Наименование, номер договора (контракта), дата и место его заключения
2. Преамбула. В преамбуле указывается полное наименование сторон – участников внешнеэкономической операции, под которым они официально зарегистрированы, с указанием страны, сокращенное определение сторон в качестве контрагентов (продавец, покупатель, заказчик, поставщик), лицо, от имени которого заключается внешнеэкономический контракт, и наименование документов, которыми руководствуются стороны при заключении контракта (учредительные документы, лицензии).
3. Предмет договора. В этом разделе определяется, какой товар (работы, услуги) один из контрагентов обязан поставить (осуществить) другому, с указанием точного наименования, марки, сорта или конечного результата выполняемой работы. В случае бартерного (товарообменного) договора (контракта) либо контракта на переработку давальческого сырья определяется точное наименование (марка, сотр.) встречных поставок (или наименование товара, являющегося конечной целью переработки давальческого сырья). Если товар требует детальной характеристики или номенклатура товаров (работ, услуг) достаточно велика, то все это указывается в приложении (спецификации), которое должно быть неотъемлемой частью договора (контракта), о чем делается соответствующая пометка в тексте договора. В приложении к договору на переработку давальческого сырья указывается соответствующая технологическая схема такой переработки.
4. Количество и качество товара (объемы выполнения работ, предоставления услуг). В этом разделе определяется в зависимости от номенклатуры единица измерения товара, принятая для товара такого вида (в тоннах, килограммах, штуках и т.д.), его общее количество и качественные характеристики. В тексте договора на выполнение работ (услуг) определяются конкретные объемы работ (услуг) и срок их выполнения. Определение количества в торговом контракте имеет некоторые особенности, которые необходимо учитывать при заключении внешнеэкономического контракта. В различных странах используются различные системы мер и весов, в связи с чем на практике приходится сталкиваться с проблемами, возникающими из-за различий в определении объема и количества товара. Чаще всего недоразумения происходят при определении количества товара в единицах измерения, совпадающих по наименованию, но различных по массе. Поэтому при обозначении количества в единицах, имеющих неодинаковое значение в разных странах, необходимо использовать метрическую систему мер или давать эквивалент в метрических единицах. Выбор той или иной единицы зависит также от характера самого товара и от сложившейся практики в международной торговле тем или иным товаром. Например, для обозначения количества таких товаров, как зерновые, сахар, уголь, руды, цветные металлы, обычно употребляются меры веса. В торговле лесоматериалами используются меры длины и меры объема. В торговле машинами и оборудованием, одеждой количество устанавливается обычно в штуках. Количество некоторых специфических товаров определяется в договорах в пересчете на условные единицы. В контракте купли-продажи обязательно оговаривается, включается ли тара и упаковка в количество поставляемого товара. В зависимости от этого различают:
- вес брутто – вес товара вместе с внутренней и внешней упаковкой; - вес нетто – вес товара без всякой упаковки; - вес брутто за нетто – вес товара с тарой, когда стоимость тары приравнивается к стоимости товара (в тех случаях, когда вес тары составляет не более 1-2% веса товара и когда цена тары мало отличается от цены такой же весовой единицы товара – мешки, полиэтиленовые пакеты), в этом случае контрагенты, заключающие контракт, весом тары как бы пренебрегают и брутто принимается за нетто.
5.Базисные условия поставки товаров (приемки-сдачи выполненных работ, услуг). В этом разделе указывается вид транспорта и базисные условия поставки в соответствии с международными правилами Инкотермс, определяющие распределение обязанностей между продавцом и покупателем по поставке товара и устанавливающие момент перехода рисков от одной стороны к другой.
6.Сроки поставки. В контрактах чаще всего указываются календарные сроки поставок, а также оговаривается право продавцов на досрочную доставку. В целом срок поставки может определяться одним из следующих способов: - определение календарного дня поставки; - путем указания числа дней, счет которых начинается с момента совершения какого-либо действия (например, оплаты товара, готовности товара). Возможно осуществление поставки товара партиями в течение определенного времени. В этом случае составляется график поставки с указанием товара, его количества и даты поставки.
7.Цена и общая стоимость договора (контракта). В этом разделе определяется цена единицы измерения товара и общая стоимость товаров или стоимость выполненных работ (оказанных услуг), поставляемых согласно договору и валюта контракта. Если по договору поставляются товары разного качества и ассортимента, цена устанавливается отдельно за единицу каждого сорта, марки, а отдельным пунктом договора указывается его общая стоимость. В этом случае ценовые показатели могут быть указаны в приложениях (спецификациях), на которые делается соответствующая ссылка в договоре.
8. Условия платежей.Контракты обычно содержат подробное изложение порядка взаимных расчетов: валюта платежа, срок платежа, способ платежа, формы расчетов, валютные оговорки.В контракте необходимо различать валюту цены – денежную единицу, в которой выражена цена товара. Валюта цены может быть установлена по усмотрению контрагентов сделки в валюте страны экспортера, импортера либо в валюте третьей страны (при этом учитываются торговые обычаи). Валюта платежа – валюта, в которой происходит фактическая оплата товара.
9.Условия сдачи-приемки товара (работ, услуг). Определяются сроки и место фактической передачи товара, перечень товаросопроводительных документов. Приемка-сдача производится по количеству согласно товаросопроводительным документам, по качеству согласно документам, удостоверяющим качество товара.
10. Упаковка и маркировка. Раздел содержит сведения об упаковке товара (ящики, мешки, контейнеры), нанесенном на нее соответствующей маркировке (наименование продавца, покупателя, номер договора, место назначения, габариты, специальные условия складирования и транспортировки и др.), а при необходимости условия ее возврата. Вид упаковки определяется особенностями товара и базисными условиями поставок. Специальные требования к упаковке излагаются в контракте. Маркировка представляет собой наносимое обозначение, содержащее данные, необходимые для надлежащей перевозки и сдачи груза покупателю. Содержание маркировки определяется либо контрактом, либо требованиями правил перевозки, либо – в случае предупредительной маркировки (надписи и знаки, указывающие на способ обращения с товаром при погрузке, выгрузке и хранении, такие как «верх», «огнеопасно» - свойствами самого товара. Маркировка грузов выполняется в соответствии с общепринятыми международными нормами и специальными требованиями покупателей. Маркировка бывает двух видов: товарная и специальная. Товарная показывает наименование продавца, покупателя, № контракта, вес брутто и др. реквизиты. Специальная содержит указание верха, «боится сырости».