Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно- трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП

РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.А. КОСТЫЧЕВА»

А.Е. Улюшев, Е.В. Лунин, А.В. Шемякин, Н.Н. Борычева

РАССЛЕДОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ. ЭКСПЕРТНАЯ ТЕХНИКА.

Рязань

РГАТУ

УДК 656.13.08

П30

Рецензент: Беликов Павел Борисович, старший эксперт

(Федеральное бюджетное учреждение Рязанская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации)

Улюшев, А.Е.

П30 Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Экспертная техника: учебное пособие / А.Е. Улюшев, Е.В. Лунин, А.В. Шемякин. – Рязань : РГАТУ, 2012. – 97 с.

Учебное пособие «Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Экспертная техника» предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей автомобильно-дорожных и юридических вузов при изучении курсов по расследованию и экспертизе ДТП, криминалистике и судебной экспертизе.

Данное пособие создано на базе фундаментальных разработок полу­вековой экспертной практики в государственных судебно-экспертных учреждениях СССР и РФ, где наиболее полно представлен обзор математических методов и алгоритмов экспертного исследования обстоятельств ДТП.

УДК 656.13.08

© Улюшев А.Е., 2012

©Рязанский государственный агротехнологический университет, 2012

ВВЕДЕНИЕ.

Стремительная автомобилизация России, произошедшая в последние годы, закономерно повлекла за собой необходимость обеспечения безопасности дорожного движения на новом современном уровне. Повышение безопасности дорожного дви­жения стало чрезвычайно актуальной социально-экономичес­кой проблемой. В системе мер по повышению безопасности дорожного движения большое значение имеют меры уголовно-, административно- и гражданско-правового характера. Рассле­дование, административное и судебное разбирательство уголов­ных дел по факту ДТП1 требуют использования специальных технических познаний, охватывающих всю совокупность взаи­модействующих элементов "водитель — автомобиль — дорога — среда" (ВАДС), из которой складывается процесс дорожного движения в целом. В большинстве случаев состав преступления или нарушения, можно установить только после производства судебной автотехнической экспертизы (САТЭ). Без преувеличе­ния можно утверждать, что эффективность расследования и рассмотрения уголовных и гражданских дел, а также админист­ративного материала этой категории находится в прямой зависимости от своевременного и грамотного проведения ав­тотехнической экспертизы, правильности вопросов, по­ставленных перед экспертом, их соответствия дорожно-транспортной ситуации, полноты и достоверности исследования, а также относимости, допустимости, достоверности и полноты (достаточности) исходных данных и материалов, представляе­мых на исследование. Научной основой САТЭ является судебная автотехника — своеобразная, интеграционная отрасль судебного транспортоведения, включающая в себя инженерно-транспортные и криминалистические знания о закономерностях ДТП, методологии их исследования и методик решения задач автотехнической экспертизы. САТЭ - род судебной инже­нерно-транспортной экспертизы, суть которой состоит в экс­пертном исследовании и установлении механизма ДТП и его обстоятельств, технического состояния ТС и дороги, психофи­зиологических характеристик его участников и их действий. Ис­следованию подвергаются материалы дела и результаты осмотра места происшествия и ТС, следы на них, сами ТС, их детали, уз­лы, агрегаты, системы, водитель и его действия, а также иные исходные данные.

ПредметомСАТЭ являются фактические данные о техничес­ком состоянии ТС, дорожной обстановке на месте проис­шествия, действиях участников происшествия и их возможнос­тях, включая и отдельные версии участников ДТП, механизме ДТП, а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний и материалов граждан­ского или арбитражного дела, а также административного мате­риала.

ОбъектыСАТЭ: ТС (их детали, узлы, механизмы, системы, фрагменты), дорога, место ДТП, оставшиеся на них следы, во­дитель, материалы уголовного дела, не требующие правовой оценки.

Автотехническая экспертиза как род инженерно-транс­портной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учетом предмета доказывания и содержания спе­циальных познаний в САТЭ можно выделить следующие виды:

судебная экспертиза обстоятельств ДТП;

судебная экспертиза технического состояния ТС;

судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно- трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.

Наряду с приведенными разработан еще один вид САТЭ, инже­нерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП.

Каждый из указанных видов САТЭ имеет определенный круг задач, которые могут быть решены экспертизой данного вида самостоятельно либо в комплексе с другими видами САТЭ, а также с экспертизами, не относящимися к классу транспорт­ных, — трасологической, медицинской, криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий, металловедческой, технического исследования документов и др.

Наши рекомендации