Принцип работы дальномерного канала РСБН-4Н
УТВЕРЖДАЮ
Начальник военной кафедры
В. Введенский
«____»______________2013 г.
Дисциплина ВСП.03 (ВУС 461700)
«Радионавигационные и светотехнические средства аэродромов»
Тема 8 «Радиотехническая система ближней навигации РСБН-4Н»
Занятие 2 «Дальномерный канал РСБН-4Н»
МАТЕРИАЛЫ ГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ
Рассмотрено на заседании
военной кафедры,
протокол №___
от «___» __________2013 г.
Москва
Тема 8 «Радиотехническая система ближней навигации РСБН-4Н»
Занятие 2 «Дальномерный канал РСБН-4Н»
Учебные цели занятия:рассмотреть принцип работы и структурную схему дальномерного канала РСБН-4Н.
Учебное время занятия:90 мин (вводная часть – 15 мин, основная часть – 72 мин, заключительная часть – 3 мин).
Место проведения занятия:аудитория
Учебные вопросы
1. Принцип работы дальномерного канала РСБН-4Н (22 мин).
2. Структурная схема дальномерного канала РСБН-4Н (50 мин).
Организационно-методические указания по особенностям проведения занятия
Во вводной части преподаватель называет тему, учебные цели и вопросы занятия, производит увязку изучаемых вопросов с материалом, изученным ранее, сообщает перечень литературы для самостоятельной работы студентов, особенности работы с ней, обосновывает актуальность изучаемого материала, а также проводит контроль подготовленности студентов к занятию.
При рассмотрении первого вопроса обратить внимание обучаемых на то, что в РСБН-4Н используется кодирование запросного и ответного сигналов, причем запросный сигнал излучается на одной fЗД, а приемный – на другой частоте fОД, т.е. применен метод активной локации, что позволяет повысить помехоустойчивость системы и обеспечить индивидуальное опознавание ЛА. Упрощенная структурная схема дальномерного канала РСБН-4Н представляется с помощью проекционной техники.
При изучении структурной схемы дальномерного канала преподаватель постоянно использует комплект аппаратуры РСБН-4Н. Структурная схема дальномерного канала радиомаяка также представляется с помощью диапозитива и перерисовывается студентами в конспект в часы самостоятельной работы.
В процессе занятия преподаватель осуществляет контроль за работой студентов и отвечает на все вопросы, возникающие у них.
В заключительной части формулируются выводы по занятию, определяется задание для самостоятельной работы и даются указания для проведения следующего занятия.
Материально-техническое обеспечение:
полилюкс;
диапозитивы;
аппаратура дальномерного канала РСБН-4Н.
Задание на самоподготовку:
закрепить материал по конспекту и рекомендованной литературе.
Рекомендуемая литература:
1. Владинов В.Л., Ковалев В.В., Хмуров Н.Н. Средства и системы радионавигационного обеспечения летательных аппаратов - М.: Воениздат, 1990.
2. Лодин Е.Ф., Тихонов В.Ф. Новые наземные радиосветотехнические средства обеспечения полетов - ВВА, 1992.
3. Техническое описание РСБН-4Н.
4. Инструкция по эксплуатации РСБН-4Н.
Доцент военной кафедры А. Каргапольцевв
Тема 8 «Радиотехническая система ближней навигации РСБН-4Н»
Занятие 2 «Дальномерный канал РСБН-4Н»
Учебные вопросы
1. Принцип работы дальномерного канала РСБН-4Н.
2. Структурная схема дальномерного канала РСБН-4Н.
Принцип работы дальномерного канала РСБН-4Н
Для определения дальности ЛА до точки расположения радиомаяка в системе ближней навигации служит дальномерный канал, который включает в себя бортовую и наземную аппаратуру.
В системе используется кодирование запросного и ответного сигналов, причем запросный сигнал излучается на одной fЗД, а приемный – на другой частоте fОД, т.е. применен метод активной локации, что позволяет повысить помехоустойчивость системы и обеспечить индивидуальное опознавание ЛА.
Формирователь запросного сигнала (ФЗС) бортового устройства формирует импульсы с частотой следования 30 Гц, которые поступают в шифратор запросного сигнала (ШЗС), кодируются в нем двухимпульсным кодом со специальными кодовыми интервалами (табл. 1) и поступают на запуск передатчика сигнала запроса дальности (ПРД СЗД) (рис. 1).
Таблица 1
Линия связи | Наименование сигналов | Характеристики сигналов | Кодовые интервалы, мкс | ||||||
Р М – б о р т | Азимутальные сигналы | Fп = 1,66 Гц, tи = 26 мкс | Не кодируются | ||||||
Опорные сигналы «35» | Fп = 58,33 Гц, tи = 5,5 мкс | ||||||||
Опорные сигналы «36» | Fп = 60 Гц, tи = 5,5 мкс | ||||||||
Ответ дальности (ОД) | Fп = n 30 Гц, tи = 1,5 мкс | ||||||||
Запрос индикации (ЗИ) | Fп = 300 Гц, tи = 1,5 мкс | 6; 6 | 8; 6 | 10; 6 | 12; 6 | ||||
Позывные | Fп = 300 Гц, tи = 1,5 мкс | 6;6;4 | 8;6;4 | 10;6;4 | 12;6;4 | ||||
Ретрансляция на ВИКО | Fп = n · 1,66 Гц, tи = 1,5 мкс | 9; 7 | 5; 9 | 5; 13 | 9; 5 | ||||
б о р т – Р М | Запрос дальности (ЗД) | Fп = 30 Гц, tи = 1,5 мкс | |||||||
Ответ индикации (ОИ) | Fп = n · 1,66 Гц, tи = 1,5 мкс | 9; 7 | 5; 9 | 5; 11 | 9; 5 | ||||
Опознавание ЛА | Каждый ОИ повторяется 2 раза с интервалом 50 мкс | ||||||||
Совместно с формированием сигнала «Запрос дальности» запускается счетчик времени (индикатор дальности (ИД)) с задержкой, необходимой для компенсации времени обработки сигнала в наземной аппаратуре.
Излученный бортовым передатчиком сигнал «Запрос дальности» принимается приемным устройством (ПРМ СЗД). С выхода приемника видеоимпульсы сигнала ЗД декодируются в дешифраторе запроса дальности (ДШЗ). Из дешифратора одиночный видеоимпульс поступает в блок ограничения загрузки (БОЗ), который защищает дальномерный передатчик от перегрузки по тепловому режиму, если средняя частота следования импульсов превышает 5 кГц. В блоке задержки (БЗ) видеоимпульс задерживается на время, необходимое для компенсации задержек сигнала, возникших в процессе его преобразования в самолетном и наземном оборудовании. Задержанный видеоимпульс кодируется шифратором ответа (ШО) в сигнал «Ответ дальности» и излучается с помощью передающего устройства сигналов «Ответ дальности» (ПРД СОД) на борт ЛА.
|
Ответный сигнал, излучаемый наземным радиомаяком, также имеет вид двухимпульсной посылки с кодовым интервалом, указанным в табл. 1.
Принятый на борту ЛА с помощью приёмника сигнал «Ответ дальности» (ПРМ СОД) декодируется в дешифраторе ответа дальности (ДШО) и через ФЗС останавливает счетчик, который фиксирует дальность до радиомаяка.
Таким образом, наземное оборудование канала дальности работает как ретранслятор, формируя сигнал «Ответ дальности» на каждый поступивший сигнал «Запрос дальности».