Жесткие дорожные одежды
8.2.1 Расчет толщины бетонного покрытия следует производить с учетом величины и повторяемости суммарных напряжений от транспортных нагрузок и температуры.
8.2.2 В бетонном покрытии необходимо предусматривать поперечные и продольные швы. К поперечным швам относятся швы сжатия, расширения, коробления и рабочие швы.
Необходимость устройства швов расширения в монолитных бетонных покрытиях и расстояние
между ними следует обосновывать расчетом с учетом климатических условий и конструктивных особенностей покрытия, за исключением примыкания к мостам и путепроводам, где их устройство обязательно.
8.2.3 Деформационные швы в покрытии должны быть защищены от проникания поверхностных вод и засорения путем заполнения их специальными герметизирующими материалами, отвечающими требованиям деформативности, адгезии к бетону, температурной устойчивости, химической стойкости.
8.2.4 Для предупреждения образования уступов в поперечных швах, превышающих 3 мм, при тяжелом и интенсивном движении транспорта (на дорогах I-а, I-б, I-в и II категорий) следует предусматривать штыревое соединение плит, а в качестве основания применять материалы малой эрозионности (тощий бетон, асфальтобетон).
8.2.5Для снижения эрозии основания в зоне стыка цементобетонного покрытия проезжей части
и асфальтобетонного покрытия укрепленной полосы обочины необходимо предусмотреть устройство продольного шва с заполнением его герметизирующими материалами.
8.2.6 При проектировании конструкции дорожной одежды, включающей асфальтобетонное покрытие на цементобетонном основании, следует предусматривать мероприятия, направленные на снижение вероятности образования отраженных трещин в асфальтобетоне. К таким мероприятиям относятся:
— применение трещинопрерывающих слоев из зернистых, эластичных, высокопористых, высокопрочных или уменьшающих трение материалов, в том числе рулонных;
— устройство защитного слоя из материалов повышенной деформативности при низких температурах;
— устройство температурных швов в асфальтобетонном покрытии;
— повышение трещиностойкости асфальтобетона за счет модификации битума и дисперсного армирования;
— увеличение толщины асфальтобетонного покрытия.
Нежесткие дорожные одежды
8.3.1 Нежесткие дорожные одежды на полосах движения проезжей части следует рассчитывать на прочность с учетом кратковременного многократного действия подвижных нагрузок. Продолжительность действия нагрузки следует принимать равной 0,1 с и в расчет вводить соответствующие этой продолжительности значения модуля упругости и прочностных характеристик материалов
и грунтов.
Дорожные одежды на площадках отдыха, автобусных остановках, обочинах следует рассчитывать на продолжительное действие нагрузки (10 мин). Повторность нагружения в этом случае допускается не учитывать.
8.3.2 Нежесткие дорожные одежды следует рассчитывать с учетом уровня надежности по следующим критериям:
— сопротивление упругому прогибу всей конструкции;
— сопротивление растяжению при изгибе монолитных слоев;
— сопротивление сдвигу в слоях дорожной одежды и в грунте земляного полотна;
— морозоустойчивость и осушение.
8.3.3 В качестве оснований для дорог I-а, I-б, I-в и II категорий следует применять, как правило, монолитные материалы (пористый и высокопористый асфальтобетон, каменные материалы и грунты, укрепленные цементом, отходами и побочными продуктами промышленности, обладающими вяжущими свойствами, тощий бетон, а также слои из каменных материалов с пропиткой цементопесчаной смесью).
Дополнительные слои дорожных одежд
8.4.1 При невозможности выполнения требований 7.3.1 – 7.3.7, а также в случаях, когда необходимая по условиям прочности толщина дорожной одежды не превышает 2/3 глубины промерзания, следует предусматривать противопучинные мероприятия в соответствии с 7.3.8, обеспечивающие достаточную морозоустойчивость дорожной одежды.
8.4.2 Поверх рабочего слоя земляного полотна из глинистых и пылеватых грунтов следует предусматривать дренирующий слой, предназначенный для сбора и отвода воды, поступающей в дорожную одежду сверху или снизу, толщину которого следует определять расчетом. Коэффициент фильтрации при максимальной плотности у песка, применяемого для устройства дренирующего слоя, должен быть не менее 1 м/сут.
Дренирующий слой допускается не предусматривать на участках дорог с морозозащитным слоем или с верхней частью рабочего слоя, устроенного в соответствии с 7.3.7, из непучинистых или слабопучинистых песчаных грунтов с коэффициентом фильтрации не менее 0,2 м/сут, в которых может разместиться вся поступающая в основание дорожной одежды вода.
