Перевозки овощей и фруктов

При перевозке овощей (картофеля, свежей капусты, баклажанов, помидоров, огурцов, перцев и других) в хранилища, на перерабатывающие предприятия или в торгово-розничную сеть в период их уборки перевозчики, грузоотправители и грузополучатели должны принимать меры по предохранению овощей от механических повреждений, атмосферных осадков, воздействия низких и высоких температур.

Грузоотправители должны предъявлять к перевозке овощи в исправной, чистой, сухой, без постороннего запаха таре, соответствующей требованиям национальных стандартов. Перевозчики по договору перевозки могут принимать овощи к перевозке и в нестандартной таре, обеспечивающей сохранность овощей при перевозке, при наличии у грузоотправителя письменного согласования о приеме грузополучателем овощей в такой таре.

Выбор транспортного средства для перевозки овощей осуществляется грузоотправителем по согласованию с перевозчиком в зависимости от погодных условий, продолжительности перевозки и с учетом вида овощей. Для перевозок овощей перевозчиком могут быть использованы транспортные средства общего назначения, а также специализированные транспортные средства с кузовом фургон, в том числе изотермические, рефрижераторы, с отапливаемым кузовом. Перевозчик может укомплектовывать транспортное средство брезентом и другими устройствами для предохранения овощей от атмосферных осадков, низких температур и потерь при перевозке, если это предусмотрено соглашением сторон.

При перевозках на перерабатывающие предприятия грузоотправитель по согласованию с грузополучателем может осуществлять отправку овощей в незатаренном виде с учетом обеспечения механизированной выгрузки их из транспортных средств.

Прием перевозчиком овощей к перевозке от грузоотправителя и сдача их грузополучателю производится по транспортной накладной с учетом фактической массы овощей. Взвешивание должно производиться у грузоотправителей и грузополучателей на однотипных весах. При перевозках овощей одновременно нескольким грузополучателям грузоотправитель обязан размещать соответствующие партии овощей в кузове транспортного средства таким образом, чтобы обеспечить их выгрузку у каждого грузополучателя на маршруте с последовательностью, установленной по согласованию с перевозчиком.

При перевозке овощей в контейнерах или автомобилями с кузовом фургон в адрес одного грузополучателя грузоотправителем может быть произведено пломбирование контейнеров или кузова автомобиля.

Перевозка картофеля, как овоща наиболее массового потребления, требует особой осторожности в связи с возможностью его повреждения. Не допускается падение клубней с высоты более 0,5 мна твердую поверхность и 1 мна слой картофеля. При температуре ниже -5°С необходимо утеплять кузова автомобилей и прицепов и накрывать картофель сверху.

Картофель на полях убирают картофелеуборочными комбайнами и картофелекопалками. Комбайны могут непосредственно загружать подвижной состав (тракторный прицеп или прицепную тележку к комбайну) или грузить клубни в корзины, оставляемые на поле. Картофелекопалки выкапывают клубни одновременно из двух рядков и образуют валок. Клубни из валков собирают в корзины, грузят на тракторные прицепы или автомобили и отправляют на сортировочные пункты или хранилища.

Картофель грузят из куч с помощью пластинчатых транспортеров, в загрузочный люк которых клубни подаются обычно вручную.

Как показывает опыт, наиболее рационально 40…50% картофеля и овощей завозить в города в осенний заготовительный период, остальную часть хранить в буртах и хранилищах и перевозить в города в течение всего зимнего периода.

Бестарная перевозка, как показали исследования Научно-исследовательского института торговли и общественного питания, приводит к потерям при завозе и хранении 40…50% картофеля. При использовании мягкой тары потери резко снижаются, но в этом случае затруднены погрузочно-разгрузочные работы, тара быстро портится, картофель не предохраняется от механических повреждений.

Лучшим способом считаются перевозки картофеля в контейнерах, при которых, несмотря на повышение расходов на тару, в конечном итоге благодаря снижению потерь экономятся средства. Контейнеры для перевозки картофеля представляют собой металлический каркас с деревянной обшивкой и имеют вместимость 500…900 кг. Картофель в контейнерах доставляют в хранилища, торговую сеть и предприятия общественного питания.

Овощи, как правило, грузят в автомобили вне пределов поля, на краю загона. Сборщики укладывают овощи в стандартные ящики. Способы перевозки овощей и фруктов даны в табл. 13.1.

Таблица 13.1

Способы перевозки овощей и фруктов

Овощи, фрукты Способы перевозки Вид тары Вес одного места, кг
Зелень (салат, шпинат, щавель) В жесткой таре и лотках Решетчатые ящики 10…12
Ранняя капуста В жесткой таре и сетках Ящики-клетки, сетки До 50
Молодой картофель В таре Ящики, корзины, сетки До 30
Поздняя капуста Навалом
Арбузы и дыни В контейнерах и навалом
Помидоры В жесткой таре Ящики 8…12
Яблоки и груши В жесткой таре Ящики, корзины 16, 24, 32
Вишня и черешня В жесткой таре Решетка, корзины 6…8
Ягоды В жесткой таре Корзины, решета От 0,5 до 10 кг

Ранние овощи и фрукты в холодную погоду перевозят в изотермических кузовах-фургонах, а на дальние расстояния с подогревом внутрикузовного пространства.

Перевозки животных и птиц

Перевозка животных и птиц производится при соблюдении условий, предусмотренных Законом РФ «О ветеринарии» и действующими ветеринарными правилами и нормами. Подвижной состав, предназначенный для перевозки животных и птиц, должен отвечать установленным ветеринарно-санитарным требованиям и обеспечивать сохранность перевозимых животных. Запрещается без соответствующей обработки (очистки, мойки, дезинфекции) перевозка животных и птиц в подвижном составе, освободившемся после перевозки ядохимикатов и минеральных удобрений.

