Классификация грузовых поездов.
По условиям формирования грузовые поезда делятся на:
- маршруты, организованные с мест погрузки с обязательным освобождением не менее одной технической станции от переработки, предусмотренной ПФП;
— поезда, формируемые на сортировочных, участковых и грузовых станциях без участия грузоотправителя.
Маршруты с мест погрузки по способу их организации подразделяются на:
а) отправительские, сформированные на железнодорожном пути необщего пользования грузоотправителем, владельцем пути необщего пользования на основании договора на эксплуатацию путей необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов;
б) отправительские, сформированные на станционных путях общего пользования (перевозчика — владельца инфраструктуры) в соответствии с договором между перевозчиком и грузоотправителем;
в) станционные ступенчатые, сформированные из вагонов, погруженных несколькими грузоотправителями на одной станции;
г) то же, одним или несколькими грузоотправителями на нескольких станциях участка или железнодорожного узла (участковые ступенчатые).
По назначению включенных вагонов маршруты подразделяются на:
а) прямые — при перевозке на одну станцию назначения в адрес одного или нескольких грузополучателей (вагоны в адрес каждого получателя должны находиться в составе маршрута отдельной группой);
б) маршруты в расформирование — при перевозке назначением на станции расформирования по ПФП;
в) маршруты в распыление — при перевозке назначением на определенные перевозчиком (в том числе по просьбе грузоотправителей, грузополучателей или операторов) по согласованию с владельцем инфраструктуры станции, на которых будет проводиться заадресовка вагонов (т.е. указание конкретной станции выгрузки и грузоотправителя).
По условиям обращения выделяются маршруты:
а) кольцевые с постоянными составами, которые после выгрузки возвращаются на ту же станцию или район местной работы под повторную погрузку;
б) технологические, которые обращаются по установленным ниткам графика между предприятиями-отправителями и получателями в увязке с технологическими процессами основного производства, требующими регулярной (ритмичной) доставки грузов.
Поезда, формируемые перевозчиком на технических или грузовых (без участия грузоотправителя) станциях, по условиям проследования подразделяются на:
- сквозные, следующие без переработки через одну или несколько участковых или сортировочных станций (технические маршруты);
- участковые, следующие без переформирования в пределах одного участка;
- сборные — для развоза и сбора вагонов по промежуточным станциям (зонные — с работой на нескольких промежуточных станциях одного участка; удлиненные — с работой на промежуточных станциях двух смежных участков; сборно-участковые — следующие по нескольким участкам, с работой на промежуточных станциях одних участков и проходящие транзитом другие участки).
- вывозные — следующие с сортировочной или участковой до отдельных промежуточных станций примыкающего участка или обратно;
- передаточные — следующие между станциями, входящими в один узел (рис. 1.2.1).
По роду перевозимых грузов и скорости движения различают ускоренные поезда с параллельной (уменьшенной) весовой нормой и повышенной маршрутной скоростью для перевозки скоропортящихся грузов, животных, контейнеров, контрейлеров, а в отдельных случаях — особо выделяемых ОАО «РЖД» вагонов с другими грузами повышенной срочности доставки. Их отправление и пропуск производится по твердым ниткам графика, установленным для этих поездов.
По числу групп в составе поезда формируются:
- одногруппные — на одну станцию назначения (выгрузки или расформирования);
- групповые — из двух или более подобранных групп вагонов на разные станции назначения, разным получателям одной станции или по другим признакам.
Количество групп и порядок их расположения в составе устанавливается ПФП.
По состоянию включаемых вагонов грузовые поезда формируются:
- из груженых вагонов;
- из порожних вагонов — отдельно, по роду подвижного состава, а из цистерн — по виду налива;
- комбинированные — из груженых и порожних вагонов одного или нескольких собственников.
Исходные материалы для разработки плана формирования поездов.
Исходные материалы для составления плана формирования поездов следующие: план перевозок грузов, нормы массы и длины составов поездов; схемы участков обращения локомотивов, работы локомотивных и поездных бригад; данные о пропускной способности линий, картосхемы эксплуатационных расходов, расходов топлива (электроэнергии) на тягу поездов и времена хода поездов по участкам (для установления порядка направления вагонопотоков); данные о технической вооруженности и перерабатывающей способности станций; технологические процессы работы станций и подъездных путей; анализ работы направлений и узлов.