Материалы для дорожных одежд
8.5.1 Для цементобетонных покрытий и оснований следует применять тяжелый и мелкозернистый бетоны по СТБ 1310.
Бетон для покрытий и оснований должен соответствовать требованиям ГОСТ 26633 и таблицы 23.
Таблица 23
Категория дороги | Назначение бетона | Минимальный проектный класс бетона по прочности на растяжение при изгибе | Минимальный проектный класс бетона по прочности на сжатие | Минимальная проектная марка бетона по морозостойкости |
I-а, I-б, I-в, II | Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия | Btb4,0 | B30 | F150 |
Нижний слой двухслойного покрытия | Btb3,2 | B22,5 | F50 | |
III | Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия | Btb3,6 | B27,5 | F150 |
Нижний слой двухслойного покрытия | Btb2,8 | B20 | F50 | |
IV | Однослойное или верхний слой двухслойного покрытия | Btb3,2 | B25 | F150 |
Нижний слой двухслойного покрытия | Btb2,4 | B15 | F50 | |
I – V | Основание | Btb1,2 | B5 | F50 |
Примечания 1 При соответствующем технико-экономическом обосновании для однослойного или верхнего слоя двухслойного покрытия дорог I-а, I-б, I-в, II и III категорий допускается применять тяжелый бетон, как для дорог III категории. 2 Классы бетона по прочности на сжатие следует учитывать только при проектировании железобетонных и предварительно напряженных покрытий. 3 Среднемесячную температуру наиболее холодного месяца для районов строительства определяют по СНБ 2.04.02. 4 Допускается устройство цементобетонных покрытий для дорог IV категории при соответствующем технико-экономическом обосновании. |
8.5.2 Асфальтобетонные и органоминеральные смеси для покрытий должны применяться в соответствии с СТБ 1033, ГОСТ 30491 и таблицей 24.
При соответствующем технико-экономическом обосновании для обеспечения повышенной сдвигоустойчивости и трещиностойкости асфальтобетонных покрытий следует применять асфальтобетоны с использованием полимерно-битумных вяжущих.
8.5.3 Асфальтобетонные и органоминеральные смеси и грунты, укрепленные органическими
вяжущими, для оснований должны применяться в соответствии с таблицей 25.
Таблица 24
Категория дороги | Материал покрытия | |
верхнего слоя | нижнего слоя | |
I-а, I-б, I-в, II | Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов ЩМСц, А, Б, В и Г марки I | Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки I |
III, IV | Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов А, Б, В, Г и Д марки II | Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки II |
Холодные асфальтобетонные смеси типов БХ, ВХ и ГХ марки I | Горячие и теплые смеси для высокопористого асфальтобетона марки I | |
IV, V | Горячие и теплые смеси для плотного асфальтобетона типов Б, В, Г и Д марки III | Горячие смеси для пористых асфальтобетона и дегтебетона марки II |
Холодные асфальтобетонные смеси типов БХ, ВХ, ГХ и ДХ марки II | Каменные материалы, обработанные органическими вяжущими Горячие и теплые смеси для высокопористого асфальтобетона марки I | |
Органоминеральные смеси по ГОСТ 30491 | Органоминеральные смеси по ГОСТ 30491 |
Таблица 25
Категория дороги | Материал |
I-а, I-б, I-в, II, III | Горячие и теплые смеси для пористого асфальтобетона марки II, высокопористого асфальтобетона марки I |
III | Горячие смеси для высокопористого асфальтобетона марки II |
II, III | Органоминеральные смеси и грунты, укрепленные органическими вяжущими методами смешения в установке, пропитки, смешения на дороге |
8.5.4 Материалы (смеси щебеночно-песчаные, гравийно-песчаные, щебеночно-гравийно-песчаные, пески и грунты), укрепленные неорганическими вяжущими, для покрытий и оснований должны соответствовать требованиям СТБ 1521 и таблицы 26.
8.5.5 При проектировании щебеночных оснований, укрепляемых пескоцементной смесью, следует применять щебень фракций 5–40, 20–40, 40–70 и 70–120 мм.
Прочность и морозостойкость щебня должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267, ГОСТ 3344 и таблицы 27. Свойства пескоцемента и расход пескоцементной смеси должны соответствовать требованиям СТБ 1521 и таблицы 28.
