополучателя выступает потребитель транспортных услуг, принимающий груз после перевозки и указанный в качестве получателя в договоре перевозки. Понятие транспортной экспедиции будет рассмотрено в следующем параграфе настоящей главы.
Необходимо пояснить, что под технологией перевозки понимается способ выполнения перевозочного процесса посредством осуществления последовательных взаимосвязанных этапов и логистических операций.
При транспортном обслуживании в туризме используется транспорт общего пользования: железнодорожный, воздушный, водный (морской и речной), автомобильный. Этими видами транспорта обеспечиваются туристские перевозки пассажиров и грузов и предоставление услуг транспортной экспедиции на основе уставов и кодексов соответствующих видов транспорта и иных федеральных законов и правовых актов Российской Федерации. Рассмотрим характерные особенности указанных видов транспорта при оказании транспортных услуг в туризме.
Железнодорожный транспорт представляет собой основу единой транспортной системы Российской Федерации. Он наиболее эффективен для перевозки пассажиров и массивных видов грузов на средние и дальние расстояния. Железная дорога удобна для перевозок любых категорий туристов, начиная от туристов-индивидуалов, больших и малых туристских групп на рейсовых регулярных линиях и чартерных поездах и заканчивая организацией специальных туристско-экскурсионных поездов местного и дальнего сообщения. Этот вид транспорта характеризуется регулярностью движения во все времена года, большой скоростью и относительно низкой себестоимостью перевозок. Вместе с тем он является малоэффективным при небольшой концентрации грузовых и пассажирских потоков. Следует отметить, что впервые английский пастор Томас Кук, который открыл историю современного туристского движения, организовал именно железнодорожное путешествие из Ливерпуля в Лондон. Поездка стоила один шиллинг, в ней участвовало 570 человек [1].
В системе пассажирских железнодорожных перевозок существуют рейсовые и внерейсовые поезда. Рейсовые поезда осуществляют движение по строго установленному маршруту и графику движения. Такие поезда подразделяются на пригородные, местные и дальние. Внерейсовые (чартерные, специально назначаемые вне регулярного расписания, заказные) поезда комплектуются по мере необходимости перевозок и могут передвигаться по специально разработанным маршрутам и графикам. Это относится и к туристским поездам. Туристские поезда назначаются на основании заключенного договора между управлением железной дороги туристской организацией. Назначение поездов производится после заключения договора и оплаты.
Железнодорожные путешествия - достаточно популярный вид отдыха за рубежом. Наиболее стойкими поклонниками этого вида туризма считаются немцы, англичане и швейцарцы. Причем если жители Великобритании и Швейцарии предпочитают путешествовать по своим странам, то немцы исколесили всю Европу и даже добрались до России и Америки. Особым шиком среди германских туристов считаются паровозные путешествия [1].
Качество транспортного обслуживания туристов на железнодорожном транспорте зависит от вида поезда (почтовый, пассажирский, скорый, фирменный) и класса размещения пассажиров (в общем вагоне, плацкартном, жестком, мягком, а также в спальном вагоне прямого сообщения 1 класса).
В Европе существует следующая классификация поездов:
ТD - межконтинентальный экспресс;
JС - международный экспресс;
JСL - скоростной суперэкспресс;
ТEЕ - фирменный экспресс;
ЕС - скоростной экспресс;
RE - региональный поезд.
Перевозки пассажиров и товаробагажа, осуществляемые по территории не менее чем двух стран на одних и тех же условиях и по одному проездному или перевозочному документу, именуют перевозками в прямом международном пассажирском сообщении. Наряду с этим, существуют пересадочные и перегрузочные сообщения. При таких перевозках пассажиры пересаживаются на пограничных станциях, а багаж и товаробагаж перегружаются из вагонов дороги одной страны в вагоны дороги другой страны. Туристские поездки, как правило, организуются в вагонах и поездах прямого международного беспересадочного сообщения.
