Дифференциация а—я. Тренировочные упражнения
Дифференциация гласных первого и второго ряда Конспект занятия
Т е м а. Дифференциация гласных первого и второго ряда. Цель. Учить детей различать гласные ы — и устно и на письме.
Оборудование. Текст стихотворения С. Погореловского «Ох и неполадки в Мишкиной тетрадке», таблица с гласными первого и второго ряда
Ход за ня т и я
I. Организационный момент.
Логопед предлагает учащимся вспомнить и назвать гласные первого и второго ряда.
II. Повторение ранее пройденного материала. Логопед предлагает учащимся вспомнить, как образовываются гласные второго рода. Вывешивает таблицу с гласными первого и второго ряда.
а | о | у | э | ы |
я | ё | ю | е | и |
Предлагает сравнить пары гласных:а —я, о — ё,у — ю,з — е,ы —и. Выявляется сходство этих пар по артикуляции и различие по написанию.
«Эти гласные называются парными. Чтобы не путать их при письме, будем учиться их различать», — говорит логопед.
III. Работа со стихотворением.
Логопед читает стихотворение.
—Что глядишь, корова, Мишку через «ы»,
Строго и сурово? Проучите Мишку —
— Мишка-лодырь через «а» Превратите в мышку.
Написал корова. Кошка мышку хвать!
Напишите вы Будет лодырь знать.
Логопед предлагает детям сравнить слова Мишка и мышка по смыслу и написанию. Пишет на доске эти слова. Спрашивает, какими буквами отличается написание этих слов.
IV. Дифференциация ы — и в слогах.
1. Прослушайте слоги. Скажите, какой гласный вы слышите.
а) Пы. ты, мы, сы, ры, ды, бы, кы;
б) пи, ти, ми, си. ри.ди. би, ки
«Как произносятся согласные, которые вы слышали сначала и потом? (Твердо, мягко)
Какой звук здесь обозначает мягкость согласных?» — спрашивает логопед.
2. Повторите слоги за логопедом.
Пы — пи — пи, ти — ты — ти сы — сы — си ри —ры —ры ды — ди — ды.
3. Запишите слоги в две строчки: с ы — в первую, с и — во вторую.
Мы, си, сы, ми, ры, ри, ти, ты, кы, ки, ли, пи, пы, лы.
Задание 4. Закончите слова, вставив слоги, данные в скобках.
Гри...(бы), ли...(пы), ле...(пи), бо...(бы), ру...(ки), ры...(бы), ла...(пы), но...(ги), кни...(ги), со...(вы), ке...(ды), бе...(ги), кед...(ры), ко...(ты), ка...(ти).
V. Итог занятия.
Логопед задает вопрос: «Какие звуки и буквы мы учились сегодня различать?»
Тренировочные упражнения
Задание 1. Вставьте пропущенную букву ы или и. Запишите слова. Прочитайте их.
Р...с, м...с, м...р, с...р, к...т, р...сь, б...т, м...ло, л...па, Л...да, к...но, Р...та, с...ро, с...ла, м...л..., в...л..., в...л...,
л...с..., р...л..., п...л..., п...... .
Задание 2. Закончите слова, дописав букву и или и.
Ног..., стол..., книг..., мак..., сыр..., лом..., шар..., сан..., бус..., кур..., сол..., сор... .
Задание 3. Измените слова по образцу. Назовите в получившихся словах последний слог, затем последнюю букву.
Образец: сад — сады, ды, ы. '
Коза — ..., сова —..., муха — ..., игра — .... оса — ..., роза — .... лимон —..., сапог — ..., собака — ..., стакан— ..., куст — ..., рысь — ..., корабль — ..., стол — ..., куча — ... .
Задание 4. Спишите слова, деля их на слоги. Подчеркните слоги с ы, и разными карандашами.
Горы, мухи, кино, рыба, вари, сори, комары, фонари, сухари, рыбаки, рынки, киты, рыбки, рыбешки.
Задание 5. Запишите слова графически, напишитеы, ж.Логопед называет слово, учащиеся изображают его графически, учитывая количество слогов, над соответствующим слогом пишут буквуы,
илии.)
Соки, мыло, гуси, сыро, соты, вилы, куски, кусты, марки, карты, козлы, сапоги, рыбаки, листики, вагоны, сухари, узоры, уроки, музыка, пузыри, моторы.
Задание 6. Составьте слова с буквамиы, и. Сравните эти слова по смыслу и звучанию. Составьте устно предложение с каждым словом:
Ы ы ы ы ы
Задание 7. Спишите слова, подчеркнитеы, и разными карандашами. Объясните, почему после букв ж, ш написали букву и (вспомните правило).
Мыши, камыши, шина, лыжи, ножи, жиры, машины, тушил, галоши, решил, ширина, выжили, рыжики, лопухи, пружины, тишина, вышина, выжигали, вышивали.
Задание 8. Прочитайте предложения. Выпишите слова с буквой ы в один столбик, си — в другой, с буквами ы и и,— в третий.
У папы пила. Рита купила мыло. У Тани болят зубы. У Нины бусы. Из трубы идет дым. В саду растут сливы. В лесу сыро. У машины новые шины. У Миши ландыши.
Мила и мыло.
Не любила Мила мыла.Но не ныла Мила. Мама Милу с мылом мыла. Мила — молодчина.
Задание 9. Словарные диктанты.
Дым, мил, мыло, рыба, коровы, сами, уроки, были, было, пила, грибы, волки, лисы, кусты, зайцы, медведи, ковры, крабы, пруды, этажи, малыши, мыши, жили-были, уши, рыжики, комары, тишина, пружина, лужи, крыши, стрижи, виражи.
Объяснить слово: виражи.
Дифференциация а—я. Тренировочные упражнения
Задание 1. Прослушайте слоги. Скажите, какой гласный вы слышите