Электропоезда и дизель поезда
Жизнь крупных городов невозможна без мощных транспортных связей с прилегающими районами. Осуществление этих связей обеспечивается пригородными поездами —электропоездами и дизельпоездами. Ежегодно в России перевозится 2.9 миллиарда пассажиров пригopoдными поездами. Это составляет 90 % общего объема перевозок пассажиров по железным дорогам.
Постройка мотор-вагонных секций и дизель-поездов была сосредоточена на Рижском вагоностроительном заводе (РВЗ). После распада СССР России для обновления мотор-вагонного парка пришлось налаживать выпуск электропоездов и дизельпоездов на своих заводах в Твери, Торжке, Людинове и Демихове (возле Орехово-Зуево).
На железных дорогах России в основном работают два типа электропоездов с различными модификациями: на участках, электрифицированных по системе постоянного тока, — ЭР2 и на участках, электрифицированных по системе переменного тока — ЭР9. Электропоезда формируются из секций. В каждую секцию входит моторный (М), прицепной (П) или головной (Г) вагоны. Поезд формируется по схеме (рис. 6): (Г+М)+(П+М)+(П+M)+(М+Г). Исключая секции П+М, можно уменьшить число вагонов до 4х или добавив секцию, увеличить до 12. В любом варианте электропоезд содержит два; головных вагона с кабинами машиниста, а количество моторных вагонов равно половине общего числа вагонов.
Рис.4 .3 Схема формирования электропоездов.
Для привода колесных пар моторных вагонов используются: тяговые электродвигатели постоянного тока с последовательным возбуждением и самовентиляцией. Для обеспечения работы электропоездов устанавливают вспомогательные машины: мотор-компрессоры, мотор-вентиляторы, мотор-генераторы. У моторных вагонов ЭР9 переменного тока дополнительно устанавливаются электронасосы для циркуляции охлаждающего масла в тяговом трансформаторе, расщепитель фаз, выпрямительная установка для выпрямления тока для тяговых двигателей.
Конструкционная скорость электропоездов — 130 км/ч. Разгон осуществляется автоматически с ускорением 0,6 м/с2. За 46 секунд скорость достигает 100 км/ч.
С 1984 года в постоянной эксплуатации находится электропоезд ЭР200 для междугородного пассажирского сообщения, развивающий скорость 200 км/ч. Он состоит из 12 моторных вагонов (48 тяговых электродвигателей) и двух - прицепных головных вагонов.
Эффективным средством пригородного сообщения на неэлектрифицированных железных дорогах являются дизель - поезда, а на участках с малым пассажиропотоком — автомотрисы и рельсовые автобусы дизель - поездов были Рижский вагоноремонтный завод и Венгрия. Дизель-поезд Рижского завода ДР1 мощностью 1471 кВт имеет в своем составе 2 моторных вагона и 4 прицепных с общим числом посадочных мест 632 и конструкционной скоростью 120 км/ч. В нем применены V-образные 4х-тактные 12-цилиндровые быстроходные дизели, 2х-осные тележки, гидравлические передачи для передачи вращающего момента от валов дизелей к колесным парам.
Венгерский дизель-поезд Д1 состоит из двух моторных и двух прицепных вагонов с общим числом сидячих мест 400. Развивает конструкционную скорость 120 км/ч. Четырехконтактные 12-цилиндровые V-образные дизели, мощностью 537 кВт каждый, через гидравлическую передачу приводят во вращение коленные пары 2х-осных тележек моторных вагонов.
В настоящее время Людиновским тепловозостроительным заводом выпускают отечественные дизель-поезда с комплектацией их вагонами Тверского вагоностроительного завода. Тверской завод поставляет так же вагоны для пригородного движения под тепловозную тягу (с тепловозом в голове состава).
Для пригородного движения с небольшим пассажиропотоком используются автомотрисы чехословатского производства АЧ 2, а также АС4, освоенные Людиновским тепловозостроительным заводом.
Рис.4.4. Моторвагонный подвижной состав: а-электропоезд;
б-рельсовый автобус; в-дизельпоезд.