В транспортном обслуживании туризма экскурсионные перевозки туристов могут осуществляться на городском железнодорожном транспорте (метро и трамваях). Как показывает практика Японии и Франции высокоскоростные международные железнодорожные перевозки успешно конкурируют по скорости доставки пассажиров с авиационными перевозками.
Морской транспорт считается наиболее универсальным видом транспорта. Этот вид транспорта специализируется на обслуживании международных перевозок. В системе морского торгового судоходства зародились и получили развитие основные правовые институты и организационные формы международных перевозок грузов и пассажиров.
Морской транспорт, как правило, используется для выполнения внешних, экспортно-импортных перевозок, а так же перевозок на севере и востоке страны. Несмотря на низкую себестоимость (небольшие затраты топлива, большая грузоподъёмность) имеет значительные ограничения в использовании (погодные условия, сложное техническое обслуживание, сезонность работы, низкая скорость перевозок).
Что касается туризма, то водный транспорт (речной и морской) уже по своему названию соответствует образу туристско-круизного отдыха и активно используется в туризме. В туристском обслуживании его важнейшими преимуществами являются высокий уровень комфорта, большой объем единовременной загрузки, возможности реализации различных видов и целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, учебный, шоп-туризм и др.), полноценного отдыха, полный комплекс жизнеобеспечения. Основными недостатками можно назвать невысокую скорость передвижения транспортных средств, высокие тарифы на туристские услуги, ограничение мобильности, а зачастую и подверженность части людей «морской болезни» на морских круизах [1].
На морском транспорте организуются и выполняются следующие виды транспортного обслуживания:
перевозки пассажиров и грузов водными судами в малом каботаже. Под малым каботажем понимается перевозка между двумя российскими портами, расположенными в одном море;
перевозки в большом каботаже. Перевозки между двумя портами РФ, располагающимися в разных морях;
перевозки в международном сообщении. Эти перевозки осуществляются в иностранные порты или из них.
При выборе технологии транспортного обслуживания туристов следует учитывать, что морские перевозки традиционно регулируются диспозитивными нормами[4]. Перевозчиком выступает пароходство или порт.
Договор морской перевозки грузов может быть заключен:
1) с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или отдельных помещений. При этом заключается договор фрахтования судна или чартер, по которому одна сторона (фрахтовальщик, судовладелец) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю, отправителю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа;
2) без такого условия. В этом случае договор оформляется коносаментом.
Коносамент составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается у перевозчика, а второй выдается отправителю. Коносамент составляется перевозчиком на основании погрузочных документов, подписывается капитаном судна и выдается отправителю.
В туристском бизнесе очень популярны морские круизы. Круиз представляет собой туристскую поездку по морю на борту специального пассажирского судна, как правило, с заходом в порты. В настоящее время десятки круизных компаний по всему миру эксплуатируют сотни пассажирских судов вместимостью от 70 до 1000 пассажиров и предлагают увлекательные поездки практически в любой регион мира.
Круиз это комплексная услуга, представляющая собой морской тур, в базовую стоимость которого включено комплексное обслуживание на борту судна. Круиз включает проезд на судне, проживание в каюте (в зависимости от выбранного класса), трехразовое питание, развлечение и, как правило, целый ряд специальных мероприятий на борту судна (праздники, фестивали, конкурсы, концерты и др.).
В зависимости от времени года основными круизными регионами являются:
1). Средиземное море - с мая по октябрь;
2). Карибский бассейн - зимние месяцы;
3). Вокруг Европы и Скандинавии - с середины мая до конца августа.
За последнее время изменилось отношение к морскому круизу как турпродукту. Теплоход стал плавучим отелем, где наблюдается атмосфера развлечений и праздника. Проведение интенсивных рекламных кампаний способствует повышению привлекательности круизов среди всех слоев населения. Например, сегодня становится популярными поездки на теплоходах (даже без захода в порты, в нейтральных водах) для проведения корпоративных мероприятий (встреча нового года и т.д.).
