Выбор типа подвижного состава и его характеристика
Выбор типа подвижного состава существенно влияет на уровень транспортного обслуживания населения и на эффективность его использования.
Рациональное использование автобусов обеспечивает обслуживание населения с наименьшими транспортными затратами в том случае, если подвижной состав по типу и вместимости максимально соответствует мощности и характеру пассажиропотока, а также условиям перевозки пассажиров.
Использование автобусов малой вместимости при большой мощности пассажиропотоков увеличивает необходимое количество автобусов и повышает загрузку улиц.
Эксплуатация автобусов большой вместимости на маршрутах с пассажиропотоком малой мощности приводит к слишком большим интервалам движения, к излишним затратам времени пассажирами на ожидание автобусов.
На выбор вместимости автобусов на городских маршрутах влияют:
· мощность пассажиропотока на наиболее напряженном участке
маршрута в час «пик»;
· неравномерность пассажиропотока по часам суток и участкам
маршрута;
· целесообразный интервал движения автобусов;
· условия дорожного движения и пропускная способность улиц;
· провозная способность автобусов на маршруте;
· себестоимость перевозок.
Выбор типа автобусов для работы на междугородных маршрутах определяется:
· дорожными условиями;
· условиями проезда пассажиров на маршрутах большой протяженности;
· размером и характером пассажиропотока;
· эффективностью эксплуатации автобусов.
По табл. 1 выбираются два типа автобусов, условно названных автобусами большей (q1) и меньшей (q2) вместимости, по которым ведется сравнение.
Номинальную вместимость можно установить через заданный интервал движения в часы «пик» (I min = 3-4 мин) и максимальную величину пассажиропотока:
Таблица 1.
·
Марка и модель автобуса | Число мест для сидения, | Общая вместимость автобуса qн, пасс. При γ=1 |
ЛиАЗ-5256 | ||
ЛиАЗ - 5292 | ||
ПАЗ - 3237 | ||
ПАЗ - 3206 | ||
Волжанин - 6270 | ||
Волжанин – 5270 | ||
Икарус - 415 |
Выбрав типы подвижного состава нужно описать их техническую характеристику, а также необходимо дать понятие экипировки и описать внутреннее и внешнее оформление автобуса.
Имея зависимости
мин;
мин.,
где t0 – время оборота автобуса на маршруте, мин.;
Ам- количество автобусов на маршруте;
Jа – интервал движения, мин.;
- длина маршрута, км;
Vэ – эксплуатационная скорость движения, км/ч,
строят номограмму (рис.2), по которой можно определить для любого часового пассажиропотока количество автобусов на маршруте и интервал движения. Связь между пассажиропотоком и количеством автобусов на маршруте рассчитывается по формуле
где Qmax – максимальная мощность пассажиропотока, пасс./ч;
qн – номинальная вместимость автобуса, пасс.
Поскольку эксплуатационная скорость не задается время оборота необходимо вычислять по формуле.
,
где Lм – длина маршрута;
VТ – техническая скорость;
n – число промежуточных остановок;
tос – время простоя на промежуточной остановке;
t к – время простоя на конечных остановках.
Построение номограммы.
В верхней таблице номограммы (рис. 1) принимается
АI = 1 ; А 2 = 2, :….. Аi = i, ,
где i – количество автобусов на маршруте.
Расчет ведется до
Здесь q2 – номинальная вместимость автобуса, условно названного малой вместимостью.
Для пользования номограммой необходимо построить две опорные точки q1 и q2, как точки пересечения трех лучей.
Первый луч проводится от начала координат графика распределения пассажиропотока по часам суток (ось абсцисс соответствует величине пассажиропотока, а ось ординат часам суток) до клетки А1 в конце верхней таблицы. Два других луча проводятся из точки на оси абсцисс, соответствующей максимальному пассажиропотоку до клеток Ам1 и Ам2 верхней таблицы (рис. 1). При этом .
Работа с номограммой осуществляется следующим образом. Величина пассажиропотока в любой час суток сносится на ось и из этой точки проводятся два луча через опорные точки q1 и q2 до верхней таблицы. Концы лучей при этом упираются в клетки, которые показывают количество автобусов на маршруте (большей и меньшей вместимости) и интервал их движения при данном пассажиропотоке.
Рис.2 Номограмма