Система законодательства, регулирующего договор перевозки
Кроме основных, принципиальных положений, содержащихся в главе 40 ГК РФ, остальной массив правоотношений связанных с перевозками грузов, пассажиров и багажа подлежит регулированию иными федеральными законами, и в первую очередь - транспортными уставами и кодексами. Каждым из них регулируются отдельные виды перевозок соответствующим транспортом с учетом его специфических условий. Такой подход, когда основная нагрузка в деле правовой регламентации отношений, связанных с перевозками, возлагалась на транспортные уставы и кодексы, позволял учитывать технологические и правовые особенности условий перевозок грузов, пассажиров и багажа, осуществляемых различными видами транспорта, а также сложившиеся традиции в соответствующих сферах транспортной деятельности, естественно в рамках, отведенных для этого ГК. Однако, по мнению ряда исследователей, принятые вскоре после ГК кодексы и уставы стремятся избежать детального регулирования правоотношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, исключив тем самым непосредственное применение норм Федеральных законов, и сохранив поле деятельности для обширного ведомственного нормотворчества. Цель такого подхода очевидна: ведомственные акты в силу закрытости и келейности их разработки позволяют в наибольшей степени учесть интересы соответствующих ведомств за счет, интересов организаций, выступающих в качестве грузоотправителей и грузополучателей.[11] Так, после введения в действие ГК РФ первым из новых транспортных уставов и кодексов был принят Воздушный кодекс Российской Федерации (далее - ВК РФ). Новый ВК РФ никак не может служить образцом урегулирования отношений, связанных с воздушными перевозками, в условиях рыночных отношений на основе принципиальных положений, содержащихся в ГК. Вопреки букве и духу ГК, а также очевидным потребностям имущественного оборота ВК РФ не только не расширил сферу регулирования деятельности гражданской авиации и договора воздушной перевозки непосредственно федеральными законами, а напротив, сузил ее и открыл неограниченный простор для ведомственного нормотворчества в этой области. Во-первых, сократился объем самого ВК по сравнению с ранее действовавшим ВК 1983 г. (со 153 до 137 статей), причем указанное сокращение произошло главным образом за счет норм, регламентирующих коммерческую деятельность гражданской авиации (гл. XV - XVII ВК), в частности за счет правил о договоре перевозки. Во-вторых, еще в большей степени умаление роли федеральных законов (в том числе и самого ВК) проявляется в том, что большое число норм, содержащихся в ВК, не являются нормами прямого действия, а включают в себя отсылки к иным актам и правилам, принимаемым так называемыми специально уполномоченными органами. При этом под «специально уполномоченными органами» ВК (ст. 6). Согласно, определения следует, что основные отношения в сфере воздушных перевозок подлежат регулированию даже не указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а ведомственными нормативными актами. Причем под ведомственное регулирование подпадают не только отношения, связанные с коммерческими перевозками, но и в значительной степени публично-правовые отношения. Так, в порядке, определяемом Правительством РФ, т.е. по существу одним или несколькими ведомствами: утверждается структура воздушного пространства (ст. 15 ВК), которая предопределяет ограничения использования воздушного пространства России; осуществляется организация использования воздушного пространства (ст. 14 ВК), включающая обеспечение разрешительного порядка использования воздушного пространства и контроль за его использованием; вводятся запрещения или ограничения использования воздушного пространства. В ВК имеются многочисленные пробелы в правовом регулировании воздушных перевозок, в том числе и по тем вопросам, регламентация которых в силу прямых указаний ГК должна обеспечиваться транспортными уставами и кодексами. Например, в ВК всего одна статья посвящена фрахтованию воздушных судов (ст. 104), и то она лишь воспроизводит ч. 1 ст. 787 ГК, хотя в той же статье ГК сказано, что транспортными кодексами должны быть установлены порядок заключения и форма этого договора. Остаются без ответа вопросы о том, что представляют по своей природе и как регулируются при чартерных перевозках взаимоотношения владельца воздушного судна и чартерного фрахтователя с пассажирами и грузовладельцами. Следующим из новых транспортных уставов и кодексов был принят Транспортный устав железных дорог Российской Федерации (ТУЖД). Данному нормативному документу были присущи те же недостатки, что и ВК, хотя выражены они не столь отчетливо. ТУЖД включает в себя немало норм, противоречащих ГК: это и положение о доказательствах несохранности грузов, а также об основаниях освобождения перевозчика от ответственности за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, и правила, регламентирующие сроки на предъявление претензий, и некоторые другие положения. Кроме того, текст ТУЖД свидетельствует о стремлении его разработчиков избежать необходимых кардинальных изменений правового регулирования железнодорожных перевозок, которые соответствовали бы современным условиям имущественного оборота, да и просто большого объема работы[12]. Совершенно иное впечатление производит третий (по очередности принятия) транспортный кодекс - Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ), который детально регулирует договорные отношения, возникающие в сфере морских перевозок, и действительно выполняет, как это и предусмотрено ГК, роль специального федерального закона (кодифицированного акта), регламентирующего условия перевозки грузов, пассажиров и багажа морским транспортом. При подготовке транспортных уставов и кодексов - Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ) и Устава (федерального закона) автомобильного транспорта (УАТ) его разработчики, так же гарантируют широкие возможности ведомственного нормотворчества и предусматривающий односторонние преимущества для транспортных организаций. В 2003 г. был принят Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) взамен ТУЖД. Данный