Структура и размещение селитебной территории

Селитебная территория занимает важное место в планировочной структуре города. Она состоит из жилой застройки с необходимыми учреждениями обслуживания, общественными центрами, зелеными насаждениями и отдельными предприятиями, санитарная характеристика которых допускает расположение их в селитебной зоне.

Селитебные территории состоят из жилых районов или их групп численностью до 150 и более тыс. чел, которые имеют общую архитектурно-планировочную организацию. Границами таких жилых групп являются естественные и искусственные рубежи: реки, каналы, водоемы, массивы зеленых насаждений, улицы, дороги и т.п. В жилом районе есть общественный центр, в котором сосредоточены учреждения не постоянного пользования и специализированные центры. Эти учреждения и предприятия должны быть расположены вдоль пешеходных дорог, улиц и площадей. Жилой район или группы должены иметь единую архитектурно-планировочную структуру и организацию территории, зеленые насаждения, спортивные сооружения.

Самая лучшая организация жилых районов предполагает членение их на микрорайоны. Районы сложившейся застройки формируются из кварталов. Микрорайон представляет это - основная структурная единица жилой застройки. Идея создания таких микрорайонов зародились при возникновение крупных кварталов Харькова, Запорожья, Санкт-Петербурга инженерами в 30-х гг. ХХ в.

Ле Корбюзье – известный французский архитектор предложил развивать жилую сеть города в этом же направлении, он создал в 1937 г. проект реконструкции «антисанитарного района М: 6» для Парижа и в 1947 г. для Марселя - проект жилой единицы [6]. В этих проектах большие группы зданий на столбах свободно располагались среди зелени. Зона между столбами, под зданиями использовалась для пешеходов. Свободные пространства использовались для размещения детских учреждений, кинотеатров, спортивных площадок. Плоские крыши домов использовались в качестве площадок для игр и солярий. Комплексное обслуживание максимально приблизилось к жилью. В этом основное отличие микрорайона от прежней структуры организации жилой среды [8].

В современном городе, в микрорайоне могут проживать около 10... 20 тыс. чел. и более, это зависит от величины города. Границы территории микрорайона определяются меж магистральными территориями, отмеченные красными линиями, при обеспечении доступности для населения основных объектов обслуживания микрорайонного значения па расстоянии 500 м. В микрорайоне обычно должны располагаться все учреждения культурно-бытового обслуживания, для удовлетворения повседневных запросов населения.

Между микрорайонами и общественным центром должна быть связь как транспортными, так и пешеходным путем, которые должны иметь минимальное количество взаимных пересечений. Также должна быть налажена качественная связь между микрорайонами и объектами общегородского центра, и с другими элементами планировочной структуры города: промышленными зонами, зонами внешнего транспорта, зоной отдыха. Общественный транспорт держит основную нагрузку. Для создания транспортной сети необходимо определить оптимальные расстояния от жилых домов до остановок общественного транспорта, скорость и интервалы его движения. Территорию для парковки автомобилей индивидуального пользования подбирают также с учетом удобства использования.

Территории жилых районов располагают исходя из функционального зонирования территории города. Однако положение селитебной зоны в планировочной структуре города зависит от конкретных климатических условий и от градостроительных факторов. Господствующее направление ветра является одним из важнейших факторов размещения селитебных территорий в отношении промышленных. Самым выгодным расположением селитебной территории считается с наветренной стороны для господствующего направления ветров в отношении промышленных предприятий, выделяющих вредные вещества. Селитебная территория должна располагаться выше промышленной зоны по течению реки, если город располагается на реке. С точки зрения рельефа самым выгодным расположением селитебной территории считается расположение на возвышенности, чем в низине, так как могут скапливаться вредные газообразные отходы промышленных производств.

Промышленные предприятия подразделяются на пять классов по санитарной характеристике, с разной шириной требуемых защитных зон. Для самых вредных предприятий санитарно-защитные зоны селитебных территорий составляют 1000, 500 и 300 м. Для менее вредных и безвредных предприятий санитарно-защитная озелененная зона делается шириной 100 и 50 м. Функцию защитных зон в этом случае может нести широкая плотно озелененная улица.

