Таможенная пошлина как основной таможенный платеж

В связи со значимостью финансовой деятельности таможенных органов РФ необходимо уяснить сущность и правовую природу таможенной пошлины. Под таможенной пошлиной понимается платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможен­ную территорию России или вывозе товаров с этой территории и яв­ляющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Вопрос о юридической природе данного платежа до настоящего времени остается открытым. Воззрения ученых, занимающихся этой пробле­матикой, дифференцируются на два вида: одни считают, что таможенная пошлина — есть налог, а другие приравнивают се к сбору. Наиболее предпочтительной представляется точка зрения, в соответ­ствии с которой таможенная пошлина в налоговой системе занимает особое место. Законодатель не выделяет ее в самостоятельный вид, не относя ни к налогам, ни к сборам. При выяснении правовой природы таможенной пошлины нужно исходить из ее специфики, состоящей в объединении признаков как налога, так и сбора. Выявим ее основные черты.

Во-первых, таможенная пошлина —обязательный взнос в федера­льный бюджет, не нарушающий при этом конституционное право на свободу предпринимательской деятельности.

Во-вторых, таможенная пошлина опосредована процессом пере­мещения грузов через таможенную границу РФ и является средством достижения этой цели.

В-третьих, таможенная пошлина возмездна, т.е. фактически она является платой за предоставление таможенными органами возмож­ности перемешать грузы через таможенную границу.

В-четвертых, таможенная пошлина в отличие от налога не обладает признаком регулярности, так как обязанность ее уплаты возникает лишь при необходимости для субъекта вступить в таможенное право­отношение.

В-пятых, право уплаты таможенной пошлины может быть делеги­ровано иным заинтересованным лицам (например, таможенному брокеру).

В-шестых, уплата таможенной пошлины обеспечивается принуди­тельной силой государства.

Обязанность уплаты налога обусловлена публичными интереса­ми — интересами государства. Обязанность же уплаты таможенной пошлины основана на интересах плательщика. У субъекта предпри­нимательской деятельности всегда есть выбор: ввезти товар из-за рубежа или закупить импортный товар на территории России. Нали­чие такой альтернативы и определяет особое место таможенной по­шлины.

По характеру внешнеторговой операции таможенные пошлины под­разделяются на ввозные (импортные), вывозные (экспортные) и тран­зитные. Импортная пошлина имеет наиболее широкое распространение в мировой практике, а экспортная встречается достаточно редко. Транзитную пошлину почти повсюду ликвидируют международные договоры, однако она может использоваться и как средство экономи­ческого давления на сопредельные страны.

Но порядку введения они делятся на две группы: ординарные и пар-тикулярные. Ординарные таможенные пошлины применяются при стабильном ходе внешней торговли, вводятся в действие решением Правительства РФ, являются безусловными и не ограниченными вре­менными рамками.

Сезонные колебания конъюнктуры на рынке, необходимость про­ведения протекционистской внешнеторговой политики в целях под­держания платежного баланса государства и другие обстоятельства обусловливают введение партикулярных таможенных пошлин, что также происходит по решению Правительства РФ. Это решение при­нимается, как правило, на основании специального расследования, проведенного государственными органами управления.

С целью защиты экономических интересов страны в отношении ввозимых товаров могут на определенное время устанавливаться особые виды пошлин, которые взимаются сверх ординарных, — партикуляр­ные, особые пошлины. В соответствии со ст. 8—10 Закона о таможен­ном тарифе к ним относятся:

— специальные пошлины, применяемые в качестве защитной
меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количе-­
ствах и на условиях, наносящих ущерб или угрожающих его нанести
отечественным производителям подобных или непосредственно кон-­
курирующих товаров, либо как ответная мера на дискриминационные
и иные действия других государств или их союзов, ущемляющие инте-­
ресы Российской Федерации;

— антидемпинговые пошлины, которые применяются в случаях ввоза на таможенную территорию России товаров по цене, более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных то­варов в РФ.

— компенсационные пошлины, применяемые в случаях ввоза на таможенную территорию России товаров, при производстве или выво­зе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечествен­ным производителям подобных товаров, или препятствует организа­ции или расширению производства подобных товаров в РФ.

Сегодня антидемпинг является одной из острейших проблем России в ее отношениях с европейским сообществом. В условиях либера­лизации внешней торговли правительство с помощью решительных мер должно добиваться устранения дискриминационных ограничений ввоза российских товаров в зарубежные страны. В немалой степени этому будет способствовать и совершенствование таможенно-тариф­ного регулирования.

