Транспортно-экспедиционное обслуживание контейнерных грузов при доставке экспортных грузов
Для максимального использования полезного объема используемых контейнеров, получив информацию о габаритных размерах грузовых мест, подлежащих перевозке и их массы, необходимо подготовить схему размещения груза в контейнерах.
На основании информации о том, какие грузы и где будут загружаться в контейнеры, необходимо дать заявку агенту судоходной линии на выделение порожних контейнеров. Во всех случаях вывоза порожних контейнеров с территории порта агент вправе потребовать предоставление гарантийного письма на возврат контейнеров к оговоренному сроку или даже внесения залога за контейнеры.
При планировании загрузки грузов в контейнеры перевозчика на территории порта соответствующие заявки на выделение порожних контейнеров заблаговременно передаются в экспортный отдел судоходной линии, а в заявках на завоз экспортного груза в порт делается запись о необходимости загрузки груза в контейнеры судоходной линии.
Дату и время загрузки груза экспедитор получает от начальника склада (терминала), на который прибывает груз. Именно склад является организатором и исполнителем работ, связанных с загрузкой груза.
В необходимых случаях процесс загрузки контролируется независимыми сюрвейерами.
Сюрвейер заблаговременно подает заявку на участие в этой операции с подтверждением экспедитора оплаты работы сюрвейера по составлению соответствующих актов.
При загрузке грузов в контейнеры на складах грузоотправителей, куда порожние контейнеры доставляются автомобильным транспортом, в договорах с перевозчиками должна быть предусмотрена их ответственность за повреждение контейнеров, а также их утрату или возврат с нарушением сроков нахождения контейнеров у клиента.
При оформлении автомобильных накладных на порожние контейнеры в них, кроме подробного адреса места загрузки контейнера, должен быть указан телефон и фамилия контактного лица, отвечающего за загрузку контейнера экспортным грузом и оформление транспортных и товаросопроводительных документов. Об отгрузке порожних контейнеров из порта необходимо информировать грузоотправителя по той же схеме, что и при отправке груза в порт.
При загрузке в контейнеры грузов, для крепления которых используется специальное оборудование, необходимо предварительно обеспечить получение этого оборудования.
Поскольку экспедитор принимает на себя большую ответственность, получая порожние контейнеры у судоходной линии, необходимо, прежде чем направлять порожние контейнеры клиенту, не только оговорить с ним (в письменном виде) его ответственность за их возможное повреждение, утрату или задержку возврата сверх установленных сроков, но и убедиться в возможностях клиента по правильной организации работ по загрузке грузов в контейнеры.
Операции по погрузке-разгрузке крупнотоннажных контейнеров на железнодорожных станциях, доставке порожних контейнеров на склад клиента автомобильным транспортом и груженых контейнеров со склада клиента на железнодорожную станцию, как правило, требуют привлечения в пункте отгрузки груза квалифицированного экспедитора, умеющего организовать работу с железнодорожным транспортом.
Во избежание серьезных финансовых потерь экспедитора, связанных с принятием им на себя ответственности за организацию перевозки железнодорожным (или автомобильным) транспортом порожних и груженых контейнеров, контейнеры и груз должны быть застрахованы в страховых компаниях.
После выгрузки контейнера на склад порта и оформления тальманской расписки она заверяется штампом таможни, что в дальнейшем является официальным подтверждением выгрузки груза на склад временного хранения. При приеме на склад массовых грузов (лес, удобрения, металлолом и т.д.), завоз которых до накопления судовой партии выполняется в течение нескольких дней или недель, на каждую суточную партию оформляется краткая таможенная декларация.
Если контейнер прибыл в порт уже прошедшим таможенное оформление, для получения таможенного разрешения на его погрузку требуется:
- транспортный документ, по которому контейнер прибыл в порт, с отметкой региональной таможни «Выпуск разрешен»;
- четвертый экземпляр грузовой таможенной декларации;
- счет (инвойс), заверенный на региональной таможне;
- доверенность грузоотправителя;
- тальманская расписка со штампом таможни порта, которая подтверждает выгрузку груза на склад.