В мире существует большое количество (несколько десятков) специализированных круизных компаний, эксплуатирующих от 1-2 до 15-20 пассажирских судов. Операторы круизов объединились в профессиональную международную ассоциацию - Cruise Line International Association. Многие туристские агентства, в особенности те, которые занимаются круизами, также являются членами этой ассоциации. Круизные компании, как правило, оказывают дополнительные услуги пассажирам по продаже на борту судна билетов на экскурсии и другие мероприятия, связанные с развлечениями и отдыхом на берегу.
Круизные организации могут заключать соглашения с авиакомпаниями для обеспечения прибытия туристов в порт отправления судна в рамках полного пакета Air/Sea (воздух/море). При этом следует учитывать, что при массовом бронировании авиабилетов стоимость перелета для туристов в рамках комплексного пакета может оказаться меньше.
При отправлении судов из крупных городов, где затруднена парковка машин, многие туроператоры в рамках аналогичных соглашений с операторами стоянок, могут оказывать услуги пассажирам по предоставлению мест для парковки автомобилей на время круиза прямо на морских терминалах по сниженным ценам.
Речной транспорт в обслуживании туризма может использоваться при перевозках пассажиров на средние расстояния. При этом используются естественные речные пути. Необходимо отметить, что в России более 70 тыс. рек общей протяженностью 2 млн. км и более 2 тыс. крупных озер. Речной транспорт является самым дешевым видом транспорта, но имеет сезонный характер в работе. В некоторых ситуациях этот вид транспорта не соответствует направлению движения грузов, так как реки текут с юга на север, а основное направление движения грузов – широтное. В последнее время этот вид транспорта практически неконкурентоспособен для перевозок грузов.
Вместе с тем речной туризм в последнее время получил очень широкое распространение. По оценкам специалистов туристского бизнеса этот вид туризма является идеальным средством ознакомления со старой Европой.
Основными потребителями речных круизов являются лица пожилого возраста, предпочитающие уют, комфорт, полный пансион, постоянную близость берегов, а также интересные экскурсии по памятным местам. Основную долю клиентов речных круизов составляют американцы, французы, немцы, швейцарцы, голландцы. Речные круизы разнообразны по протяженности, продолжительности маршрутов, тематике. Как правило, предлагаются круизы от 7 до 15 дней. Имеются познавательные, спортивные, гастрономические круизы, по местам виноделия и т. д.
В транспортном обслуживании туризма продажа речного круиза, как правило, идет напрямую. Фирмы-судовладельцы или фирмы-арендаторы реализуют круизы через собственную контору либо продают их через сеть специализированных агентств, в том числе через фирмы, организующие туры.
Основными транспортными коммуникациями, по которым организуются круизы в Европе, являются реки Дунай, Рейн, Сена, Рона, Эльба, канал Майн-Дунай. При выборе маршрута круиза следует учитывать, что по каналу Майн-Дунай можно проплыть через Франкфурт-на-Майне до Вены. Любителям длительных речных маршрутов предлагаются круизы по российским рекам Волге и Неве.
Наиболее популярны в России круизы по маршрутам: из Москвы на Соловецкие острова; круизы по Золотому Кольцу; "Московская кругосветка"; круизы из Москвы в Пермь и Уфу (круиз по 5 рекам); Москва - Санкт-Петербург - Москва; круизы из Москвы на Валаам; круизы из Москвы в Кижи; Москва - Астрахань - Москва; в Ростов-на-Дону; в Астрахань и Ростов-на-Дону; в Азов по Волге и Дону; круизы из Москвы в Волгоград; круизы по реке Волга; Круизы по реке Ока; круизы по реке Дон; круизы по рекам Сибири; круизы в Плес.
При планировании транспортного обслуживания туризма необходимо учитывать, что на речном транспорте различают две формы организации флота: линейную и рейсовую. Линейная форма представляет собой регулярные перевозки пассажиров на определенных участках. Рейсовая форма характерна тем, что при ней флот не закрепляют за определенными участками, он не имеет постоянных пунктов отправления и назначения. Она применяется, как правило, на малых реках или там, где суда успевают сделать за навигацию по одному рейсу.
