Анализ причин изменения результативного показателя
Под влиянием изменения факторных показателей
Одной из главных задач анализа статистической информации является выявление и оценка внутренних резервов повышения эффективности работы дороги и недостатков в работе дороги.
Подсчитать размер резервов, значит определить, каким был бы уровень результативного показателя в фактических условиях работы при базисном (плановом) уровне всех факторов, кроме анализируемого.
4.1. Характеристика взаимосвязи показателей.
В связи с тем, что все показатели, характеризующие эксплуатационную работу, находятся в достаточно сложной взаимосвязи (Приложение 4), полностью рассмотреть эту взаимосвязь в данной работе не представляется возможным. В данной работе предлагается очередность изменения результативного показателя рассмотреть в следующей последовательности:
1. ®Fв® ®
2. ® ® ® ®
3. ® ® ® ®
4. ® ® ® ®
5. ® ® ® ® ®
6. ® ® ® ®
7. ® ® ® ®
8. ® ® ® ®
9. ® ® ® ®
10. ® ® ® ® ®
11. tпр® ® ® ® ®
12. Qн® ® ® ® ®
Перед тем, как приступить к выполнению задания, необходимо изучить схемы взаимосвязи показателей из приложения 4, формулы для расчета этих показателей и выбрать формулы, отражающие взаимозависимость по анализируемым показателям. Уяснить характер связи (прямая, обратная) и установить меру влияния каждого анализируемого фактора на результативный показатель. Отразить взаимосвязь между показателями на рис. 1 и рис. 2 приложения 4 контрастным цветом.
Представим зависимость результативного показателя от влияющих на него факторов следующей формулой:
,
где – результативный показатель;
– факторные показатели.
Отчетный уровень показателя обозначить цифрой 1 ( ), базисный (плановый) – цифрой 0 ( ).
Определим расчетное значение результативного показателя путем замены анализируемого базисного (планового) значения фактора (х) на его отчетное значение. Остальные факторы берутся на плановом уровне
.
Тогда изменение результативного показателя за счет фактора х будет рассчитано следующим образом:
.
Для дальнейших расчетов по цепочке использовать в качестве базисного показателя расчетное значение .
4.2. Пример оценки влияния изменения среднесуточного пробега вагонов на взаимосвязанные показатели.
Последовательность влияния ® ® ® .
Исходная и расчетная информация представлена в табл. 9.
Т а б л и ц а 9
№ п/п | Показатели годовые | Условные обозначения | Единица измерения | Базисное (плановое) значение | Расчетное значение | Абсолютное изменение по сравнению с базисным |
Среднесуточный пробег вагона | км | 225* | –25 | |||
Полный рейс вагона | км | – | – | |||
Работа дороги в вагонах | ваг | – | – | |||
Оборот вагона | сут | 2,96 | 3,29 | +0,33 | ||
Рабочий парк вагонов | ваг | +4950 | ||||
Грузооборот в эксплуатационных ткм | млн. ткм | – | – | |||
Производительность вагона | ткм | –574 |
* Среднесуточный пробег вагона за отчетный период.
4.2.1. Для расчета влияния на величину оборота вагона изменения среднесуточного пробега, выбираем следующую формулу:
,
тогда суток.
– 3,29 – 2,96 = 0,33 суток.
В связи со снижением среднесуточного пробега вагона оборот вагона возрос на 0,33 суток по сравнению с планом.
4.2.2. Расчет влияния изменения оборота вагона на величину вагонного парка × , тогда
= × = 15000 × 3,29 = 49350 ваг.
= – = 49350 – 44400 = +4950 ваг.
В связи с увеличением времени оборота вагона по сравнению с планом на 0,33 суток парк вагонов увеличился на 4950 ваг.
4.2.3. Расчет влияния изменения вагонного парка на изменение производительности вагона
Тогда ткм.
– 5796 – 6370 = –574 ткм.
В результате увеличения вагонного парка на 4950 ваг производительность вагона сократилась на 574 ткм.
Таким образом, в результате снижения среднесуточного пробега на 25 км по сравнению с планом, оборот вагона увеличился на 0,33 суток, вагонный парк возрос на 4950 вагонов и производительность вагона сократилась на 574 км, что отрицательно отразилось на работе дороги.
Библиографический список
1. Статистика железнодорожного транспорта: Учебник для вузов ж.-д. трансп. / Т.И.Козлов, Е.П.Леонова, А.А.Поликарпов и др.; Под ред. Т.И. Козлова, А.А. Поликарпова. – М.: Транспорт, 1981. – 431 с.
2. Статистика железнодорожного транспорта: Учебник для вузов ж.-д. трансп. / Т.И.Козлов, А.А.Поликарпов, Е.П.Леонова и др. Под ред. Т.И. Козлова, А.А. Поликарпова. – 2-е изд., перераб. доп. – М.: Транспорт, 1990. – 327 с.
3. Статистика железнодорожного транспорта: Учебник для вузов ж.-д. трансп. / А.А.Поликарпов, А.А.Вовк, Э.А.Свиридова и др. Под ред. А.А. Поликарпова, А.А. Вовка. – М.: Издательство "Маршрут", 2004. – 512 с.
Приложение 1
Т а б л и ц а 1