При таможенном оформлении груза на таможне порта требуется полный комплект документов, предусмотренный таможенным законодательством.
Организацией таможенного досмотра и получения разрешения таможни на отправку груза на экспорт занимаются декларанты.
В обобщенном виде ТЭО грузов в контейнерах, отправляемых на экспорт через морской порт, выполняется в следующей последовательности.
1. Получив заявку клиента (грузоотправителя) на доставку груза, пригодного для перевозки в контейнерах, экспедитор выясняет, каким видом транспорта (автомобильным или железнодорожным) контейнеры будут доставляться в порт отправления, и подает заявку наземному перевозчику на осуществление перевозки. Кроме того, экспедитор подает заявку владельцу контейнеров на выделение порожних контейнеров.
2. Порожние контейнеры доставляются в пункт отправления, где затариваются грузом в соответствии с правилами загрузки контейнеров.
3. Одновременно с процессом выделения и подачи порожних контейнеров в пункт отправления экспедитор бронирует место на морском судне и направляет агенту в порту погрузки инструкцию по оформлению грузовых документов.
4. По прибытии контейнерного груза в порт отправления экспедитор оформляет поручение на отгрузку экспортного груза. В некоторых случаях пограничная таможня может потребовать предъявления контейнеров для выборочного или сплошного досмотра.
5. После погрузки контейнера на судно капитан расписывается в коносаменте (тем самым удостоверяя принятие контейнера на борт судна для перевозки в порт назначения), который передается агенту в порту отправления.
6. Коносамент из порта отправления пересылается в порт назначения. По данному коносаменту агент в порту прибытия получит контейнер.
7. Агент в порту отправления предоставляет агенту в порту прибытия точные сведения о грузе, его маркировке и загрузке контейнера.
8. Агент в порту назначения разгружает контейнер, уведомляет получателей груза о его прибытии и выдает или доставляет груз грузополучателю в обмен на оригинал коносамента, но только после того, как убедится (получит подтверждение), что все платежи за перевозку внесены.
Схема организации ТЭО перевозки экспортного груза в контейнерах через морской порт представлена на рис. 25.4.
Рис. 25.4. Схема организации транспортно-экспедиционного обслуживания перевозки экспортного груза в контейнерах через морской порт:
1 – рамочный внешнеторговый договор, заключенный между грузоотправителем и внешнеторговой компанией (условия EXW);
2 – рамочный внешнеторговый договор, заключенный между внешнеторговой компанией и конечным грузополучателем (условия CIF);
3 – договор транспортной экспедиции;
4 – запрос ставки;
5 – направление формы заявки клиенту (вопросник);
6 – ответ на вопросник (заявка клиента);
7 – договор с наземным перевозчиком;
8 – договор с контейнерным терминалом;
9 – котировка ставки с указанием транспортно-технологической схемы доставки груза после подтверждения клиентом становится поручением на организацию перевозки;
10 – приложение к внешнеторговому договору;
11 – согласование сроков и способа вывоза груза;
12 – заявка владельцу контейнеров на выделение порожних контейнеров;
13 – указание владельца контейнеров терминалу на выделение порожних контейнеров экспедитору;
14 – заявка наземному перевозчику на выполнение перевозки;
15 – подтверждение наземного перевозчика;
16 – извещение о выданных порожних контейнерах;
17 – перевозка порожних контейнеров;
18 – извещение о подаче порожних контейнеров;
19 – перевозка груженых контейнеров;
20 – извещение об отправке груженых контейнеров;
21 – резервирование места на морском судне и направление морскому перевозчику инструкций по оформлению грузовых документов;
22 – подтверждение морского перевозчика в приеме груза к перевозке;
23 – поручение на отгрузку экспортного груза (агенту морского перевозчика направляется в копии);
24 – договор между морским перевозчиком и контейнерным терминалом;
25 – погрузка на морское судно;
26 – выдача грузовых документов;
27 – извещение клиента об отгрузке груза на экспорт и пересылка грузовых документов;
28 – выгрузка груза в порту назначения и выдача его получателю;
- движение груза;
- движение порожних контейнеров.