В зависимости от формы организации перевозок речные линии подразделяют:
на транзитные - протяженностью более 400 км. Работающий на них флот приписан к пароходству;
местные - протяженностью до 400 км. Суда приписаны к портам (пристаням);
внутригородские, действующие в черте города;
переправные, действующие между пунктами противоположных берегов.
По скорости движения судов и условиям проезда речные линии подразделяются на экспрессные, скорые, скоростные, пассажирские.
Пассажирские линии делятся на транспортные, туристские, экскурсионные.
При этом транспортные линии обеспечивают транспортные связи между пунктами и работают по заранее сформированным расписаниям. На них используются суда речного флота.
Туристские линии – маршруты, обслуживаемые судами речного флота. Они обеспечивают перевозки туристов по специальному маршруту и расписанию с продолжительностью рейсового оборота более 24 час. Транспортное обслуживание экскурсионных линий осуществляется судами речного флота с продолжительностью поездки менее 24 часов.
Между пароходствами и туристскими организациями обычно заключаются договоры (до 30 декабря предшествующего обслуживанию года). Договор может быть заключен на срок от одного года до 3-х лет.
Расписания или графики движения туристских судов в границах одного пароходства разрабатываются и утверждаются его руководством по согласованию с заинтересованной туристской организацией до 1 декабря предпланового года и являются частью заключенного договора. В тот же срок готовятся расписания для маршрутов, которые проходят по смежным бассейнам. Однако они утверждаются Федеральным агентством морского и речного транспорта.
По окончании оформления и после подписания договоров туристские организации могут начать продажи путевок на речные круизы. Путевки являются основанием для занятия туристами на судне указанных в них мест, получения комплектов постельного белья (одного комплекта на срок до 10 дней), установленного рациона питания и реализации мероприятий программы культурно-экскурсионного обслуживания.
Автомобильный транспорт в транспортном обслуживании туризма является наиболее мобильным, гибким и массовым видом транспорта. Его уникальность состоит в том, что только автомобильный транспорт может объединить в единую транспортную систему все другие виды транспорта. Автомобильным транспортом выполняется большая часть коротких внутрирайонных перевозок, доставляются пассажиры и грузы к станциям железных дорог, аэропортам, морским портам и речным пристаням. В северных и восточных районах России, где почти нет других видов наземного транспорта, осуществляются дальние межрайонные и межрегиональные автомобильные перевозки.
В связи с тем, что автомобильный транспорт используется повсеместно, его можно с полным правом назвать транспортом всеобщего применения: от трансферов, экскурсий и маршрутных перевозок автобусами до аренды малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе. Автобусы и автомобили, как правило, относят к транспорту местного и регионального значения. В туристской деятельности особой популярностью пользуются автобусные экскурсионно-познавательные туры с посещением нескольких городов и достопримечательных мест (например, автобусный туристский маршрут Санкт-Петербург, Псков, Печоры). Для туристов удобно, что они могут разъезжать по маршруту и в пределах города на своем транспорте.
В отличие от других видов транспорта автомобильным транспортом во все возрастающих объемах осуществляются международные перевозки, в том числе и туристские. Это обусловлено его высокой маневренностью, большой скоростью, обеспечением туристских перевозок непосредственно до места назначения (гостиницы, аэропорта, вокзала и т.д.) или от отправителя груза до получателя в прямых (без перегрузок) сообщениях (от двери до двери). Вместе с тем, международный автобусный туризм является сравнительно молодым видом туризма.
Необходимо отметить, что открытие автобусного сообщения на регулярных международных маршрутах регламентируется двусторонними правительственными соглашениями, а транзит через третьи страны требует разрешения Комитета по транспорту при Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК).
