Вопрос 4. Авиационные статические преобразователи электрической энергии

Статические преобразователи служат для преобразования электроэнергии постоянного тока в переменный без промежуточного использования механической энергии.

Они являются вторичными источниками электроэнергии.

В настоящее время разработаны и серийно выпускаются статические преобразователи серий ПОС и ПТС: ПОС – преобразователь однофазный статический, ПТС – преобразователь трехфазный статический.

После этих букв через дефис ставится цифра, означающая выходную мощность в вольт-амперах, например: ПТС-800 – (800 мощность преобразователя вВ А).Основные тактико-технические данные статических преобразователей типа ПТС представлены в таблице 5.

Таблица 5. Основные тактико-технические данные статических преобразователей типа ПТС

Параметры Тип преобразователя
ПТС-25М ПТС-250 ПТС-500А ПТС-800А(АМ) ПТС-800Б ПТС-800БМ
Напряжение питания, В
Потребляемый ток, А не более 1,5 9,5 22,7
Выходное напряжение, В 33,0-37,5 36 ±1,8 36 ±1,5 36 ±0,9 115 ±3 115 ±3
Отдаваемая мощность, ВА
Частота, Гц 400 ±6 400 ±8 400 ±6 400 ±6 400 ±6 400 ±6
Коэффициент мощности 0,7 0,6 0,8 0,8 0,8 0,8
Коэффициент модуляции выходного напряжения, % - - -
Коэффициент нелинейных искажений, % не более - -
Коэффициент полезного действия 0,55 0,6 0,65 0,7 0,7 0,7
Время выхода на режим, с не более 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
Масса, кг 1,9 8,5 19,3

Статические преобразователи типа СПО (СПО-4) предназначены для преобразования постоянного тока в переменный. Применяются для питания отдельных приборов (например, манометров типа ДИМ).

Трехфазные статические преобразователи типа ПТС предназначены для преобразования постоянного тока в трехфазный переменный напряжением 36 и 115 В, частотой 400 Гц, мощностью 25-800 ВА. Они используются на ЛА в качестве вторичных источников электропитания. Преобразователь устанавливают на амортизационную раму. Основные элементы преобразователя – блоки управления и питания, стабилизатор напряжения, задающий генератор, инверторы, трансформаторно-фильтрующее устройство, электровентилятор, фильтры радиопомех.

Форма кривой выходного напряжения – синусоидальная. Преобразователи выдерживают кратковременную (до 5 мин.) перегрузку по току, равную 25% номинального значения. Преобразователи имеют защиту от коротких замыканий в цепи нагрузки. После окончания короткого замыкания преобразователи восстанавливают свои выходные параметры.

Все серийно выпускаемые преобразователи имеют: силовую часть; систему управления; регулирования и защиты; систем охлаждения.

 
  Вопрос 4. Авиационные статические преобразователи электрической энергии - student2.ru

Рис. Структурная схема статических преобразователей электрической энергии

Основным элементом силовой части статического преобразователя постоянного тока в переменный является транзисторный или тиристорный инвертор. Упрощённая схема инвертора показана на рис.

 
  Вопрос 4. Авиационные статические преобразователи электрической энергии - student2.ru

Рис. Схема силовой части статического преобразователя

Транзисторы V1 и V2 образуют одну стойку инвертора, а транзисторы V3 и V4 – другого. Схема управления работает таким образом, что одну часть периода открыты транзисторы V1 и V4 (угол a1), а другую транзисторы V3 и V2 (угол a2=a1).

Если при этом обесточить возможность изменения угла j, то тем самым можно будет регулировать выходное напряжение, эффективное значение которого соответственно меняется.

В силовую часть инвертора входят также так называемые инверсные диоды V5-V8. Диаграмма напряжений представлена на рис..

 
  Вопрос 4. Авиационные статические преобразователи электрической энергии - student2.ru

Рис. Диаграмма напряжений инвертора статического преобразователя

Вывод:статические преобразователи служат для преобразования электроэнергии постоянного тока в переменный без промежуточного использования механической энергии.Они являются вторичными источниками электроэнергии.

Заключение

Автоматизация и комплексирование всех видов оборудования летательных аппаратов привели к тесной взаимосвязи авиационного оборудования с системами самолета и двигателей, радиоэлектрон­ного оборудования и авиационного вооружения.

Взаимодействие авиационного оборудования, радиоэлектронного оборудования, авиационного вооружения в единых пилотажнонавигационных и прицельно-навигационных комплексах, объединяющих автоматические системы навигации и управления полетом, системы управления вооружением, позволяет с максимальной эффективностью решать задачи боевого применения самолетов.

Наиболее тесные взаимосвязи в комплексе имеют системы авиационного и радиоэлектронного оборудования при решении таких функциональных задач, как определение пилотажных и навигационных параметров полета самолета, огибание рельефа, директорное и автоматическое наведение и др.

В решении всех этих задач принимает непосредственное участие система ПВД и СВС.

Вопросы для самоконтроля

1. Назначение и классификация авиационных преобразователей электрической энергии.

2. Авиационные электромашинные преобразователи постоянного тока в переменный.

3. Методы стабилизации напряжения и частоты типовых электромашинных преобразователей.

4. Авиационные статические преобразователи электрической энергии.

Литература

1. В.В. Кузьменко Системы электроснабжения ЛА. Системы электроснабжения переменного тока постоянной частоты. - СВАИУ, 1995.

преподаватель военной кафедры при ГУАП

подполковник _____________ А. Бакланов

Наши рекомендации