Классификация грузовых поездов.

По условиям формирования грузовые поезда делятся на:

- маршруты, организованные с мест погрузки с обязательным освобождением не менее одной технической станции от переработки, предусмотренной ПФП;

— поезда, формируемые на сортировочных, участковых и грузовых станциях без участия грузоотправителя.

Маршруты с мест погрузки по способу их организации подразделяются на:

а) отправительские, сформированные на железнодорожном пути необщего пользования грузоотправителем, владельцем пути необщего пользования на основании договора на эксплуатацию путей необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов;

б) отправительские, сформированные на станционных путях общего пользования (перевозчика — владельца инфраструктуры) в соответствии с договором между перевозчиком и грузоотправителем;

в) станционные ступенчатые, сформированные из вагонов, погруженных несколькими грузоотправителями на одной станции;

г) то же, одним или несколькими грузоотправителями на нескольких станциях участка или железнодорожного узла (участковые ступенчатые).

По назначению включенных вагонов маршруты подразделяются на:

а) прямые — при перевозке на одну станцию назначения в адрес одного или нескольких грузополучателей (вагоны в адрес каждого получателя должны находиться в составе маршрута отдельной группой);

б) маршруты в расформирование — при перевозке назначением на станции расформирования по ПФП;

в) маршруты в распыление — при перевозке назначением на определенные перевозчиком (в том числе по просьбе грузоотправителей, грузополучателей или операторов) по согласованию с владельцем инфраструктуры станции, на которых будет проводиться заадресовка вагонов (т.е. указание конкретной станции выгрузки и грузоотправителя).

По условиям обращения выделяются маршруты:

а) кольцевые с постоянными составами, которые после выгрузки возвращаются на ту же станцию или район местной работы под повторную погрузку;

б) технологические, которые обращаются по установленным ниткам графика между предприятиями-отправителями и получателями в увязке с технологическими процессами основного производства, требующими регулярной (ритмичной) доставки грузов.

Поезда, формируемые перевозчиком на технических или грузовых (без участия грузоотправителя) станциях, по условиям проследования подразделяются на:

- сквозные, следующие без переработки через одну или несколько участковых или сортировочных станций (технические маршруты);

- участковые, следующие без переформирования в пределах одного участка;

- сборные — для развоза и сбора вагонов по промежуточным станциям (зонные — с работой на нескольких промежуточных станциях одного участка; удлиненные — с работой на промежуточных станциях двух смежных участков; сборно-участковые — следующие по нескольким участкам, с работой на промежуточных станциях одних участков и проходящие транзитом другие участки).

- вывозные — следующие с сортировочной или участковой до отдельных промежуточных станций примыкающего участка или обратно;

- передаточные — следующие между станциями, входящими в один узел (рис. 1.2.1).

По роду перевозимых грузов и скорости движения различают ускоренные поезда с параллельной (уменьшенной) весовой нормой и повышенной маршрутной скоростью для перевозки скоропортящихся грузов, животных, контейнеров, контрейлеров, а в отдельных случаях — особо выделяемых ОАО «РЖД» вагонов с другими грузами повышенной срочности доставки. Их отправление и пропуск производится по твердым ниткам графика, установленным для этих поездов.

По числу групп в составе поезда формируются:

- одногруппные — на одну станцию назначения (выгрузки или расформирования);

- групповые — из двух или более подобранных групп вагонов на разные станции назначения, разным получателям одной станции или по другим признакам.

Количество групп и порядок их расположения в составе устанавливается ПФП.

По состоянию включаемых вагонов грузовые поезда формируются:

- из груженых вагонов;

- из порожних вагонов — отдельно, по роду подвижного состава, а из цистерн — по виду налива;

- комбинированные — из груженых и порожних вагонов одного или нескольких собственников.

Исходные материалы для разработки плана формирования поездов.

Исходные материалы для составления плана формирования поездов следую­щие: план перевозок грузов, нормы массы и длины составов поездов; схемы уча­стков обращения локомотивов, работы локомотивных и поездных бригад; дан­ные о пропускной способности линий, картосхемы эксплуатационных расходов, расходов топлива (электроэнергии) на тягу поездов и времена хода поездов по участкам (для установления порядка направления вагонопотоков); данные о технической вооруженности и перерабатывающей способности станций; техно­логические процессы работы станций и подъездных путей; анализ работы на­правлений и узлов.

