Правила перевозки хлебных грузов
К зерновым хлебным грузам относятся рожь, пшеница, овес, ячмень, рис и др.
Зерновые хлебные грузы перевозятся насыпью с загрузкой судов, как правило, в один пункт назначения, а также в таре. Мука и крупа перевозятся только в таре.
В зависимости от удельного объема зерно подразделяется на тяжеловесное (пшеница, рожь, рис) и легковесное (овес, ячмень).
Хлебные грузы перевозятся влажностью, не превышающей 16%-17% при предъявлении сертификата госинспекции по качеству сельхозпродуктов (ГИК) или удостоверения о качестве хлебопродуктов, выдаваемых организациями хлебопродуктов.
В сертификатах или удостоверениях о качестве указывается влажность, сорность, зараженность амбарными вредителями и масса зерна.
Отбор проб для определения качества зерна производится в процессе взвешивания.
Зерно в состоянии самосогревания или зараженное принимается к перевозке только до ближайших мельзаводов с разрешения органов Министерства сельского хозяйства РФ.
Зерно с повышенной влажностью перевозится на особых условиях, устанавливаемых Минтрансом РФ при участии Министерства сельского хозяйства РФ.
Суда под погрузку хлебных грузов должны подаваться исправными, очищенными, а в необходимых случаях промытыми и продезинсецированными. Грузоотправитель обязан перед погрузкой убедиться в пригодности судна для перевозки хлебного груза. При непригодности судна для перевозки такого груза составляется акт общей формы.
Зачистка судов и дезинсекция их после выгрузки осуществляется средствами грузополучателей и за их счет.
Судно после выгрузки зерна осматривается представителем ГИКа, а при его отсутствии представителем грузополучателя, которые выдают справки об отсутствии необходимости в дезинсекции или о ее проведении.
Масса зерна определяется грузоотправителем путем взвешивания на элеваторных весах с последующем опломбированием им трюмов судов. Мешки с мукой и крупой принимаются к перевозке и выдаются грузополучателям по числу грузовых мест и по их стандартной массе.
Расхождение массы зерна, прибывшего в исправном судне за исправными пломбами грузоотправителя, с данными, указанными в перевозочных документах, удостоверяется актом общей формы.
Тара предъявляемых к перевозке хлебных грузов должна соответствовать стандартам или техническим условиям и инструкции по использованию тканевых мешков.
Смешивание зерна зараженного с незараженным, сухого с зерном повышенной влажности запрещается .
После погрузки или выгрузке зараженного зерна склады, погрузочно – разгрузочные механизмы и используемый инвентарь должны быть очищены, а в необходимых случаях продезинсецированны за счет грузоотправителя или грузополучателя.
Контроль за качественным состоянием хлебных грузов при их перевозке осуществляется инспекторами ГИКа.
Хлебные грузы, имеющие признаки самосогревания, порчи, подмочки по получении заключения ГИКа о невозможности дальнейшей транспортировки сдаются перевозчиком ближайшей организации хлебопродуктов с оформлением коммерческого акта.
Паузка груженных хлебом судов из-за недостаточных глубин в другие суда или отгрузка зерна по этой причине в склады организаций хлебопродуктов или порта, а также снятие при этом пломб осуществляется в присутствии представителей перевозчика и организации хлебопродуктов. Навешивание пломб после окончания паузки или отгрузки зерна в склады выполняется организацией хлебопродуктов.
При перевозке зерновых грузов, следующих по разным накладным в адрес одного получателя и обезличенных в процессе перевалки с одного вида транспорта на другой, или при перегрузке в пути с одного судна в другое расчеты по количеству принятого к перевозке и сданного зерна производятся в итоге за навигацию при условии, если груз прибыл в пункт назначения в исправных судах без следов утраты в пути.
Правила перевозки соли.
В зависимости от условий перевозки и хранения соль подразделяется на техническую и поваренную (пищевую). Она имеет высокую степень гигроскопичности и быстро растворяется в воде.
Соль резко увеличивает коррозию металла, разрушая конструкцию судна и загрязняя сам груз. Трюмы и палубы судов, предназначенных для перевозки соли, должны иметь устойчивое защитное покрытие.
Соль предъявляется к перевозке навалом и в таре. Для перевозки соли навалом могут использоваться открытые и закрытые суда. Пищевую соль перевозят в закрытых судах. Мелкие отправки соли перевозятся в прочной таре (деревянные ящики, тканевые мешки или многослойные крафтмешки)
Перед погрузкой соли судно должно быть защищено или вымыто. Не допускается погрузка соли в суда после перевозки в них живности или других грузов, оставляющих в трюме специфический запах. При перевозке соли должны соблюдаться санитарные правила и приниматься меры по предохранению соли от загрязнения. Необходимые приспособления для предохранения соли от загрязнения обязан предоставить и установить грузовладелец.
В транспортной накладной отправитель обязан указать наименование соли по способу ее обработки (соль выварочная, молотая или немолотая), а также влажность, которая указывается в качественном удостоверении, прикладываемому к транспортной накладной. Влажность определяется лабораторным анализом и должна соответствовать нормам ГОСТ.
Масса соли, перевозимой навалом, определяется расчетным путем по осадке судна.
После окончания погрузки соли зачищается палуба судна, убирается с судна загрязненная соль и взвешивается. Полученное количество загрязненной соли учитывается при определении общей её массы.
До начала выгрузки соли грузополучатель должен отобрать из судна пробу для определения ее влажности.
После окончания выгрузки судно должно быть очищено с промывкой его водой.
Перегрузка соли в пунктах паузки и перевалки должна производиться при участии грузоотправителя или грузополучателя и оформлятся актом о погрузке-выгрузке груза.
При обнаружении излишка соли в судне против количества, указанного в перевозочных документах, он сдается грузополучателю, о чем делается отметка в перевозочных документах и в акте о погрузке-выгрузке груза.
В случаях погрузки соли в судно навалом обезличенно по нескольким накладным (разным получателям или в разные пункты назначения) или хранении соли в порту обезличенно в общих штабелях, сдача соли по каждой накладной производится с учетом нормы естественной убыли её массы, о чем делается отметка в перевозочных документах и в акте о погрузке-выгрузке груза.
Соль, перевозимую навалом, хранят на открытых площадках с твердым покрытием. Площадки располагают вдали от мест хранения загрязняющих грузов (уголь, руда, минерально-строительные материалы и т.п.). Вокруг площадок должны быть устроены стоки для отвода атмосферных вод. Соль, перевозимую в таре, хранят в закрытых складах. Во избежание порчи не разрешается перевозка и складирование вместе с солью металлов и металлических изделий, сахара, кожсырья и других грузов, издающих специфический запах или подверженных коррозии.
В целях обеспечения своевременной доставки соли, должен быть организован учет принятой и сданной соли по каждому грузополучателю отдельно. Смешивание при перевозке и хранении соли разных её сортов и помолов не допускается. Расчеты за принятое к перевозке и сданное количество соли между участниками перевозки производятся по итогу навигации.