Назначение, классификация и область применения контейнеров
АВТОМОБИЛИ И АВТОПОЕЗДА ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ И ПАКЕТАХ
Назначение, классификация и область применения контейнеров
Перевозки грузов в контейнерах широко применяются как у нас в стране, так и за рубежом.
Контейнером, по определению международной организации по стандартизации (ISO) - называется единица транспортного оборудования, обладающая:
• постоянной технической характеристикой и достаточной прочностью для многократного использования;
• специальной конструкцией, обеспечивающей перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточных перегрузочных операций;
• приспособлениями, обеспечивающими быструю погрузку, разгрузку и перегрузку с одного вида транспорта на другой;
Контейнеры классифицируют по главному параметру - массе брутто, условиям обращения, назначению, виду и конструктивному решению.
По массе брутто контейнеры разделяют:
на малотоннажные (до 1,25 т) - эксплуатируются преимущественно на автомобильном транспорте в прямом автомобильном сообщении для перевозок грузов мелкими партиями;
среднетоннажные (свыше 1,25 до 5 т) - широко используют в смешанном автомобильно-железнодорожном сообщении, а также и в прямом автомобильном;
крупнотоннажные (свыше 5 до 30 т) - предназначены в основном для смешанных железнодорожно-водно-автомобильных, водно-автомобильных и железнодорожно-автомобильных перевозок и могут быть использованы также в прямом автомобильном сообщении для перевозок грузов, поставляемых крупными партиями .
По конструкции контейнеры могут быть с жестким каркасом, сборно-разборные открытые и закрытые.
По форме контейнеры изготавливают в большинстве случаев прямоугольного сечения, однако широко известны также контейнеры в виде усеченного конуса или усеченной пирамиды (с крышкой или без), шарообразные контейнеры, контейнеры-цистерны и др. контейнеры разового использования - находятся в обращении только при доставке груза от грузоотправителя до грузополучателя и не возвращаются владельцам.
По назначению контейнеры могут быть универсальными, специализированными и специальными.
Универсальные контейнеры получили наибольшее распространение. Они представляют собой каркас, защищенный со всех сторон гофрированным или листовым металлом, в торцовую или боковую стенку которого вмонтирован дверной блок, с запорными механизмами. Универсальные контейнеры предназначены для перевозки многих видов грузов в таре или упаковке или пакетированном виде.
Универсальные контейнеры, в свою очередь, делят на унифицированные, которые обозначаются УУК (универсальный унифицированный контейнер) и неунифицированные, имеющие аббревиатуру АУК (автомобильный универсальный контейнер). После аббревиатуры через тире указывается масса контейнера брутто в тоннах. Например, запись УУК-5 расшифровывается так: универсальный унифицированный контейнер, массой брутто 5 т. Если после цифры 5 стоит буква У, то это значит, что контейнер усиленной конструкции.
Все универсальные контейнеры независимо от типоразмера стандартизированы по следующим параметрам: массе брутто, габаритам и присоединительным размерам, по конструкции запорных и присоединительных устройств к подвижному составу железнодорожного и автомобильного транспорта и к грузозахватным устройствам погрузочно-разгрузочных машин.
Специализированные контейнеры, в конструктивном отношении отличаются от универсальных тем, что у них внутри несущего каркаса размещены или цистерны для перевозки жидких (сжиженных и пр.) грузов, или холодильные камеры (с агрегатами) для перевозки скоропортящихся грузов, или бункера для сыпучих грузов и другие емкости для размещения всевозможных видов грузов
(см. рис. 9, д, е). Эти контейнеры предназначены для перевозки определенных видов грузов и имеют деление на индивидуальные и групповые.
Специальные контейнеры предназначены для перевозок строго одного вида груза, имеющего специфические свойства.
Значительное развитие контейнерных перевозок обусловлено тем, что они имеют ряд преимуществ:
• применение контейнеров ускоряет и удешевляет погрузочно-разгрузочные работы;
• повышается сохранность грузов
• существенно облегчаются операции по учету;
• доставка грузов происходит от склада к складу без промежуточного хранения;
• имеется возможность размещения рекламы на боковых стенках контейнера.
Недостатками контейнерных перевозок являются:
• снижение использования грузоподъемности;
• затраты на изготовление и ремонт контейнеров;
• организация обратной доставки порожних контейнеров;
• не исключена возможность безвозвратной потери контейнера.
Все контейнеры в зависимости от вида перевозок разделяются на транзитные, участвующие в смешанных перевозках (различными видами транспорта), и местные, применяемые только на автомобильном транспорте.