Устав разрабатывался в пакете иных федеральных законов, обеспечивающих реформу железнодорожного транспорта, и был принят и введен в действие вместе с новым Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», который действительно включает в себя ряд положений, направленных на реформирование отношений собственности в сфере железнодорожного транспорта. При внимательном ознакомлении с текстом УЖТ РФ, который, повторяя в большей своей части ТУЖД, содержит новые положения, направленные не только на обеспечение проведения реформы железнодорожного транспорта, но и на установление дополнительных преимуществ для транспортных организаций и так называемых владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта, в качестве которых на рынке транспортных услуг, видимо, будут действовать различные организации, образованные железнодорожным начальством. Попутно ухудшается положение грузоотправителей и грузополучателей, на плечи которых упадут расходы на оплату услуг указанных «владельцев инфраструктуры». Кроме того, УЖТ РФ включает в себя целый ряд новых положений, значительно усложняющих и делающих невнятной структуру договорных связей, опосредующих перевозки пассажиров, грузов и багажа. В частности, теперь заявки грузоотправителей на подачу вагонов и контейнеров должны согласовываться перевозчиками с «владельцами инфраструктуры», которые должны строить свои отношения с перевозчиками на основе договоров об оказании услуг, выражающихся в предоставлении последним возможности пользоваться соответствующей инфраструктурой. В результате значительно расширится круг оснований отказа в удовлетворении заявок грузоотправителей на подачу транспортных средств (за счет возможных отказов в их согласовании со стороны «владельцев инфраструктуры»), неминуемо увеличатся тарифы за перевозки (для покрытия расходов перевозчиков на оплату услуг тех же «владельцев инфраструктуры»). Таким образом, новый УЖТ РФ никак не свидетельствует об улучшении правового регулирования перевозок грузов железнодорожным транспортом. Наряду с транспортными уставами и кодексами к перевозкам применяются положения ряда других законов РФ. Особое значение имеют Федеральный закон от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Закон РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. Действие этого последнего Закона распространяется на перевозки пассажиров и багажа. Важным элементом транспортного законодательства являются правила перевозок и тарифы. Правила перевозок утверждаются транспортными министерствами и ведомствами на основании и в развитие соответствующих транспортных уставов и кодексов (порядок подачи заявок на перевозку грузов, оформление перевозочных документов, принятие и выдача грузов, составление актов при перевозках, заявление претензий и т.д.), а также особенности перевозок отдельных видов грузов (скоропортящихся, опасных, в контейнерах и др.).[13] Правила перевозок грузов издаются в виде сборников, которые на железнодорожном, морском и речном транспорте именуются тарифными руководствами и имеют сложившуюся нумерацию. В специальном тарифном руководстве изложены ставки тарифных платежей и порядок их исчисления. Условия пассажирских перевозок определяются в специальных правилах. На воздушном транспорте действует правило о том, что «перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (п.2 ст.102 ВК РФ). Действующие в настоящее время на разных видах транспорта ранее изданные правила перевозок применяются с учетом последующего законодательства РФ и постепенно пересматриваются. Данное обстоятельство учитывается в практике арбитражных судов.
Заключение
Под перевозкой в российском транспортном законодательстве понимается деятельность, опосредующая перемещение определенного объекта из одного пункта в другой. Соглашение между перевозчиком и пассажиром или грузоотправителем о перевозке именуется договором перевозки. В зависимости от перемещаемого объекта выделяются две основные разновидности этого договора - договор перевозки груза и договор перевозки пассажира и багажа. Выделение указанных разновидностей обусловлено тем, что в зависимости от перемещаемого объекта (объекта перевозки) различаются порядок оформления договора, требования к условиям перевозки, дополнительным услугам, ответственность сторон и т.д. Перевозка подразумевает использование определенных транспортных средств. По видам транспорта выделяются пять видов перевозки: железнодорожная, воздушная, автомобильная, перевозка внутренним водным транспортом, морская перевозка. Организация перевозочного процесса на каждом из видов транспорта имеет определенную специфику, связанную с особенностями эксплуатации транспортных средств соответствующего вида, а также необходимой для их использования инфраструктуры. Понятие "договор перевозки" проявляет себя в целом ряде договоров, призванных регулировать различные отношения, связанные с перевозками грузов, пассажиров и багажа. Таким образом, речь идет о системе договоров, опосредующих перевозки грузов, пассажиров и багажа, в которую наряду с договором перевозки конкретного груза входят и другие договоры: договор перевозки пассажира; договор фрахтования (чартер); соглашения между транспортными организациями об организации перевозок грузов, пассажиров и багажа; договор об организации перевозки грузов; договоры между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.). Все названные договоры имеют прямое отношение к перевозкам грузов, поскольку все они призваны регулировать правоотношения, складывающиеся между участниками перевозочного процесса. В связи с этим возникает необходимость классификации договора перевозки. Так, в юридической литературе существует выделение перевозок грузов по видам сообщения, момент, с которого договор перевозки считается заключенным, по предмету договора, от субъектного состава отношений, от цели договора перевозки, по правовому положению (статусу) перевозчика, по форме договор. Особое значение в транспортном праве имеет деление в зависимости от вида транспорта: железнодорожная перевозка грузов, перевозка на внутреннем водном транспорте, морская перевозка, воздушная перевозка, автомобильная перевозка.
