Технологический процесс оценки технического состояния автосцепного устройства грузовых и пассажирских вагонов
Цель работы:приобретение знаний, практических умений и навыков обнаружения и выявления основных неисправностей элементов автосцепки, осмотра и обмера основных контролируемых параметров корпуса автосцепки и механизма, а также освоение операций по разборке-сборке автосцепки.
Объект исследований:автосцепное устройство СА-3.
Оборудование и измерительный инструмент: стенд для размещения автосцепки; автосцепка типа СА – 3 с наличием основных дефектов (трещины, износы) по элементам; типовые эксплуатационные и ремонтные шаблоны №873, №940р и др.; стол для осмотра и обмера деталей; штанген РВП; металлическая линейка; штангенциркуль типа ШЦ – 25.
Порядок проверки автосцепки шаблоном №873
Таблица№6
Возможная причина саморасцепа | Контроль неисправности | Причина неисправности | Метод устранения | Выводы | |
исправна | неисправна | ||||
Разность по высоте между продольными осями смежных автосцепок более допустимой | Провисание одной из автосцепок | Отцепить вагон в ремонт | Неисправна центральная балка | ||
Неправильна подборка вагонов при формировании | Переставить вагоны | Не симметрична автосцепка | |||
Смежные вагоны стоят на межрельсовом стыке | Передвинуть состав | Ошибка машиниста | |||
Износ ударно-тяговых поверхностей малого зуба | Интенсивная эксплуатация автосцепки | Заменить автосцепку | Неисправен малый зуб |
Продолжение таблицы№6
Износ тяговой поверхности большого зуба и ударной поверхности стенки зева автосцепки | Интенсивная эксплуатация автосцепки | Заменить автосцепку | Неисправен большой зуб | ||
Износ зева автосцепки | Интенсивная эксплуатация автосцепки | Заменить автосцепку | Истек срок службы автосцепки | ||
Износ замка по толщине (тяговой поверхности замка) | Интенсивная эксплуатация автосцепки | Заменить автосцепку | Износ поверхности замка и малого зуба | ||
Проверка предохранителя от саморасцепа | Замок уходит от кромки малого зуба автосцепки менее чем на 7 или более 18 мм | Излом деталей автосцепки | Заменить неисправную деталь | Неисправна предохранительная скоба | |
Излом полочки для верхнего плеча предохранителя от саморасцепа | Заменить автосцепку | Во время сцепления вагонов произошёл сильной удар | |||
Излом (износ) шипа для навешивания замкодержателя | Заменить автосцепку | Неисправна установка предохранителя; трещина при изготовлении | |||
Заклинивание замка | При визуальном осмотре: замок полностью вышел из головки автосцепки, при проверке ломиком имеет свободный ход | При визуальном осмотре замок не полностью вышел из корпуса автосцепки, при проверке ломиком не имеет свободного хода | Наличие посторонних предметов в головке автосцепки | Удалить посторонние предметы | Ошибка во время ремонта |
Износ направляющего зуба замка | Заменить замок | Истек срок службы |
Ответы на контрольные вопросы
1. Для подержания автосцепного устройства в исправном состоянии установлены следующие виды осмотра: полный осмотр, наружный осмотр, проверка автосцепного устройства при техническом обслуживании ПС.
2. Полный осмотр автосцепного устройства производится при капитальном и деповском ремонтах вагонов, капитальном ремонте локомотивов и вагонов электропоездов, текущих ремонтах ТР-2, ТР-3 тепловозов, электровозов и вагонов электро и дизель поездов, подъемочном ремонте паровозов.
3. Ударная розетка; передние и задние упоры; располагающиеся на хребтовой балке детали расцепного привода (фиксирующий кронштейн и расцепной рычаг).
4. Трещины.
5. Разность между продольными осями, автосцепок в грузовом поезде не должна превышать 100 мм, а между первым вагоном и локомотивом — 110 мм. В пассажирских поездах, следуемых со скоростью до 120 км/ч, эта разность должна быть не более 70 мм, а в поездах со скоростью движения свыше 120 км/ч — не более 50 мм, между локомотивом и первым вагоном — не более 100 мм. Высота продольной оси автосцепки над уровнем головок рельсов должна быть не менее 950 мм для грузовых груженых и не менее 980 мм для пассажирских вагонов с людьми, локомотивов и тендеров. Наибольшая допускаемая высота продольной оси автосцепки для порожних вагонов, локомотивов и тендеров составляет 1080 мм.В пунктах формирования и оборота пассажирских поездов дополнительно контролируют износ элементов контура зацепления автосцепок ломиком при растянутых вагонах. Исправность работы несцепленных автосцепок проверяют шаблоном 873. Толщину замка, действие предохранителя от саморасцепа, надежность удерживания механизма в расцепленном состоянии, а также разность между продольными осями двух сцепленных автосцепок проверяют тем же шаблоном.
6. Износы шипа для навешивания замкодержателя, стенок овального отверстия замкодержателя, забоины и закругления на его противовесе и торце верхнего плеча предохранителя понижают надежность действия автосцепки, так как при этом уменьшается размер вертикального зацепления. Кроме того, износы тяговой поверхности большого зуба корпуса и лапы замкодержателя вызывают дополнительный поворот замкодержателя на величину износа и соответствующее опускание противовеса.
7. В грузовых и пассажирских вагонах используют поглощающие аппараты: пружинные, пружинно-фрикционные, с резинометаллическими элементами и гидравлические.
8. Полоса с металлическим блеском размером не менее 100мм соприкасания тягового хомута с поддерживающей планкой с одной стороны или с обеих сторон является признаком трещин, разрывов, отколов поглощающего аппарата излома пружин.
9. Изнашиваются фрикционные клинья, нажимной конус, нажимная шайба и корпус, в отдельных случаях наблюдается просадка, излом пружин и трещин в корпусе. В корпусах поглощающего аппаратов при сверх допустимых износах появляется выпучена, которая при дальнейшей эксплуатации могут приводить к разрушению корпуса. Излом и просадка пружин поглощающего аппарата обнаруживается по увеличению расстояния от упора автосцепки до розетки.
10. После проверки детали автосцепного устройства до установки на вагон или локомотив окрашивают краской черного цвета, за исключением внутренней поверхности зева корпуса автосцепки и деталей механизма.
Сигнальный отросток замка окрашивают краской красного цвета.
Лабораторная работа №5