Транспортная классификация городов
Интенсивное развитие промышленности стимулировало рост городов. Нормальное функционирование городов требует создания специальной инфраструктуры - комплекса отраслей городского хозяйства, обеспечивающих жизнедеятельность городов.
Одним из важнейших элементов городского хозяйства является транспорт, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов в пределах города. Возникновение и развитие массового городского транспорта связано с процессом урбанизации - концентрации населения в городах. В настоящее время этот процесс характеризуется интенсивным развитием ранее сложившихся городов, когда на новых территориях создаются промышленные и жилые районы, в которых живут и трудятся десятки тысяч жителей. При этом возникает проблема транспортного обслуживания новых районов, их включения в ранее сложившуюся транспортную сеть.
Начальное представление о масштабах транспортной системы города можно получить, воспользовавшись данными табл. 1.1. Приведенная классификация дает возможность в зависимости от группы рассматриваемого города приближенно определить количество пассажиров и объем работ пассажирского транспорта.
Потребность в пассажирском транспорте возникает в случае необходимости преодоления расстояния, превышающего так называемый радиус пешеходной доступности. В современных городах радиус пешеходной доступности принимают равным 700-1000 м.
Категория | Численность | Число городов | Транспортная подвижность, пас/чел. | Срелняя даль- | |||
городов | Группа | населения, тыс. чел. | шт. | современная | перспективная | ность поемки. км | |
Гиганты | - | >2000 | 0,18 | 600-700 | 900-1000 | 6-10 | |
Крупнейшие | I II | 1001-2000 501-1000 | 0,87 1,55 | 400-500 350-400 | 600-700 450-500 | 4-6 3-6 | |
Крупные | III | 251-500 | 3,47 | 300-350 | 400 -500 | 2.5-4.5 | |
Большие | IV | 101-250 | 7,49 | 250-300 | 350-450 | 2,0-3,5 | |
Средние | V | 51-100 | 11,51 | 100-250 | 300-400 | 1,5-2,0 | |
Малые | VI | 74,93 | 70-100 | 200-300 | 1,5-2,0 | ||
и менее |
Объем работы пассажирского транспорта определяется как произведение количества подлежащих перевозки пассажиров на среднюю дальность поездки одного пассажира:
где Ч - количество жителей города, чел.;
Р - транспортная подвижность населения, или число поездок, приходящихся за год в среднем на одного жителя, пас./чел.;
L - средняя дальность одной поездки одного пассажира, км.
Количество подлежащих перевозке пассажиров, как правило, непосредственно связано с численностью населения города. Это связано с тем, что с ростом городов увеличивается и транспортная подвижность населения вследствие роста количества объектов культурно-бытового назначения. Средняя дальность поездок зависит от размеров городской территории, которая обычно является функцией численности населения города. Таким образом, на объем работы городского пассажирского транспорта (ГПТ) определяющее влияние оказывает численность населения города. Именно
поэтому в основу транспортной классификации городов положен этот показатель.