Наряду с возможностями обеспечения беспересадочных туристских поездок, преимуществами пассажирского автомобильного транспорта также являются:
возможность устанавливать транспортную связь на всей территории субъекта РФ и выполнять международные и межрегиональные перевозки;
относительно высокую скорость передвижения (легковые таксомоторы и маршрутные), большая комфортабельность и удобство поездки;
относительно высокие эксплуатационно-технические и экономические качества;
возможность работать самостоятельно, без участия других видов транспорта;
возможность круглосуточного обслуживания пассажиров по любым направлениям;
небольшая потребность в капиталовложениях и невысокие первоначальные затраты на освоение новых маршрутов;
доставка пассажиров и их багажа от места отправления к месту назначения;
возможность использования укороченных, скорых и экспрессных маршрутов;
хорошая маневренность.
Основными недостатками автомобильного транспорта являются низкая производительность подвижного состава, а также сравнительно высокая (значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте) себестоимость перевозок. Кроме того, автомобильный транспорт наносит большой экологический вред окружающей среде.
Оказание автотранспортных услуг осуществляется автотранспортными предприятиями и организациями. В составе автотранспортного предприятия предусмотрены следующие службы: техническая (отвечает за содержание подвижного состава в технически исправном состоянии); эксплуатационная (осуществляет планирование, организацию и управление перевозочным процессом); экономическая (планирование и анализ производственной деятельности автотранспортного предприятия); служба безопасности движения (предупреждение ДТП); кадровая служба (укомплектование квалифицированными кадрами, их обучение и переподготовка).
Повышение эффективности автомобильных перевозок грузов связано с техническим усовершенствованием транспортных и погрузочно-разгрузочных средств, внедрением прогрессивных технологий организации перевозки пассажиров и грузов, повышением безопасности транспортных средств и перевозок. Техническое развитие транспортных средств позволит увеличить их надежность, скорость доставки пассажиров и грузов, увеличить объем и массу перевозимого груза и т.д. Задача совершенствования технологии оказания автотранспортных услуг состоит в сокращении продолжительности и трудоемкости автомобильной перевозки за счет уменьшения числа выполняемых в ходе ее осуществления операций и этапов.
В транспортном обслуживании туризма преимущественное значение имеет оказание транспортных услуг по перевозкам туристов и участников различных экскурсий с применением автобусов. Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ) выделяет три вида автобусного туризма:
1) поездки на рейсовых автобусах;
2) поездки на челночных автобусах;
3) специальные (чартерные) рейсы.
В отдельную группу выделяются внутренний туризм и поездки в течение дня с различными целями (экскурсии в течение дня, челночное обслуживание аэропортов и т. д.) [1].
Экскурсионные перевозки связаны с транспортным обслуживанием экскурсий и выполняются автобусами с экскурсоводом в городах по постоянным маршрутам. Туристские перевозки могут выполняться как автомобильным транспортом общего пользования, так и ведомственным транспортом. Туристские перевозки осуществляются по заранее разработанным маршрутам.
При организации международных автобусных туристских поездок туроператору, организующему автобусные туры в страны Европы необходимо учитывать скоростные и другие ограничения, существующие в этих странах. Для совершения туристских поездок в европейские государства необходимо также оформление специальной страховки (помимо медицинской) - так называемой зеленой карты (страхование автогражданской ответственности в пользу третьих лиц при виновности застрахованного - International Motor Insurance Card).
В России создана Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП), объединяющая около 1000 экспедиторских и автотранспортных предприятий. Ассоциация является активным членом Международного союза автомобильного транспорта, оказывает практическую помощь в организации международных перевозок пассажиров и грузов, проводит работу по классификации российских автобусов, работающих на международных перевозках туристов.
Для качественного обслуживания туристов во время перевозок на большие расстояния (по расписанию или вне его), а также в ходе однодневных экскурсионных поездок важно знать технические и эксплуатационные характеристики автобусов.