Господствующее направление ветра определяется по розе ветров. Она представляет собой график, иллюстрирующий режим ветра в данном месте. Он составляется по результатам многолетних наблюдений за определенный месяц, сезон, год для всех населенных мест. Роза ветров строится по 8 или 16 румбам - основным географическим сторонам света. По этим направлениям в определенном масштабе откладывают в виде векторов значения повторяемости (в процентах общего числа наблюдений) направлений или значения средних и максимальных скоростей ветра, соответствующие каждому румбу. Концы векторов соединяют линией.

График розы ветров строят по результатам наблюдений повторяемости ветров за самый жаркий месяц или самый жаркий квартал года. В данный период года получаются самые неблагоприятные санитарно-гигиенические условия: время большего развития болезнетворных микроорганизмов.

Вокруг промышленных предприятий хуже экологическое состояние воздушной среды. Поэтому селитебная территория должна быть расположена так, чтобы на нее не попадали в это время потоки загрязненного воздуха с территорий промышленных зон. Господствующее направление ветра – самый большой вектор розы ветров, направленный к ее центру (рис. 3.1) [9]. При близком положении промышленных зон и селитебных территорий принимают во внимание степень вредности и опасности промышленных производств. По этому принципу их подразделяют на три категории.

Промышленные производства І категории включают взрыво- и пожароопасные, радиоактивные, связанные с разработкой полезных ископаемых производства. Селитебные территории располагают от них на значительном удалении (до 20 км).

Промышленные производства ІІ категории включают промышленные предприятия средней производственной вредности. Они располагаются на границах селитебных территорий с соблюдением необходимых санитарных разрывов.

Промышленные производства ІІІ категории включают промышленные предприятия малой производственной вредности или совсем безвредные. Они могут располагаться в селитебной территории города.

Размеры селитебной территории при проектировании в зависимости от величины города, этажности застройки и климатического района определяются от 4 до 19 га на 1000 чел.

Структура и размещение селитебной территории - student2.ru

Рис. 3.1 Роза ветров, господствующими являются ветра юго-западного направления

3.2 Санитарно – гигиенические и противопожарные требования к жилой застройке

При планировке жилых территорий инженеры должны руководствоваться требованиями и правилами, сведенными в СНиП 2.07.01-89* и СНиП 21.-01.-97*.

Инсоляция - облучение солнцем. В общем виде условия допустимой инсоляции сводятся к следующему: инсоляция помещений гражданских зданий должна обеспечиваться их ориентацией и близким расположением, чтобы в период с 22 марта по 22 сентября на территориях южнее 58° северной широты и с 22 апреля по 22 августа на территориях севернее 58” северной широты не менее 2,5...3 ч в сутки без перерывов облучались естественными солнечными лучами помещения однокомнатных квартир, 30 % помещений многокомнатных квартир, все жилые комнаты в общежитиях и гостиницах, нежилые помещения с нахождением людей более 6 ч в сутки. В южных регионах страны должны приниматься меры по уменьшению инсоляции.

Чтобы обеспечить инсоляцией жилые дома некоторых серий есть два типовых варианта планировки квартир: меридиональная и широтная. При меридиональной планировки здания располагают продольными осями по направлению с севера на юг. В этом случае в первой половине дня солнце освещает восточный фасад, во второй - западный. При меридиональной ориентации инсоляция удовлетворяется в течение дня для всех помещений здания.

При широтной ориентации здания утром солнце освещает восточный торец, днем - южный фасад и вечером - западный торцевой фасад дома. Помещения, выходящие на север, практически не инсолируются. Поэтому при расположении квартир домов широтной ориентации все однокомнатные и двухкомнатные квартиры ориентированы на юг. В многокомнатных квартирах хотя бы 30 % комнат должны выходить окнами на юг. Также допускается и диагональное размещение некоторых серий жилых домов в двух положениях с ориентацией основных жилых комнат на юго-восток и юго-запад.

Градостроительная маневренность – это пределы возможной ориентации фасада дома по сторонам горизонта при условии обеспечения нормальных условий инсоляции каждой квартиры. Градостроительная маневренность определяется специальными графиками, составленными для исследуемых домов. По графикам градостроительной маневренности находят выгодные варианты ориентации здания, а также недопустимые положения с точки зрения удовлетворения условий инсоляции.

