Источники таможенного права

Под источниками права принято понимать внешние фор­мы права. В пра­вовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля стано­вится правовой нормой, обознача­ются условным термином «источники права».

Под источни­ками таможенного права таможенного союзапонимаются акты компетент­ных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы таможенного права таможенного союза.

Содержание таможенного права таможенного союза определя­ется системой его источников, к которым по общему правилу относятся:

1) Таможенный кодекс таможенного союза;

2) международные договоры государств-участников таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе;

3) решения Комиссии таможенного союза (Комиссия таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза), регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемые в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и международными договорами государств-участников таможенного союза;

4) внутреннее законодательство государств-членов таможенного союза;

5) международные обычаи.

Источники таможенного права таможенного союза имеют определенную специфику, они носят тройственный характер.

С одной сто­роны, источниками являются международные договоры и между­народные обычаи, с другой - Таможенный кодекс таможенного союза и решение Комиссии таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемые в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и международными договорами государств-участников таможенного союза, а с третьей стороны - нормы внутреннего (националь­ного) законодательства.

В Таможенном кодексе таможенного союза, как базовом источнике таможенного права таможенного союза, со­держатся все основные материально-правовые, про­цессуальные и процедурные таможенные нормы.

Таможенный кодекс таможенного союза определя­ет правовые, экономические и организационные основы таможенного регулирования на территории государств-участников таможенного союза и направлен на защиту экономическо­го суверенитета и экономической безопасности таможенного союза, активизацию связей поли­тики государств-участников таможенного союза с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан государств-участников таможенного союза, юридических лиц и государственных органов и соблюдения ими обязанностей в области тамо­женного регулирования.

Международные договоры (конвенции, договоры и соглаше­ния — название в данном случае значения не имеет), т. е. те внешние формы права, которые являются результатом нормотворчества госу­дарств-членов таможенного союза и других субъектов таможенного права таможенного союза, составляющие договорно-правовую базу таможенного союза

Между­народно-правовые договоры и соглашения с участием Республики Беларусь, касающиеся таможенных вопро­сов, - важнейшие источники таможенного права.

Решения Комиссии таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемые в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и международными договорами государств-участников таможенного союза являются обязательными для всех государств-членов таможенного союза.

Резолюции иных международных организаций, если иное спе­циально и долж­ным образом не оговорено, не создают юриди­ческих обязательств для участ­вующих государств.

Еще одним источником международного частного права, связанным про­исхождением с международной жизнью, явля­ется международный обычай.

Учитывая значительную роль обычаев международного делового оборота в регламентации международных экономических связей и трудность установленияих содержания и применения (в силу их неписаного характера), многие международные организации изучают, обобщают и публикуют своды обычаев по таким группам вопросов, как Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС) в редакции 2000 г., повсеме­стно применяемые таможенными орга­нами в целях определения та­моженной стоимости для начисления по­шлин и статистического учета в сфере внешнетор­говой деятельности государств и т.п.

Обычаи в таможенном праве - неписанные правила поведения, которые сло­жились давно, систематически применяются и отступление от них рас­сматри­вается как нарушение права. Обычаи могут носить правовой и не правовой характер. Правовой характер они имеют в тех случаях, когда санк­ционированы соответствующим компетентным органом государ­ства.

Примером санкционированного обычая может быть положение, сформулированное в ст. 1093 ГК Республики Беларусь: «Право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо осложненным иным иностранным элементом, определяется на основании Конституции Республики Беларусь, настоящего Кодекса, иных законодательных актов, международных договоров Республики Беларусь и не противоречащих законодательству Республики Беларусь международных обычаев».

Внутреннее (национальное) законодательство – один из основных источ­ников таможенного права таможенного союза.

Говоря о Республике Беларусь, мы констатируем, что таможенное регулирование в республике отнесено к ведению Пре­зидента Республики Беларусь, поэто­му законодательство о таможенном деле представлено исключительно юридическими актами государственного уровня.

Национальными или внутренними источниками тамо­женного права в Беларуси являются:

1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принята на республикан­ском референдуме 24 ноября 1996 г.)

