Технические и правовые особенности буксировки. конструкции плотов
Буксировка древесины в плотах особый вид транспортной работы судоходных компаний как по технике выполнения, так и по особенностям правовых отношений судоходных компаний и грузовладельца, возникающих при буксировке.
Во время буксировки плота на свободной реке вниз сила течения рационально используется для движения плота, что сокращает потребную мощность буксировщика. При одностороннем направлении грузопотока лесных грузов отпадают затраты на возврат порожних судов, что неизбежно при судовых перевозках леса. В плавучем состоянии древесина проще поддается сортировке и хорошо сохраняется.
Рис. . Лесосплав кощелёвыми плотами.
Однако для формирования плотов требуется довольно значительное количество металлических тросов, цепей, якорей. Затраты металла на плотовом сплаве составляют в среднем 650 кг на 1000 м3 древесины. Трудовые затраты на сплотку, формирование и сопровождение плотов, как правило, выше, чем на погрузку леса в суда. Скорость доставки леса в плотах значительно меньше, чем судами. При недостаточной прочности плотов и неблагоприятных путевых и навигационных условиях возможны потери древесины.
Особенность буксировки как транспортной работы состоит в том, что предметом договора является не перевозка груза, а буксировка плавучего средства или сооружения, которое должно быть подготовлено его владельцем в соответствии с требованиями безопасности судоходства и обеспечения сохранности древесины. Буксируемый объект, в частности плот, и находящаяся в его составе древесина продолжают оставаться под ответственностью и наблюдением грузовладельца или уполномоченных им лиц (бригадира плота, проводника, агента). При буксировке не требуются и практически не производятся проверка груза, приемка последнего на склад или судно, погрузка и выгрузка.
Буксировка леса в плотах была широко распространена на внутренних водных путях СССР. В 1950 г. она составляла 46 % всех перевозок речного транспорта.
Сооружение гидроэлектростанций и создание крупных водохранилищ, где скорость течения большей частью погашена, а для сохранности древесины возникла необходимость повысить прочность сплотки, сделало транспортирование леса в плотах менее экономичным. Вследствие этого на Камско-Волжском направлении и Волго-Балте перевозка леса переключается с плотов на суда. В 1980 г. доля буксировки плотов в общем объеме перевозок сократилась до 11%.
Плот представляет собой плавучее сооружение, состоящее из соединенных в определенном порядке пучков бревен. Основной составной единицей плота в условиях механизированной сплотки является пучок, представляющий собой группу бревен продольной укладки овального поперечного сечения, скрепленную поперечными обвязками.
Сохранность древесины во время буксировки плота зависит главным образом от качества пучков. Прочность пучка определяется объемом, плотностью и правильностью укладки бревен и соотношением осей (по ширине и высоте) пучка при условии применения обвязочных тросов или нитей надлежащей прочности.
В практике лесосплава встречаются сплоточные единицы и других типов. Для буксировки по озерам или морским участкам применяют плоты сигарного типа, имеющие обтекаемую форму, более прочное крепление и больший объем.
Предъявляемые на буксировку плоты или суда отправитель обязан оснастить и снабдить инвентарем и такелажем с учетом необходимых требований, укомплектовать командой и привести в состояние, годное для безопасного плавания. Устройствами тормозного управления (якорями, цепями) плоты оснащают в соответствии с правилами буксировки.
Экипаж плота или судна (шкипер, бригадир, члены команды), а также агент (проводник), назначаемые владельцем плота или судна, являются его представителями и несут перед ним ответственность.
Экипаж плота, бригадир или агент (проводник), в частности, обязаны: установить и нести круглосуточную вахту по охране и наблюдения за состоянием плота, инвентаря и такелажа, во время буксировки и на стоянках; обеспечивать действие сигналов; выполнять подъем и спуск средств тормозного управления (цепей, лотов, якорей); предупреждать и устранять повреждения плота и его креплений; не допускать выплыва древесины; учаливать плот на стоянках и при проходе шлюзов; сдавать древесину, такелаж, инвентарь и оборудование получателю в пункте назначения.
Древесину и такелаж из аварийных пучков и челеньев сдают с участием представителей перевозчика.