Автобусом называется пассажирский автомобиль, имеющий более девяти мест для сидения. Автобусы в основном используются при организации трансфера, внутри маршрутных передвижений туристов в стране пребывания, и, как уже говорилось, для международных туристских перевозок.
К основным эксплуатационным свойствам автобусов относятся: вместимость; конструктивные планировочные параметры, определяющие длительность простоя автобуса на остановках для посадки-высадки пассажиров (количество и ширина дверей, размеры накопительных площадок, ширина центрального прохода между сидениями, высота уровня пола пассажирского помещения, число подножек, их высота и т.д.); скоростные свойства (интенсивность разгона и торможения, величина максимальной скорости); соответствие конструкции автобуса требованиям безопасности движения (устойчивость, легкость и удобство управления, обзорность с места водителя, наружное освещение и т.д.); комфортабельность; топливная экономичность и др.
Автобусы делятся по классам размещения. Скоростные автобусы-экспрессы высокого класса имеют спальные места, туалеты, буфетные стойки, аудио-видеотехнику и др. Так, «НАGА Reiser», крупнейшая в Скандинавии туристская фирма, занимающаяся организацией автобусных туров, имеет собственный парк из более 100 туристских автобусов категории «люкс» с числом мест от 10 до 80.
Автомобильные компании-перевозчики проникают в сферу туризма, представляя главным образом услуги проката автомобилей в стране пребывания. Так, например, в Германии для удобства пассажиров разработана и реализуется специальная услуга для путешествия автомобильным транспортом. Клиент может заранее обратиться в службу перевозок, которая обычно расположена на авто или железнодорожном вокзале, которая предложит ему поездку на частном автомобиле в качестве пассажира-попутчика. Клиент оплачивает небольшую сумму за предоставленную ему услугу (от 10 евро) и на автомобиле, который порекомендовала ему фирма, отправляется в поездку. За эту услугу он оплачивает хозяину автомобиля половину (или часть) стоимости поездки, в зависимости от стоимости бензина.
Среди транспортных услуг в туризме весьма распространены трансферные автоперевозки. Трансфер - доставка туриста от места прибытия, расположенного в стране пребывания (аэропорт, гавань, ж/д станция), к месту размещения (отель), где он будет проживать, и обратно. Трансферы осуществляются с использованием автобусов, иногда такси или лимузинов, если такого типа трансферы включены в турпакет или затребованы туристом. Строго говоря, трансфер - это любая перевозка туриста в границах туристского центра. Поэтому сюда относят также поездки из отеля в театр и обратно, в музей и т. п. Но эти трансферы обычно не включаются в туристский пакет, поскольку клиенты их не всегда воспринимают как обязательную услугу.
Что касается воздушного транспорта, то его использование для транспортного обслуживания в туризме ограничено высокой себестоимостью воздушных перевозок, зависимостью этого вида транспорта от погодных условий, слабой развитостью сети аэропортов и аэродромов, включая малую авиацию. Вместе с тем, в России увеличивается спрос, как на индивидуальные, так и групповые туристские перевозки авиапассажиров. Наибольшее количество туристов, путешествующих на дальние расстояния, пользуются услугами авиации.
В настоящее время темпы роста популярности авиатранспорта выше, чем автотранспорта. Это обусловлено расширением географии туризма и устойчивой тенденцией к сокращению сроков путешествия в пользу их частоты (рост краткосрочных туров на дальние расстояния).
Воздушный транспорт становится самым популярным среди туристов, что обусловлено следующими причинами:
во-первых, самолет обеспечивает экономию времени при переездах на дальние расстояния;
во-вторых, сервис на авиарейсах удовлетворяет потребности туристов;
в-третьих, авиационные компании напрямую и через международные сети бронирования и резервирования выплачивают туристским агентствам комиссионные за каждое забронированное в самолете место, вызывая интерес к авиаперевозкам.