Налоги и акцизы.Наибольшую долю и структуре доходов от внешнеэкономической деятельности составляют косвенные налоги, а именно налог на добавленную стоимость (НДС) и акцизы. Для них характерна принадлеж­ность к косвенным налогам (их фактические и юридические платель­щики не совпадают); к федеральным налогам (они зачисляются в фе­деральный бюджет на основании ст. 12, 13 НК); к территориальным налогам (они взимаются на всей территории РФ). НДС и акцизы в та­моженных правоотношениях производны от таможенной пошлины, так как взимаются только в случае ее уплаты.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добав­ленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных това­ров, работ и услуг и материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Как правило, НДС и акцизы уплачиваются при импорте товаров в страну (как исключение акцизы взимаются при экспорте нефти и при­родного газа). Смысл этого правила состоит в том, что товар, попадая на территорию другого государства, подвергается нормам националь­ного налогового законодательства, предусматривающего, в частности, и уплату косвенных налогов. Введение НДС и акцизов в отношении экспортируемых товаров привело бы к двойному налогообложению, что явилось бы препятствием для развития международной торговли. Аналогичное правило широко применяется в странах Европейского Экономического Союза.

Акцизы имеют определенное сходство с НДС, но отличаются ин-дивидуализированностыо, привязкой к конкретным товарам, а так­же тем, что уплачиваются не каждый раз с оборота, а один раз произ­водителем подакцизного товара или лицом, совершающим внешне­торговые операции с этим товаром. Чтобы ослабить негативное влияние акцизов на малообеспеченные слои населения, в число по­дакцизных товаров включаются предметы роскоши (ювелирные из­делия, автомобили с рабочим объемом двигателя свыше 2500 кубических сантиметров, а также товары, пользующиеся повышенным спросом, но не относящиеся к предметам первой необходимости (алкогольные и табачные изделия). В РФ номенклатура подакцизных товаров, установленная гл. 22 НК, включает спиртосодержа­щую и табачную продукцию, ювелирные изделия, легковые автомо­били и др.

Согласно ст. 143, 179 НК РФ, НДС и акцизы уплачивают организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогопла­тельщиками в соответствии с Таможенным кодексом. И поскольку Та­моженный кодекс не различает среди лиц, перемещающих товары и транспортные средства, юридических и физических лиц (п. 12 ст. II), все они при совершении внешнеторговых операций признаются нало­гоплательщиками.

НДС и акцизы можно назвать территориальными налогами, так как ими по общему правилу облагаются операции по ввозу товаров на таможенную территорию России.

При обложении НДС товаров, перемещаемых через таможенную границу России, действует три вида ставок (ст. 164 НК): нулевая, 10% и 18%. Нулевая ставка применяется при реализации:

- товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта, и непосред-ственно связанных и ними работ и услуг, за исключением нефти и природного газа, вывозимых на территорию стран СНГ;

- работ и услуг, связанных с транспортировкой товаров, помещаемых под таможенный режим транзита через территорию РФ;

- услуг по международной перевозке пассажиров;

- работ и услуг, оказываемых в космическом пространстве;

-товаров, предназначенных для официального пользования дипломатическими и приравненных к ним представительствами.

Ставка 10% применяется при реализации продовольственных товаров, книжной продукции, некоторых медицинских товаров и това­ров для детей, перечисленных в п. 2 ст. 164 НК. В отношении опера­ций, связанных с реализацией остальных товаров, используется ставка 18%.

В налоговую базу для обложения акцизами включаются (ст. 191 НК РФ) объем подакцизных товаров в натуральном выражении (для товаров, в отношении которых установлены твердые ставки) и таможенная стоимость и таможенная пошлина (для товаров, в отношении которых установлены адвалорные, т.е. в процентах, ставки).

Согласно ст. 150 НК РФ, от обложения налогом на добавленную стоимость освобождается ввоз на таможенную территорию России следующих товаров:

— товаров, ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации;

—медицинских товаров, сырья и комплектующих изделий для их производства;

—художественных ценностей, передаваемых в качестве дара уч- реждениям, отнесенным в соответствии с законодательством к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов России;

— всех видов печатных изданий, получаемых по международному книгообмену государственными и муниципальными библиотеками и музеями, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществле­ния международных некоммерческих обменов;

— товаров, предназначенных для официального пользования иностранных дипломатических и приравненных к ним представи­тельств;

— валюты РФ и иностранной валюты, банкнот, являющихся за­
конными средствами платежа, ценных бумаг: акций, облигаций, сер-­
тификатов и векселей:

—других перечисленных в указанной статье товаров.
Согласно ст. 183 НК РФ, не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию РФ подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государ­ственную и (или) муниципальную собственность.

Итак, НДС и акцизы выполняют две основные функции: регули­руют ВЭД с целью создания равных условий для конкуренции отечест­венных и импортных товаров на внутреннем рынке; способствуют пополнению доходной части федерального бюджета.

Наши рекомендации