Техническую вооруженность направления характеризуют прежде всего данные о станциях и узлах: число приемо-отправочных и сортировочных путей, подробная специализация последних (в плане формирования количество назначений должно соответствовать числу этих путей), перерабатывающая способность горок и вытяжных путей по формированию и расформированию поездов, наличие маневровых локомотивов, сведения о погрузочно-выгрузочных фронтах. Необходимы и материалы о фактической работе станций: количество перерабатываемых вагонов, размеры угловых потоков, нормы простоя вагонов с расчленением по элементам и фактическое их выполнение, а также анализ затруднений, которые могут быть ликвидированы изменением плана формирования. Нужно рассмотреть также пропускную способность линий, чтобы правильно их загрузить (может возникнуть необходимость направить часть грузопотока на менее загруженную параллельную линию и потребуется установить порядок включения в поезда отклоняемых вагонов). Следует детально проанализировать план формирования и местную работу каждого узла в отдельности. Материалы и предложения к новому плану формирования готовят на дорогах.
После подготовки плановых вагонопотоков и всех других данных разрабатывают план организации отправительских и ступенчатых маршрутов с мест погрузки. Охваченные прямыми отправительскими на станцию выгрузки (от станции формирования до станции назначения) и распыляемыми маршрутами (от станции формирования только до станции распыления) вагоны исключают из общего вагонопотока. Остающиеся потоки подлежат организации в поезда на сортировочных и участковых станциях. В этой серии расчетов прежде всего на основе разработанной схемы направления порожних вагонопотоков устанавливают станции формирования маршрутов из порожних вагонов, специализированных по роду подвижного состава. Затем разрабатывают план формирования и ускоренных грузовых (в том числе для перевозки скоропортящихся грузов) и других специальных поездов. Потом рассчитывают на ЭВМ оптимальный вариант плана, которым устанавливают порядок формирования вагонов в одногруппные и групповые поезда на сортировочных и участковых станциях для потока, не включенного в маршруты с мест погрузки, и проверяют, соответствует ли он путевому развитию и перерабатывающей способности станций. Одновременно окончательно уточняют план формирования поездов из порожних вагонов. При небольшом числе порожних вагонов допускается соединять их с гружеными в комбинированных поездах.
Последовательность и периодичность разработки плана формирования поездов.
В качестве исходных материалов для расчета плана формирования:
План перевозок, нормы веса и длины поездов, схемы участков обращения локомотивов и локомотивных бригад, различные данные о затратах на передвижение груженых вагонов по участкам; данные о техническом развитии и перерабатывающей способности станций, технико-экономических показателях их работы, о подъездных путях.
Последовательность:
Для всех станций утверждаются нормативы, на основе которых производятся технико-экономические оценки эффективности различных вариантов планов формирования (величина накапливаемых составов, эффективность пропуска вагонов через станции без переработки, затраты связанные с накоплением и тд.)
Разрабатываются плановые корреспонденции груженых и порожних вагонопотоков;
Определяется оптимальный план формирования отправительской маршрутизации;
Расчитывается оптимальный план формирования сквозных и участковых одногруппных поездов;
Составляется план формирования скорых и ускоренных поездов.
Устанавливаются станции формирования и порожних вагонов по типу подвижного состава.
Разрабатывается план формирования сборных поездов.
Анализируются показатели нового плана формирования, и составляется пояснительная записка к нему.
Заключительным этапом является издание отдельных книг «Плана формирования грузовых поездов», «Указания о порядке направления вагонопотоков», «план формирования грузовых поездов…жд»
Переодичность расчета плана формирования поездов зависит от колебаний вагонопотоков. Сетевой план формирования одногруппных поездов разрабатывается по наиболее мощным устойчивым потокам раз в год. Для вагонопотоков с сезонными колебаниями проводят переодическую (не реже двух раз в год ) корректировку.
Планы отправительской маршрутизации разрабатывается один раз в год. Однако на каждый месяц на основе месячных развернутых планов перевозок устанавливаются размеры отправления маршрутов по жд и сети в целом.