Перевозка животных допускается между территориями, не подвергнутых заразным болезням.

Транспортные средства (за исключением специализированных), предназначенные для перевозки животных и птиц, должны быть оборудованы грузоотправителем деревянными щитами или металлическими решетками высотой не менее 1,5 м (для крупного рогатого скота и лошадей – не менее 2 м), продольными и поперечными брусьями. Кузов автомобиля и его приспособления не должны иметь выступающих наружу гвоздей или других острых предметов, которые могут ранить животных и птиц.

Оборудование и приспособления, необходимые для перевозки животных и птиц, предоставляются и устанавливаются на транспортном средстве грузоотправителем, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Пол кузова автомобиля должен быть целым и без щелей. Для сопровождения и ухода за животными и птицей в пути грузоотправитель обязан выделять экспедитора на каждый автомобиль независимо от количества перевозимых животных и птиц.

В случаях, когда по требованию грузоотправителя для защиты животных и птиц при перевозке их в неблагоприятных климатических условиях (сильная жара, осеннее и зимнее время) кузов подвижного состава должен быть закрыт, брезент предоставляется владельцем автотранспортных средств, а другие необходимые материалы – грузоотправителем. Грузоотправитель должен обеспечивать укрытие пола кузова подвижного состава слоем подстилки (из опилок, соломы и т.д.) или деревянными настилами.

Грузоотправитель должен производить погрузку в одно транспорное средство животных, однородных по виду, полу и возрасту. Однако при условии отделения друг от друга надежными перегородками допускается размещение животных, разнородных по виду, полу и возрасту.

Не допускается погрузка и перевозка свиней в зимний период при температуре наружного воздуха ниже -25°С, а в летний период – крупных жирных свиней весом более 100 кг – при температуре +25°С и выше.

Грузоотправители и грузополучатели должны осуществлять погрузку и выгрузку животных и птиц с погрузочно-разгрузочных площадок, оборудованных эстакадами, рампами или трапами. Грузоотправитель должен производить погрузку в один автомобиль (автопоезд) животных и птиц, однородных по виду, полу и возрасту.

Грузоотправитель при погрузке должен размещать крупных животных(лошадей, коров, быков и др.) в подвижном составе головой к кабине и прочно привязывать.

Молодняк крупного рогатого скота, свиней, овец, коз и других мелких животных разрешается перевозить без привязи, но в таком количестве, чтобы все животные могли лежать в кузове подвижного состава.

Грузоотправитель обязан предъявлять к перевозке птицу только в клетках. Дно клеток должно быть плотным и жиженепроницаемым. Грузоотправитель обязан устанавливать клетки в кузове подвижного состава так, чтобы обеспечить в каждой клетке свободную циркуляцию воздуха. После погрузки клетки с птицей должны надежно закрепляться грузоотправителем.

Пушные звери в зависимости от их вида должны предъявляться к перевозке грузоотправителем в металлических или прочных деревянных клетках с металлической решетчатой дверцей. Дверцы клеток должны иметь прочные запоры, исключающие возможность самооткрывания, и запираться на замки.

В случаях объявления органом Россельхознадзора карантина вследствие эпидемии или иных независящих от перевозчика обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, перевозчик объявляет о временном прекращении или ограничении перевозки животных.

Для сопровождения и ухода за животными и птицами в пути грузоотправитель должен выделять сопровождающих лиц, обеспечивающих: прием животных и птиц к перевозке, уход за животными и птицами в пути (кормление, поение), наблюдение за их состоянием и креплением в кузове транспортного средства, очистку кузова, охрану и сдачу животных и птиц грузополучателю.

На погруженных на транспортное средство животных и птиц грузоотправитель должен выдать старшему сопровождающему лицу (далее – экспедитор) сопроводительные документы (ветеринарное свидетельство установленной формы, гуртовую ведомость, путевой журнал, транспортную накладную). При перевозке партии животных и птиц на нескольких транспортных средствах указанные документы, кроме транспортной накладной, могут выдаваться на всю партию животных и птиц.

При заболевании животного или птиц в пути экспедитор обязан обратиться в ближайший ветеринарный пункт для осмотра заболевшего животного или птицы и действовать в дальнейшем по указанию ветеринарного работника.

Простои и заезды на ветеринарный пункт для осмотра животных и птиц, а также простой для кормления, поения, отдыха животных и птиц в пути оформляются актами, подписанными экспедитором и водителем и оплачиваются грузоотправителем по соглашению сторон

Перевозчик не несет ответственности за падеж животных и птиц в пути из-за болезни, неправильного размещения и крепления их в кузовах транспортных средств, а также несоответствия температуры воздуха условиям перевозок животных и птиц.

По прибытии в пункт назначения экспедитор предъявляет транспортно-сопроводительные и другие документы грузополучателю, проводится взвешивание животных и птиц приемщиком совместно с экспедитором и оформляется акт о сдаче животных и птиц грузополучателю. О доставке и сдаче животных и птиц грузополучателю отчитывается экспедитор.

После выгрузки животных и птиц грузополучатель обязан произвести очистку, промывку и дезинфекцию кузова подвижного состава, дополнительного оборудования и приспособлений, используемых при перевозке. Ветеринарно-санитарная обработка транспортного средства начинается с очистки кузова, после чего производиться его промывка и дезинфекция с применением химических веществ.

Наши рекомендации