Статические преобразователи и аппараты
Силовой тяговый трансформатор имеет замкнутый, набранный из листовой стали магнитопровод с двумя кольцевыми обмотками, выполненными из медных шин. Обмотку, к которой подведено напряжение контактной сети, называют первичной, другую, подсоединенную к выпрямителю э. п. с,— вторичной. Однофазный ток контактной сети, проходя по первичной обмотке, создает переменное магнитное поле. Это поле, пересекая витки вторичной обмотки, наводит в них э. д. с. Выбирая определенное соотношение витков первичной и вторичной обмоток, можно получить на выходе вторичной обмотки требуемое напряжение. Чтобы можно было регулировать напряжение, приходящееся на тяговые двигатели, вторичную обмотку трансформатора обычно выполняют в виде отдельных секций, каждая из которых имеет свои выводы.
Машинист, переводя по мере разгона электровоза рукоятку контроллера, замыкает тем самым в определенной последовательности выводы секции обмотки, т. е. увеличивает напряжение, подводимое к тяговым двигателям. Чем больше введено секций, тем выше напряжение на двигателях.
Таким образом, получается набор пусковых характеристик электровоза, каждая из которых соответствует определенному значению напряжения, подводимого через выпрямитель к тяговым двигателям, а следовательно, скорости движения и силе тяги электровоза.
Другой статический преобразователь э. п. с.— выпрямитель,
собранный из кремниевых полупроводниковых элементов, преобра-
зует переменный однофазный ток в пульсирующий.
Схему выпрямления выполняют таким образом, что в течение каждого периода изменения напряжения в контактной сети ток протекает по вторичной обмотке то в одном, то в другом направлении (рис.43.7,а). Это схема выпрямления с так называемым нулевым выводом. Еще выше степень использования трансформатора, когда полупроводниковые элементы преобразователя включены в четыре его плеча таким образом, что в один полупериод работает одна пара плеч, в другой — другая.
Рис. 4.35. Общий вид трансформатора электровоза (а) и схема его охлаждения (б): / — бак; 2 — маслоохладитель; 3—воздухопровод; 4—выводы вторичной обмотки; 5 — расширитель для масла; 6, в — кронштейны установки контроллера; 7—ввод первичной обмотки; 9—электронасос прокачки масла; 10 — маслопроводы; // — пробка; 12 — трубки охладителя |
Рис. 4.36. Кремниевые вентили: а — диод; б — управляемый вентиль (тиристор); 1 — наконечник; 2 — гибкий внешний вывод; 3 —соединительная втулка; 4 — изолятор; 5 — крышка корпуса; 6 — внутренний гибкий вывод; 7 — плас-тина монокристалла кремния; 8 — корпус медный;9 — соединительный стержень корпуса; 10 —вывод управляющего электрода.
Рис.4.37 Схемы выпрямления тока: а- с нулевым выводом; б- с подключением мостом.
В течение обоих полупериодов изменения напряжения в контактной сети ток в тяговом двигателе протекает в одном и том же направлении, обеспечивая неизменное направление вращающего момента (рис.4.37 б).
Каждый полупроводниковый элемент рассчитан на определенные напряжение и ток. Чтобы получить необходимое напряжение на выходе выпрямителя, все его плечи набирают в виде цепочек из последовательно соединенных элементов. Для обеспечения требуемого значения тока в каждом плече параллельно соединяют несколько таких цепочек. Как видим, статический полупроводниковый преобразователь представляет собой последовательно-параллельное соединение полупроводниковых элементов.
Более целесообразно использовать в выпрямителе управляемые полупроводниковые элементы — тиристоры, играющие одновременно роль не только выпрямителей однофазного тока, но и средства регулирования напряжения на тяговых двигателях.
Неотъемлемой частью электрооборудования э. п. с. являются контакторы. Ими управляют дистанционно. Эти аппараты имеют силовую часть, переключающие элементы которой введены в силовую цепь, и привод низкого напряжения с обмоткой возбуждения, изолированный от силовых цепей.
