Тема 1.6. Функции логистики
Усложнение производства и обострение конкуренции в 1980-90-х годах потребовало более точной увязки логистики со стратегическими целями фирм, а также активизации роли логистики в повышении гибкости фирм, их способности реагировать на рыночные сигналы. В связи с этим главной задачей логистики стала разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, увеличению ее рыночной доли и получению конкурентного преимущества.
В предпринимательской деятельности и экономической литературе выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т.е управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнить при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: помимо управления операциями товародвижения оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.
Логистика – это форма оптимизации рыночных связей, гармонизация интересов всех участников процесса товародвижения. Целью логистики является совершенствование управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками на пути от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции на основе системного подхода и применения экономических компромиссов с целью получения максимального эффекта.
Совершенствование управления материальными потоками имеет своей целью нахождение путей и методов минимизации расходов на осуществление логистической деятельности, что должно вести к увеличению прибыльности от оказания логистических услуг. Компании, для которых логистические процессы не являются самостоятельным видом предпринимательской деятельности, стремятся минимизировать свои расходы на логистику, чтобы увеличить прибыль от своей основной деятельности, по отношению к которой логистические процессы – элемент общих затрат. Предприятия, оказывающие логистические услуги, также стремятся минимизировать свои расходы при оказании услуг, так как это должно привести к максимизации их прибыли от ведения такого рода деятельности.
Одна из основных задач логистики заключается также в совершенствовании управлении товародвижением, в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающих высокое качество поставки продукции. С этой задачей сопряжено решение таких проблем, как:
- контроль за движением материального потока и передача данных о нем в единый центр;
- определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;
- соответствие друг другу материальных, информационных и финансовых потоков;
- определение объема производства, транспортировки и складирования;
- расхождение между намеченными целями и возможностями закупки и производства.
В соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее функций: оперативные и координационные.
Оперативные функции связаны с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сферах снабжения, производства и распределения. К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья, материалов, запасов готовой продукции к производственным предприятиям и складам. В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта. Функции управления распределением продукции охватывает оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-изготовителя к потребителям.
К функциям логистической координации относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства, анализ рынков поставщиков и потребителей, прогнозирование развития потенциальных рынков, обработка данных, касающихся заказов и потребностей заказчиков. Также к координационной функции логистики относится оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть оперативного планирования состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями. Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения товара. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны: маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует.
Ряд экономистов выделяют также расчетную и информационную функции логистики.
Сущность логистики состоит в интегрировании и обеспечении взаимодействия участников процесса товародвижения, управлении материальными потоками на основе сопровождающей их информации с целью доставки необходимых товаров, необходимого качества, в необходимом количестве в нужное время и в нужное место с минимальными совокупными издержками.
Логистика рассматривается через призму управленческих, экономических и финансовых аспектов.
С точки зрения управленческого аспекталогистика – это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока.
С точки зрения экономического аспекта логистика – совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции.
В ряде определений логистики подчеркивается ее оперативно-финансовый аспект. С этой точки зрения логистика направлена на сокращение времени с момента уплаты денег поставщику сырья и материалов до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.
В некоторых случаях логистика сводится к весьма узкому кругу операций: транспортировке, погрузочно-разгрузочным работам, складированию.
Суммируя все выше приведенные определения можно отметить, что логистика представляет собой более широкую категорию, чем маркетинг, многие из функций которого перешли к логистике. Различия в определении логистики обусловлены рядом причин. Одна из них заключается в специфике и различии масштабов задач, которые пытаются решить организации в сфере сбыта товаров, их перевозки и складирования. Другая причина заключается во множественности функциональных направлений деятельности во внешней среде логистической системы.