Для внутренних воздушных перевозок основным документом, регулирующим взаимодействие туристской фирмы (потребителя услуг) и перевозчика (исполнителя услуг), является Воздушный Кодекс РФ. На международных воздушных линиях такими документами являются конвенции, соглашения, решения международных организаций по гражданской авиации и др.
В транспортном обслуживании туризма различают следующие виды туристских авиаперевозок:
1) перевозка “туда”- перевозка в пункт назначения (одну сторону) независимо от количества промежуточных аэропортов;
2) перевозка “туда и обратно”- перевозка в пункт назначения и обратно;
3) круговой маршрут - перевозка, когда аэропорт отправления совпадает с аэропортом назначения независимо от числа промежуточных аэропортов;
4) круговой незамкнутый маршрут - перевозка, при которой аэропорт отправления не совпадает с аэропортом назначения, но они находятся, как правило, в одной стране;
5) перевозка по маршруту с отклонением.
Транспортное обслуживание при выполнении туристских авиаперевозок, независимо от их вида, может включать обязательные и необязательные виды услуг, платные и бесплатные услуги, а также услуги, напрямую не связанные с транспортной деятельностью авиапредприятия.
Как правило, туристские авиаперевозки выполняются авиакомпаниями-перевозчиками. Эти комании имеют сокращенные названия – коды: «Аэрофлот – Российские международные авиалинии» – SU, некоторых других крупных международных авиакомпаний: АА - «American Airlines», DL – «Delta Airlines», США; AF – «Air France», Франция; BA – «British Airways», Англия; LH – «Lufthanse», ФРГ. В России и странах СНГ действует около 500 авиакомпаний и авиапредприятий (из них 300 только в России), в том числе «Внуковские авиалинии», авиакомпания «Россия», Украинское объединение гражданской авиации «Авиалинии Украины», авиакомпании «Белавия», «Узбекистан», «Кыргызстан» и др. В мире функционируют более 100 международных компаний – авиаперевозчиков.
При выполнении авиаперевозок на воздушном транспорте (в зависимости от скидок и некоторых других показателей) имеется около 20 классов обслуживания – от челночных рейсов (коды – Е, U) до перелета на сверхзвуковом самолете (код – R).
В соответствии с длительностью полета меняются и формы питания на борту судна: В (breakfast) – завтрак, L (lunch) – обед, D (dinner) – ужин, S (snack) – легкое питание, Х (More then one, meal) – многоразовое питание. На всех рейсах «Аэрофлота», независимо от продолжительности полета, туристам предлагаются прохладительные напитки (300 г воды и 100 г сока). В процессе транспортного обслуживания авиапассажиров в зависимости от продолжительности полета большинство авиакомпаний организуют питание по следующей схеме:
от 2 до 2,5 ч. – предлагаются холодные закуски;
от 2,5 до 6 ч. – горячее питание;
свыше 6 ч. – два горячих питания;
сверхдальние перелеты (свыше 12 ч.) – два горячих питания, холодные закуски или стейк.
Необходимо отметить, что некоторые авиакомпании с целью получения конкурентных преимуществ предлагают пассажирам на борту воздушного судна «специальное питание», зависящее от состояния здоровья, привычек, а также национальности пассажиров.
Моментом заключения договора воздушной перевозки между авиапассажиром и авиакомпанией-перевозчиком считается факт приобретения билета на воздушное судно.
Приобретение билета подтверждает то, что авиакомпания обязуется перевезти пассажира и его багаж (определенного веса) в пункт назначения, предоставив место на воздушном судне. Если пассажир сдает багаж, то авиакомпания также должна доставить его в пункт назначения и выдать. В случае, когда вес багажа превышает установленную норму, пассажир должен уплатить за перевозку багажа сверх установленного веса.
Авиационные компании самостоятельно определяют правила перевозки пассажиров и грузов. Вместе с тем эти правила не должны противоречить законодательству государств, по которым проходит маршрут перелета, а также международному законодательству и договорам. Когда такие противоречия возникают, то в этом государстве правила действуют только в части, не противоречащей законам.