Машинист или автоматическое устройство, если оно есть, подает из кабины управления через контроллер импульс низкого напряжения на обмотку возбуждения привода контактора (или контакторов). Под влиянием этого импульса привод приходит в действие, меняя относительное положение токоведущих силовых частей контактора и осуществляя этим необходимые переключения в силовой цепи. Дугогасительные камеры оборудованы системами воздушного или магнитного дугогашения.
Контакторы различают по мощности в зависимости от назначения. Контакторы небольшой мощности имеют электромагнитный привод, большей мощности — электропневматический, обеспечивающий более сильное прижатие токоведущих частей при их переключениях. При возбуждении катушки электромагнитного привода притягивается (отталкивается) сердечник привода и перемещаются механически соединенные с ним изолированные токоведущие части контактора, замыкая или разрывая силовую цепь.
При возбуждении катушки электропневматического привода контактора происходит впуск (выпуск) сжатого воздуха в (из) цилиндр привода и резкое перемещение его токоведущих частей; возникающая дуга гасится в дугогасительной камере.
Контакторы, производящие переключения секций вторичной обмотки трансформатора, имеют для четкой фиксации последовательности их срабатывания не индивидуальный, а групповой привод. На общем валу группового переключателя размещены кулачки, профиль каждого из которых при повороте вала на определенный угол соответствует требуемому положению данного контактора — включен он или выключен. Вал имеет электропневматический привод, на который воздействует машинист с помощью контроллера.
Другим примером контакторов с групповым приводом является реверсор — аппарат, служащий для изменения направления движения э. п. с. В принципе, изменить направление движения э. п. с. можно, изменив направление тока либо в обмотке якоря, либо в обмотке возбуждения. Достаточно изменить направление одного из них, и двигатель начнет вращаться в другую сторону. Проще изменять направление тока в обмотке возбуждения. Для этого и служит реверсор, контакторы которого подключены к выводам обмотки возбуждения. Групповой привод обеспечивает строгую последовательность срабатывания контакторов.
С помощью реверсора машинист производит переключения только при неподвижном э. п. с. и обесточенных цепях одновременно всех тяговых двигателей, поэтому у реверсора нет дугогасительной камеры.
В цепях главным образом управления и защиты от нарушений нормальных режимов работы э. п. с. широко используются различные маломощные электромеханические преобразователи — реле, замыкающие одни и размыкающие другие контакты в зависимости от их предназначения. Токовые реле срабатывают при увеличении тока в катушке сверх установленного значения, реле оборотов — в случае превышения установленной частоты вращения агрегата, реле времени — после определенной выдержки времени, промежуточное реле — после срабатывания первичного датчика и т. п. Несмотря на то что реле являются маломощными устройствами, нельзя недооценивать их роль в обеспечении нормальной работы э. п. с.
Опыт эксплуатации показывает, что причинами нарушения нормальных режимов работы могут явиться резкое повышение по различным причинам напряжения в контактной сети, снятие этого напряжения, перенапряжения, возникающие в силовых цепях, воздействие грозовых разрядов, неправильные действия локомотивной бригады при управлении и т. п.
Однако восстановление выключателя произойдет лишь при отсутствии повреждения в цепи э. п. с.
Рис. 3.3. Главный воздушный выключатель показан в выключенном положении после разрыва цепи двигателей. Его основные узлы: пустотелый горизонталь иый изолятор 1. неподвижный кон такт 2, заземляющий кронштейн 3, нож разъединителя 4, жестко укрепленный на поворотном изоляторе 5, корпус 6, воздушный резервуар 7. |
На э. п. с. постоянного тока основным аппаратом защиты силовых цепей является быстродействующий выключатель, также оборудованный мощной дугогасительной камерой (рис. 4.39).
Ранее на электропоездах роль аппаратов защиты выполняли так называемые линейные контакторы, включенные между токоприемником и пусковыми резисторами.
Для защиты силовых цепей в режиме рекуперации используют быстродействующие электромагнитные контакторы, мощность которых меньше, чем у быстродействующих выключателей э. п. с. постоянного тока или главных выключателей э. п. с. переменного тока.
Рис. 4.39. Быстродействующий выключатель: 1-магнитопровод;
2-удерживающая катушка; 3-размагничивающий виток; 4- якорь;
5- пневмопривод; 6- пружина; 7- силовые контакты; 8- дугогасительная катушка; 9- дугогасительная камера.