Инсоляция городской застройки зависит, прежде всего, от взаиморасположения зданий, расстояний между ними, этажности, положению оконных проемов и объемно-планировочного решения жилых зданий. В проектах планировки и застройки проектировщики должны выполнять расчеты, для инсоляции всех типов помещений, применяя специальные методы и графики. В микрорайонах, требование инсоляции должно выполняться для всех видов площадок: детских, тихого отдыха, хозяйственных, спортивных. Однако надо избегать излишней инсоляции.

Проветривание. Нормальный аэрационный режим жилой застройки имеет важное значение для создания благоприятных условий проживания людей. Аэрационный режим в «слое обитания человека» находится на высоте 2 м от уровня земли. Повышенная скорость ветра, если она в «слое обитания человека» превышает 5 м/с. Метеостанции определяют скорость ветра значительно выше уровня обитания человека. При правильном расположении зданий и сооружений, учитывая их размер и формы можно уменьшить скорость ветра на 50 % и более. Окончательную картину аэрации определяют графиком, составляемым для каждого жилого массива в районах с повышенной аэрацией. В случае необходимости в проект вносят изменения.

Наглядные результаты можно увидеть при проверке макета в аэродинамической трубе. Зеленые насаждения эффективно защищают здания и сооружения от повышенной аэрации. Нежелательным считается и полное отсутствие проветривания. Чаще всего застой воздуха происходит в замкнутых каменных домах с отсутствием озеленения при квартальной застройке. Во избежание этого, инженеры используют специальные приемы застройки жилой территории 5-, 9- и 12-этажными домами, применяют озеленение. Используя рельеф и озеленение при скорости ветра, не превышающей 7 м/с, проектировщики достигают успешного регулирования аэрационного режима.

Защита от шума, пыли и газов. Планировку и застройку селитебной территории городов и других населенных пунктов следует осуществлять с учетом обеспечения допустимых уровней шума в соответствии с требованиями СНиП ІІ-12-77. В современных городах вопрос снижения уровня шума является очень актуальным. Источниками шума в городе являются все виды транспорта, трансформаторы, не которые промышленные предприятия и др. Градостроители должны стремиться оградить жителей от повышенного уровня шума, так как он вредно влияет на здоровье жителей.

Для помещений различного назначения определены следующие допустимые уровни звука, дБА [12]:

Палаты больниц, санаториев - 25

Жилые и спальные помещения квартир, домов отдыха, пансионатов, детских дошкольных учреждений и школ-интернатов - 30

Кабинеты врачей, киноконцертные залы, жилые комнаты в гостиницах и общежитиях - 35

Территории больниц, санаториев - 35

Помещения школ, театров, библиотек, конференц-залов -40

Территории микрорайонов - 45

Служебные помещения учреждений - 50

Залы столовых, кафе, ресторанов, фойе театров и кинотеатров - 55

Торговые учреждения, служба быта, вокзалы - 60

При проектировании селитебной территории города градостроители должны выполнить расчет допустимого уровня шума. При этом они пользуются расчетными шумовыми характеристиками транспортных потоков на улице в час «пик», потоков железнодорожных поездов, а также источников шума внутри групп жилых домов. Эти данные определены измерениями на расстоянии 7,5 м от источников шума, дБА:

Транспортные потоки на всех категориях улиц и дорог от скоростных до улиц местного значения - 73 ... 87

Железнодорожные поезда (пассажирские, электропоезда и грузовые) - 66...91 (±5)

Внутримикрорайонные источники шума от работы мусороуборочных машин, разгрузки товаров – 70...71