В заключение, необходимо сказать об одной проблеме связанной с развитием транспортного законодательства в РФ. Кроме основных, принципиальных положений, содержащихся в главе 40 ГК РФ, остальной массив правоотношений связанных с перевозками грузов, пассажиров и багажа подлежит регулированию иными федеральными законами, и в первую очередь - транспортными уставами и кодексами. Каждым из них регулируются отдельные виды перевозок соответствующим транспортом с учетом его специфических условий. Таким образом, для преодоления этой ситуации, для соблюдения интересов каждой стороны договора необходимо усовершенствовать законодательство в области гражданско-правовой ответственности перевозчика. Если законодатель будет учитывать внутренние противоречия в законодательстве и будет принимать законы с надлежащим научным подходом, это позволит создать рабочие и эффективные законы и в будущем законодатель не будет тратить время на исправление допущенных ошибок при законотворчестве, что позволит также более эффективно использовать время для разработки иных необходимых законов. При этом нужно признать, что перспективы развития и модернизации транспортного законодательства существуют, и недостатки, допущенные законодателем, постепенно устраняются.
Список использованной литературы
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (ред. от 30.12.2008) // Рос. газ. - 1993. - 25 декабря. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994. № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996. № 14-ФЗ (ред. от 14.07.2008) // СЗ РФ. - 1996.-№ 5.-Ст. 410. 4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001. № 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // СЗ РФ. - 2001. - № 49. -Ст. 4552. 5. О ветеранах: ФЗ РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 19.12.2005) // СЗ РФ. - 1995. -№ 3. - Ст. 168. 6. Алексеев С.С. Гражданское право. Учебник. - М., 2009. 7. Гатин А.М. Гражданское право: Учебное пособие / А.М. Гатин. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2010. 9. Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций. / Отв. ред. О.Н. Садиков. - М.: Проспект, 2011. 10. Гражданское право России. Часть вторая. Учебник / отв.ред. В.П. Мозолин. - М., 2011. 11. Гражданское право. Учебник. / Под редакцией А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Часть II. - М.: Проспект, 2009. 12. Гражданское право: Учебник. В 2 т. Том II. Полутом 2" / Под ред. Е.А. Суханова. - М.: Волтерс Клувер, 2011. 13. Завидов Б.Д. Договор, подготовка, заключение, изменение. - М., 2010. 14. Свит Ю.П. Защита прав потребителей при оказании транспортных услуг / Ю.П. Свит // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2011. - № 2. 15.Тютрина Н.Н. Понятие договора перевозки грузов / Н.Н. Тютрина // Транспортное право.- 2012. - № 2.
[1] Алексеев С.С. Гражданское право. Учебник. - М., 2009.
[2] О ветеранах: ФЗ РФ от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 19.12.2005) // СЗ РФ. - 1995. -№ 3. - Ст. 168
[3] Гатин А.М. Гражданское право: Учебное пособие / А.М. Гатин. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2010.
[4] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001. № 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // СЗ РФ. - 2001. - № 49. -Ст. 4552
[5] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001. № 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // СЗ РФ. - 2001. - № 49. -Ст. 4552
[6] Гражданское право России. Часть вторая. Учебник / отв.ред. В.П. Мозолин. - М., 2011.
[7] Гражданское право: Учебник. В 2 т. Том II. Полутом 2" / Под ред. Е.А. Суханова. - М.: Волтерс Клувер, 2011.
[8] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996. № 14-ФЗ (ред. от 14.07.2008) // СЗ РФ. - 1996.-№ 5.-Ст. 410
[9] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996. № 14-ФЗ (ред. от 14.07.2008) // СЗ РФ. - 1996.-№ 5.-Ст. 410
[10] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001. № 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // СЗ РФ. - 2001. - № 49. -Ст. 4552.
[11] Гатин А.М. Гражданское право: Учебное пособие / А.М. Гатин. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2010.
[12] Алексеев С.С. Гражданское право. Учебник. - М., 2009.
[13] Алексеев С.С. Гражданское право. Учебник. - М., 2009.