Принципиальное значение для таможенного законо­дательства имеет положение Конституции о том, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнан­ных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст. 8).

Согласно ст. 137 Основного Закона, Конституция обладает высшей юридической силой. За­коны, декреты, указы и иные акты государственных ор­ганов издаются на основе и в соответствии с Конститу­цией. Это касается и актов, регулирующих вопросы таможенного дела.

2. Комплексный характер таможенного законодатель­ства обусловливает использование отдельных норм, со­держащихся в актах иной отраслевой принадлежности. Например, ответственность за таможенные преступления установлена Уголовным кодексом Республики Беларусь, ведение дознания по делам о таких преступлениях предусмотрено Уголовно-процессуальным кодексом Рес­публики Беларусь.

Аналогичным образом дело обстоит с Кодексом об административных правонарушениях Рес­публики Беларусь и Процессуально-исполнительным кодексом об административных правонарушениях Рес­публики Беларусь, в которых содержатся нормы предусматривающие ответственность за совершение административных таможенных правонарушений и ведение административного процесса по делам о таких правонарушениях.

3. Важны­ми и многочисленными источниками таможенного права являются подзаконные акты. Это во многом объясняется характером таможенной деятельности. В процессе ее осу­ществления часто возникает необходимость решения за­дач, требующая немедленного оперативного реагирова­ния. Достижению таких целей и способствует админи­стративное нормотворчество.

Подзаконными нормативными актами являются нормативные правовые акты ГТК Республики Бела­русь. Изданные ГТК Республики Беларусь в пределах своей компетенции нормативные акты по таможенному делу обязательны для исполнения всеми таможенными орга­нами и иными государственными органами Республики Беларусь, предприятиями, учреждениями, организация­ми независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами.

ГТК Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты совместно с другими органами исполни­тельной власти. В данном случае совместные норматив­ные правовые акты являются не только источниками таможенного права, но и других отраслей права.

4. Судебный прецедент также может рассматриваться в качестве национального источника таможенного права. Судебный прецедент как источник права – это конкретное судебное решение, за которым признается государством сила закона. Для полного понимания сущности прецедентного права необходимо уяснить содержание следующих категорий:

- Stare decisis (придерживаться того, что было решено) – принцип, в соответствии с которым решение, вынесенное судебным органом, является обязательным при последующем разрешении аналогичного дела тем же судом или судом соответствующей юрисдикции низшей инстанции.

- Ratio decidenti – часть решения, где сформулированы принципиальные правовые положения, на которых основано само решение и которые в дальнейшем подлежат применению.

- obiter dictum – заявления, ремарки, замечания, нашедшие отражение в решении суда, но не составляющие его правовую основу.

В Республике Беларусь судебная практика по гражданским делам с 1 июля 1999 г. рассматривается в качестве источника права. Она имеет важное значение и для толкования норм таможенного права. В этом смысле особого внимания заслу­живают руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда Республики Бе­ларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Издание руково­дящих разъяснений направлено на обеспечение единства судебной практики, соблюдения законности и правопорядка.

При рассмотрении источников таможенного права не могут быть не выделены и средства, так на­зываемого, негосударственного ре­гулирования.

Вырабатываются они по инициативе самих участников внешнеэкономической деятельности и носят рекомендательный ха­рактер, это, например доктрина. Она не относится к числу источников таможенного права таможенного союза, но судебно-арбитражной практике изве­стны случаи обращения к док­трине для обоснования принима­емого решения. Некоторые авторы считают правовую доктрину источником таможенного права. На наш взгляд, вряд ли с этим можно согласиться. Дело в том, что высказывания уче­ных-юристов по вопросам таможенного права для таможенных органов, суда и других органов, приме­няющих нормы права, не являются обяза­тельными, не имеют юридической силы. Такого рода высказывания носят ре­комендательный характер. Разуме­ется, что не должно умалять значения пра­вовой доктрины для разработки и уяснения норм таможенного права таможенного союза.

Наши рекомендации