Таблица 26
Наименование показателей | Марка укрепленных материалов | |||
для покрытий со слоем износа | для оснований | |||
автомобильных дорог категорий | ||||
IV, V | I-а, I-б, I-в, II | III | IV, V | |
Прочность на сжатие | М4–М60 | М60–М100 | М40–М75 | М20–М60 |
Морозостойкость | F25 | F25/F50 | F15/F25 | F15/F25 |
Примечания 1 Минимальные значения марок по прочности на сжатие М20 и по морозостойкости F15 принимают только для дорог V категории с облегченным типом дорожной одежды. 2 В числителе приведены значения марок по морозостойкости для дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием, в знаменателе — с цементобетонным покрытием. |
Таблица 27
Наименование показателей свойств щебня | Значение показателей для категорий автомобильных дорог | ||
I-а, I-б, I-в, II | III | IV, V | |
Марка по прочности на раздавливание в цилиндре в водонасыщенном состоянии, не ниже: | |||
изверженных, метаморфических пород, шлаков фосфорных, черной и цветной металлургии | |||
осадочных пород | |||
Марка по истираемости, не ниже | И3 | И3 | И4 |
Марка по морозостойкости | F25 | F15 | — |
Таблица 28
Наименование показателей свойств пескоцемента | Значение показателей для категорий автомобильных дорог | ||
I-а, I-б, I-в, II | III | IV, V | |
Марка по прочности на сжатие | 60–100 | 60–75 | 40–60 |
Глубина укрепления, см | 10–15 | 5–10 | 5–10 |
Расход пескоцементной смеси, м3 на 100 м2 | 4–9 | 3–6 | 3–6 |
8.5.6 При проектировании щебеночных покрытий и оснований, устраиваемых методом заклинки, следует применять щебень по ГОСТ 8267, ГОСТ 3344 фракций 20–40, 40–70 и 70–120 мм в качестве основного материала, а фракций 20–40, 10–20 и 5–10 мм — в качестве расклинивающего. При устройстве оснований для расклинки допускается применение смесей № 12 и № 13 по ГОСТ 25607, песка, обработанного битумом, по ГОСТ 30491, а также гранулята, получаемого от фрезерования асфальтобетонных покрытий.
Марки по прочности и морозостойкости щебня должны соответствовать требованиям таблицы 29. Прочность расклинивающего материала может быть на марку ниже основного.
8.5.7 При проектировании щебеночных и гравийных покрытий и оснований из плотных смесей применяемые материалы должны отвечать требованиям ГОСТ 25607.
Марки по прочности и морозостойкости щебня и гравия, входящих в состав смесей, должны соответствовать требованиям таблицы 30.
Конструкция слоев оснований из щебня карбонатных пород марок 400 и ниже допускается без использования расклинивающего материала.
Таблица 29
Наименование показателей свойств щебня | Значение показателей | |||
для покрытий | для оснований | |||
автомобильных дорог категорий | ||||
IV | V | I-а, I-б, I-в, II, III | IV, V | |
Марка по дробимости в водонасыщенном состоянии, не ниже: | ||||
щебня из изверженных и метаморфических пород | ||||
щебня из осадочных пород | ||||
щебня из металлургических шлаков | ||||
щебня из гравия | ||||
Марка по истираемости | И3 | И3 | И3 | И4 |
Марка по морозостойкости | F25 | F25 | F25 | F15 |
Таблица 30
Наименование показателей свойств каменных материалов | Значение показателей | ||||
для покрытий | для оснований | ||||
автомобильных дорог категорий | |||||
IV | V | I-а, I-б, I-в, II | III | IV, V | |
Марка по дробимости в насыщенном водой состоянии, не ниже: | |||||
щебня из изверженных и метаморфических пород | |||||
щебня из осадочных пород | |||||
гравия и щебня из гравия | |||||
из металлургических шлаков | |||||
Марка по истираемости, не ниже | И3 | И3 | И3 | И3 | И4 |
Марка по морозостойкости | — | ||||
Количество в щебне из гравия дробленых зерен, % по массе, не менее |
8.5.8 В щебне из изверженных и метаморфических пород марок 800 и выше и осадочных пород марок 600 и выше для щебеночных покрытий дорог IV и V категорий содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой форм не должно превышать 15 % по массе, а для оснований дорог I-а, I-б, I-в, II и III категорий — 35 %.
8.5.9Для дренирующих и морозозащитных слоев дорожных одежд можно допускать без дополнительных испытаний пески по ГОСТ 8736, содержащие зерна размером менее 0,14 мм в количестве не более 25 % по массе, пылевидных глинистых частиц — не более 5 %, в том числе глинистых частиц для природного песка не более 0,5 % и для дробленого — не более 1 % по массе. Коэффициент фильтрации при максимальной плотности должен быть не менее 1 м/сут.