В любой авиакомпании мира существуют три основных класса обслуживания, каждый из которых имеет свое буквенное обозначение в билете:
первый (F);
бизнес-класс (С);
экономический (Y).
Первый класс (F) является самым дорогостоящим. Экономический класс обладает наименьшей стоимостью проезда. К основным качественным различиям классов относятся комфортность кресла, качество питания, а также размер бесплатно провозимого багажа. В экономическом классе установлены узкие кресла, расположенные на малом расстоянии друг от друга. Расстояние между креслами в бизнес и первом классах больше, а сами кресла значительно удобнее. Многие авиакомпании в первом и бизнес-классах сейчас устанавливают кресла, трансформируемые в кровать. Это создает дополнительные удобства для дальнего перелета. На воздушных судах в первом классе и бизнес-классе к креслу пристроен рабочий столик. В этих классах предлагается более разнообразное питание, регистрация на рейс проводится в отдельном зале, предусматриваются также отдельные более комфортные залы ожидания.
При организации туристских авиаперевозок существует следующие формы взаимодействия туристских организаций и авиакомпаний:
бронирование мест и выкуп авиабилетов через агентства авиакомпании;
бронирование мест и выкуп авиабилетов через системы бронирования;
договор с авиакомпанией на квоту мест на регулярных авиалиниях;
агентское соглашение и работа в роли агентства по продаже авиабилетов для своих туристов;
организация чартерных авиарейсов под туристские перевозки
Для правильного выбора способа организации туристских перевозок и заключения контракта на авиаперевозки туристов необходимо знание особенностей, преимуществ и недостатков того или иного способа организации взаимодействия с авиакомпанией.
Так, организация чартерных авиарейсов предусматривает согласование с авиакомпанией маршрута перевозки, обязанностей сторон, определение соответствие арендного договора международным правилам, расчет стоимости рейса. После этого подписывается чартерный договор. В этом договоре указываются:
вид (марка) самолета;
число мест к продаже;
стоимость аренды самолета;
маршрут с указанием аэропортов вылета и прибытия;
срок действия договора (сезон, год или др.);
регулярность совершения авиарейсов;
возможность и предельные сроки снятия (отмены) авиарейса и соответствующие санкции
Особенность чартерных авиарейсов заключается в том, что один полный рейс (второй и предпоследний полеты - первый обратный после первого завоза и последний туда перед последним вывозом) выполняется без туристов: на последнем рейсе самолет забирает последних туристов, но не привозит новых, так как он уже за ними не вернется (т. е. на 10 туристских заездов приходятся 11 авиарейсов). В этом случае действует формула N + 1. Поэтому наибольшее число полетов за срок действия авиа чартера снижает затраты на «выпадающий» рейс, а значит, уменьшается и перевозочный тариф [1].
Заключая чартерный договор, авиакомпания зачастую ставит туроператора в невыгодные условия, требуя от туристской организации предоплату. Авиакомпания, страхуя себя и ранее завезенных туристов от возможных неплатежей, всегда настаивает, чтобы заранее были оплачены первый и последний рейсы чартерной программы. Оплата рейсов оговаривается предварительно и осуществляется, как правило, за 7-10 дней до начала полета. При несвоевременной оплате авиаперевозчик вправе выставить туроператору штрафные санкции или расторгнуть договор.
При бронировании мест и выкупе авиабилетов через агентства авиакомпании в договоре с авиакомпанией указываются:
график туров в направлении «туда» и «обратно» с указанием мест посадки и высадки пассажиров;
количество туристов в каждой группе (квота мест);
сроки подачи заявок и выкупа авиабилетов;
сроки снятия заказов на билеты без штрафов;
виды тарифов на приобретаемые билеты, льготные тарифы, условия предоставления льготных тарифов;
скидки и льготы на квоту мест;
порядок и сроки возврата выкупленных, но неиспользованных билетов, а также материальная ответственность, вытекающая из сроков возврата.