Судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно- трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП
РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.А. КОСТЫЧЕВА»
А.Е. Улюшев, Е.В. Лунин, А.В. Шемякин, Н.Н. Борычева
РАССЛЕДОВАНИЕ И ЭКСПЕРТИЗА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ. ЭКСПЕРТНАЯ ТЕХНИКА.
Рязань
РГАТУ
УДК 656.13.08
П30
Рецензент: Беликов Павел Борисович, старший эксперт
(Федеральное бюджетное учреждение Рязанская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации)
Улюшев, А.Е.
П30 Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Экспертная техника: учебное пособие / А.Е. Улюшев, Е.В. Лунин, А.В. Шемякин. – Рязань : РГАТУ, 2012. – 97 с.
Учебное пособие «Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Экспертная техника» предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей автомобильно-дорожных и юридических вузов при изучении курсов по расследованию и экспертизе ДТП, криминалистике и судебной экспертизе.
Данное пособие создано на базе фундаментальных разработок полувековой экспертной практики в государственных судебно-экспертных учреждениях СССР и РФ, где наиболее полно представлен обзор математических методов и алгоритмов экспертного исследования обстоятельств ДТП.
УДК 656.13.08
© Улюшев А.Е., 2012
©Рязанский государственный агротехнологический университет, 2012
ВВЕДЕНИЕ.
Стремительная автомобилизация России, произошедшая в последние годы, закономерно повлекла за собой необходимость обеспечения безопасности дорожного движения на новом современном уровне. Повышение безопасности дорожного движения стало чрезвычайно актуальной социально-экономической проблемой. В системе мер по повышению безопасности дорожного движения большое значение имеют меры уголовно-, административно- и гражданско-правового характера. Расследование, административное и судебное разбирательство уголовных дел по факту ДТП1 требуют использования специальных технических познаний, охватывающих всю совокупность взаимодействующих элементов "водитель — автомобиль — дорога — среда" (ВАДС), из которой складывается процесс дорожного движения в целом. В большинстве случаев состав преступления или нарушения, можно установить только после производства судебной автотехнической экспертизы (САТЭ). Без преувеличения можно утверждать, что эффективность расследования и рассмотрения уголовных и гражданских дел, а также административного материала этой категории находится в прямой зависимости от своевременного и грамотного проведения автотехнической экспертизы, правильности вопросов, поставленных перед экспертом, их соответствия дорожно-транспортной ситуации, полноты и достоверности исследования, а также относимости, допустимости, достоверности и полноты (достаточности) исходных данных и материалов, представляемых на исследование. Научной основой САТЭ является судебная автотехника — своеобразная, интеграционная отрасль судебного транспортоведения, включающая в себя инженерно-транспортные и криминалистические знания о закономерностях ДТП, методологии их исследования и методик решения задач автотехнической экспертизы. САТЭ - род судебной инженерно-транспортной экспертизы, суть которой состоит в экспертном исследовании и установлении механизма ДТП и его обстоятельств, технического состояния ТС и дороги, психофизиологических характеристик его участников и их действий. Исследованию подвергаются материалы дела и результаты осмотра места происшествия и ТС, следы на них, сами ТС, их детали, узлы, агрегаты, системы, водитель и его действия, а также иные исходные данные.
ПредметомСАТЭ являются фактические данные о техническом состоянии ТС, дорожной обстановке на месте происшествия, действиях участников происшествия и их возможностях, включая и отдельные версии участников ДТП, механизме ДТП, а также об обстоятельствах, способствующих совершению преступления, которые устанавливает эксперт-автотехник на основе своих специальных познаний и материалов гражданского или арбитражного дела, а также административного материала.
ОбъектыСАТЭ: ТС (их детали, узлы, механизмы, системы, фрагменты), дорога, место ДТП, оставшиеся на них следы, водитель, материалы уголовного дела, не требующие правовой оценки.
Автотехническая экспертиза как род инженерно-транспортной экспертизы подразделяется на виды и подвиды, которые различаются по предмету, объектам и частным методикам. С учетом предмета доказывания и содержания специальных познаний в САТЭ можно выделить следующие виды:
судебная экспертиза обстоятельств ДТП;
судебная экспертиза технического состояния ТС;
судебная экспертиза следов на ТС и месте ДТП (транспортно- трасологическая диагностика), а также технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП.
Наряду с приведенными разработан еще один вид САТЭ, инженерно-психофизиологическая экспертиза участников ДТП.
Каждый из указанных видов САТЭ имеет определенный круг задач, которые могут быть решены экспертизой данного вида самостоятельно либо в комплексе с другими видами САТЭ, а также с экспертизами, не относящимися к классу транспортных, — трасологической, медицинской, криминалистической экспертизой материалов, веществ и изделий, металловедческой, технического исследования документов и др.