Игры детей, спортивные игры, купание детей в плескательных бассейнах - 58…71

Для уменьшения уровня шума применяются искусственные и естественные элементы рельефа местности, размещают вдоль источников шума здания и сооружения в виде сплошной застройки. В сторону источников шума также могут быть обращены оконные проемы помещений, в которых уровень шума допускается более 50 дБА (магазины, предприятия службы быта и др). Здания могут быть ориентированы так, чтобы в сторону источников шума выходили окна подсобных помещений, одной комнаты многокомнатных квартир, жилых зданий с повышенной звукоизоляцией. В уменьшении уровня шума велика роль зеленых насаждений. Они могут выполнять роль экрана. В мероприятия, по снижению уровня шума, входит оптимальное расположение в планировочной структуре города промышленных предприятий, аэродромов, транспортных магистралей и сооружений, регламентация движения всех видов транспорта по магистральным улицам и дорогам. Огромное значение в уменьшении уровня шума имеет выгодное использование подземного пространства для инженерного оборудования города, складов, холодильников, транспортных коммуникаций, ресторанов, бассейнов, спортивных залов, рынков, автомобильных станций, автобаз.

В Москве и некоторых крупных городах разработана шумовая карта магистралей и улиц. При реконструкции магистралей городов учитываются требования защиты жилой зоны от излишнего шума. Создаются экраны шумозащитные экраны, экранизирующие сооружения из зеленых насаждений, вводится ограничение движения отдельных видов транспорта в центральной, наиболее загруженной части города.

Предварительный расчет уровней шума на селитебных территориях должен помочь выявить оптимальный вариант застройки новых магистралей. Такая застройка имеет пониженный уровень шума, чему способствует, применение акустических мероприятий (заглубление магистралей, земляные кавальеры и насыпи, соответствующее озеленение, планировочные и конструктивные решения застройки, применение новых строительных материалов). Например, в Москве эффективно используют звукопоглощающий бетон для уменьшения шума и вибраций от линии метрополитена.

Для снижения шума от железнодорожных магистралей значительное место отводится техническим мероприятиям: проложение бесстыкового пути, устройство акустических экранов, создание земляных кавальеров, сплошных бетонных заборов высотой более 2,5 м, одновременно способствующих безопасности движения. Ширина санитарно-защитной зоны между жилой застройкой и железнодорожными путями должна быть в пределах 200... 300 м. На сортировочных и погрузочно-разгрузочных узлах, примыкающих к селитебной территории, системы громкоговорящего оповещения должны переводиться на радио или индивидуальную связь с одновременным внедрением световых табло.

От градостроителей зависит правильное решение вопроса о размещении железнодорожных узлов, метрополитена, автодорог, воздушного и водного транспорта. Вблизи аэродрома устанавливают контрольные точки, в которых уровень шума не должен превышать допустимых значений. Направление взлетно-посадочной полосы проектируют с таким расчетом, чтобы путь следования воздушного транспорта не пролегал над селитебной территорией города, так как шум воздушного транспорта в настоящее время один из наиболее мощных и распространенных раздражителей. Уровень шума реактивного двигателя на расстоянии 100 м - 119 дБА. Уровень шума на аэродромах, расположенных вблизи жилых районов, снижают, уменьшая число ночных полетов, используя в ночное время малошумные самолеты.

Расчеты уровней звука на территориях городов и способы их снижения приведены в СНиП ІІ-12-77, а также в Руководстве по расчету и проектированию средств защиты застройки от транспортного шума Госстроя СССР.

Важное место в защите селитебных территорий от избыточного шума имеют архитектурно-планировочные решения. Специалисты многих областей работают над проблемой создания акустического комфорта в городе.

В современных городах нередко повышается степень загазованности и запыленности воздуха. Частично улучшить его состояние можно с помощью озеленения. Однако загрязнение атмосферы городов - это серьезная экологическая проблема, которая требует глобального подхода.

Противопожарные требования. В СНиП 2.07.01-97 установлены расстояния между зданиями и лимитируется их длина в зависимости от степени огнестойкости сооружений. Рекомендуемые расстояния между зданиями приведены в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Степень огнестойкости 1-го здания Стояния между зданиями, м, при степени огнестойкости 2-го здания
I, II III IV, V
I, II
III
IV, V

Расстоянием между зданиями считается расстояние в свету между наружными стенами или другими конструкциями. Расстояния между стенами без оконных проемов допускается уменьшать на 20 %. Вокруг домов должно оставаться свободное пространство для подъезда пожарных машин. Входы в микрорайоны должны располагаться на расстоянии друг от друга не менее 90 м, въезды - не менее 180 м.

Наши рекомендации