Техническую вооруженность направления характеризуют прежде всего данные о станциях и узлах: число приемо-отправочных и сортировочных путей, подробная специализация последних (в плане формирования количество назна­чений должно соответствовать числу этих путей), перерабатывающая способ­ность горок и вытяжных путей по формированию и расформированию поездов, наличие маневровых локомотивов, сведения о погрузочно-выгрузочных фронтах. Необходимы и материалы о фактической работе станций: количество перерабатываемых вагонов, размеры угловых потоков, нормы простоя вагонов с расчленением по элементам и фактическое их выполнение, а также анализ за­труднений, которые могут быть ликвидированы изменением плана формирова­ния. Нужно рассмотреть также пропускную способность линий, чтобы правиль­но их загрузить (может возникнуть необходимость направить часть грузопотока на менее загруженную параллельную линию и потребуется установить поря­док включения в поезда отклоняемых вагонов). Следует детально проанализи­ровать план формирования и местную работу каждого узла в отдельности. Мате­риалы и предложения к новому плану формирования готовят на дорогах.

После подготовки плановых вагонопотоков и всех других данных разрабаты­вают план организации отправительских и ступенчатых маршрутов с мест погрузки. Охваченные прямыми отправительскими на станцию выгрузки (от станции формирования до станции назначения) и распыляемыми маршрутами (от станции формирования только до станции распыления) вагоны исключают из общего вагонопотока. Остающиеся потоки подлежат организации в поезда на сортировочных и участковых станциях. В этой серии расчетов прежде всего на основе разработанной схемы направления порожних вагонопотоков устанавли­вают станции формирования маршрутов из порожних вагонов, специализированных по роду подвижного состава. Затем разрабатывают план формирования и ускоренных грузовых (в том числе для перевозки скоропортящихся гру­зов) и других специальных поездов. Потом рассчитывают на ЭВМ оптимальный вариант плана, которым устанавливают порядок формирования вагонов в одногруппные и групповые поезда на сортировочных и участковых станциях для потока, не включенного в маршруты с мест погрузки, и проверяют, соответствует ли он путевому развитию и перерабатывающей способности станций. Одновременно окончательно уточняют план формирования поездов из порожних вагонов. При небольшом числе порожних вагонов допускается соединять их с гружеными в комбинированных поездах.

Последовательность и периодичность разработки плана формирования поездов.

В качестве исходных материалов для расчета плана формирования:

План перевозок, нормы веса и длины поездов, схемы участков обращения локомотивов и локомотивных бригад, различные данные о затратах на передвижение груженых вагонов по участкам; данные о техническом развитии и перерабатывающей способности станций, технико-экономических показателях их работы, о подъездных путях.

Последовательность:

Для всех станций утверждаются нормативы, на основе которых производятся технико-экономические оценки эффективности различных вариантов планов формирования (величина накапливаемых составов, эффективность пропуска вагонов через станции без переработки, затраты связанные с накоплением и тд.)

Разрабатываются плановые корреспонденции груженых и порожних вагонопотоков;

Определяется оптимальный план формирования отправительской маршрутизации;

Расчитывается оптимальный план формирования сквозных и участковых одногруппных поездов;

Составляется план формирования скорых и ускоренных поездов.

Устанавливаются станции формирования и порожних вагонов по типу подвижного состава.

Разрабатывается план формирования сборных поездов.

Анализируются показатели нового плана формирования, и составляется пояснительная записка к нему.

Заключительным этапом является издание отдельных книг «Плана формирования грузовых поездов», «Указания о порядке направления вагонопотоков», «план формирования грузовых поездов…жд»

Переодичность расчета плана формирования поездов зависит от колебаний вагонопотоков. Сетевой план формирования одногруппных поездов разрабатывается по наиболее мощным устойчивым потокам раз в год. Для вагонопотоков с сезонными колебаниями проводят переодическую (не реже двух раз в год ) корректировку.

Планы отправительской маршрутизации разрабатывается один раз в год. Однако на каждый месяц на основе месячных развернутых планов перевозок устанавливаются размеры отправления маршрутов по жд и сети в целом.

Наши рекомендации