Дорожные одежды
Дорожная одежда: Многослойная конструкция в пределах проезжей части автомобильной дорог, воспринимающая нагрузку от автотранспортного средства и передающая ее на грунт.
Дорожная одежда жесткая: Дорожная одежда с покрытием или основанием из цементобетона или железнобетона, жесткость которых во много раз превышает жесткость других материалов, применяемых в дорожной одежде.
Дорожных одежд классификация: Разделение дорожных одежд по группам, исходя из их капитальности, характеризующей работоспособность дорожной одежды.
Дорожная одежда нежесткая:Дорожная одежда со слоями, устроенными из разного вида асфальтобетонов, из материалов и грунтов укрепленных битумом, цементом, известью, комплексными и другими вяжущими, а также из слабосвязанных зернистых материалов.
Дорожная одежда низшая: Дорожная одежда из щебеночного (графийно) – песчаных смесей; малопрочных каменных материалов и шлаков; грунтов, укрепленных или улучшенных различными материалами.
Дорожная одежда облегченная: Дорожная одежда с усовершенствованным покрытием, обладающая работоспособностью, занимающей промежуточное место между капитальными и переходными одеждами.
Дорожная одежда переходная: Дорожная одежда, обладающая работоспособностью, промежуточной между дорожными одеждами облегченными и низшими, устраиваемыми из щебня прочных пород по способу заклинки без применения вяжущих, из грунтов и малопрочных каменных материалов обработанных вяжущими, из булыжного и колотого камня.
Дорожной одежды деформационные характеристики: Показатели, характеризующие способность дорожной одежды или отдельных ее слоев деформироваться под воздействием нагрузки. При упругом деформировании основным показателем является модуль упругости; при упруго – пластичном – модуль деформации; при вязком деформировании – коэффициент вязкого сопротивления.
Дорожной одежды коэффициент надежности: Показатель, характеризующий вероятность обеспечения требуемой прочности дорожной одежды к концу срока ее службы. Численно равен отношению протяженности прочных участков по всей протяженности дорожной одежды на данном участке.
Дорожной одежды коэффициент прочности: Показатель количественной оценки прочности конструкции дорожной одежды определяемый отношением фактического модуля упругости к его расчетному значению.
Дорожной одежды модуль упругости слоев: Показатель, характеризующий механические свойства слоев: деформативность, жесткость, численно равный отношению действующего сжимающего напряжения к вызываемой или относительной упругой деформации в условиях свободного бокового расширения.
Дорожные одежды капитальные: Дорожные одежды, обладающие наиболее высокой работоспособностью ( высокая прочность, надежность, долговечность и др.). К ним относят дорожные одежды с цементобетонными и асфальтобетонными ( 1 и 11 марки) покрытиями.
Коэффициент прочности дорожной одежды: отношение фактического модуля упругости дорожной одежды к требуемому по условиям движения.
Основание дорожное: Нижний несущий слой дорожной одежды, воспринимающий.
Подстилающий грунт: Грунт рабочего слоя земляного полотна располагающийся непосредственно под дорожной одеждой. Мощность подстилающего грунта определяется величиной активной зоны, в котором практически затухают напряжения и деформации от транспортной нагрузки.
Покрытие дорожное:Одно – или многослойная верхняя часть дорожной одежды, устраиваемая на дорожном основании, непосредственно воспринимающая нагрузки от транспортных средств и предназначенная для обеспечения заданных эксплуатационных требований и защиты дорожного основания от воздействия атмосферных факторов.
Суммарный коэффициент для транспортного средства к расчетной нагрузке: Коэффициент приведения к расчетной нагрузке многоосных транспортных средств, учитывающий межосевые расстояния.
Шов: 1) Соединение двух элементов вдоль их осей, обеспечивающее их совместную работу как единого целого; 2) Зазор между двумя элементами или частями сооружений, обеспечивающий их независимое перемещение относительно друг друга, вызванное изменением температуры, неравномерной осадкой, силовыми воздействиями.