Тема 6.5. Технико-экономические особенности автомобильного транспорта
Трудно переоценить роль автомобильного транспорта в современной транспортной логистике. Большинство перевозок в настоящее время являются смешанными, и только автомобильный транспорт в силу своей маневренности способен доставить груз до конечного потребителя.
Автомобильный транспорт в основном используется для перевозки небольших потоков грузов на короткие расстояния. Это связанно со сравнительно высокой себестоимостью данного вида транспорта и его малой грузоподъемностью. К достоинствам автомобильного транспорта следует отнести высокую скорость и возможность доставки грузов «от двери до двери» без дополнительных затрат на перегрузку. Однако себестоимость перевозок на автомобильном транспорте весьма высока и в среднем превышает аналогичные показатели речного и железнодорожного транспорта. Высокий уровень себестоимости определяется небольшой грузоподъемностью и, следовательно, производительностью подвижного состава и в этой связи значительным удельным весом заработной платы в общей сумме эксплуатационных расходов. Резервами снижения себестоимости являются в основном интенсивные факторы – повышения коэффициентов использования пробега автомобилей, грузоподъемности, коммерческой скорости.
В России система автомагистралей развита плохо, в связи с этим перевозки осуществляются на небольшие расстояния, в основном, от крупных населенных пунктов в более мелкие. Для сети автодорог характерно радиальное расположение с центрами в крупных городах и промышленных узлах, главные межрайонные трассы идут параллельно железным дорогам. Наибольшее значение имеют автомагистрали, которые расходятся от Москвы по двенадцати направлениям. Главные из них: Москва – Новгород – Санкт-Петербург; Москва – Смоленск – Минск; Москва – Симферополь; Москва – Нижний Новгород.
В России плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием составляет 29 километров на 1000 квадратных километров территории, в то время, как в США – 600 километров, в Великобритании и Франции – более 1500, в Японии – более 3000 километров на 1000 квадратных километров. В Китае, где еще десятилетие назад не была сформирована единая дорожная сеть, сегодня ее протяженность составляет 1,4 миллиона километров, скоростных автострад 16 тысяч километров (это третье место в мире). В Китае каждый сельский населенный пункт имеет подъезд с твердым покрытием, а в России около 50 тысяч населенных пунктов не имеют круглогодичной связи по автомобильным дорогам, что приводит к сворачиванию сельскохозяйственного производства, оттоку населения из этих регионов.
Материально-техническая база автомобильного транспорта состоит из подвижного состава: автомобили, тягачи, прицепы и полуприцепы, автотранспортного предприятия и автомобильных дорог.
Грузовые автомобили различают по грузоподъемности: особо малой – до 0,5 т, малой – от 0,5 до 2 т, средней – от 5 до 15 т и особо большой – более 15т.
Автомобили-тягачи – это автомобили, приспособленные для буксировки прицепов.
Целесообразность использования подвижного состава того или иного типа определяется его эксплуатационно-техническими качествами и конкретными условиями эксплуатации. К эксплуатационно-техническим качествам автомобиля относят его характеристику по габаритам и массе, проходимость, устойчивость и маневренность, подвижность, динамические качества и экономичность.
Типы грузовых автомобилей (по грузоподъемности)
1. Грузовики типа «Газель»: к автомобилям класса "Газель" можно отнести различные модели отечественных и импортных грузовиков. Грузовые отсеки этих автомобилей могут незначительно отличаться по габаритным размерам и, соответственно, объёмам. Объем
9–11 куб.м. Грузоподъемность 1,5–1,7 т. Автомобили данного класса активно используются на внутригородских и междугородних маршрутах малой дальности (до 500 км). Технические характеристики позволяют гарантировать достаточно высокую среднюю скорость (до 100 км/ч.) а компоновка кабины предусматривает место для одного, двух пассажиров (экспедиторов).
2. Грузовики типа «Зил-Бычок»: объем 17 куб.м., грузоподъемность 3,5 т. Автомобили данного класса активно используются на внутригородских и междугородних маршрутах малой и средней дальности (500 –700 км). Технические характеристики позволяют гарантировать достаточно высокую среднюю скорость (до 80 км/ч.). Небольшая нагрузка на ось позволяет этому автомобилю беспрепятственно ездить по территориям с ограничениями на въезд грузового автотранспорта.
3. Грузовики грузоподъемностью 5 тонн: объем 14 –21 куб.м. Используются на внутригородских и междугородних маршрутах малой и средней дальности (500 –700 км).
4. Грузовики грузоподъемностью 10 –15 тонн (10-тонники): объем колеблется от 25 до 60 куб.м. в зависимости от типа грузового отсека. Грузовики данного класса активно используются на междугородних и международных направлениях. Обычно кабина оборудована спальным местом и предусматривает место для экспедитора. Современные модели 10-тонных грузовиков могут комплектоваться пневмоподвеской, что существенно улучшает плавность хода и обеспечивает лучшую сохранность легкобъющегося груза. Машины могут быть оборудованы лифтом.
5. Евротент (еврофура) – условное понятие, обозначающее грузовой автомобиль с полуприцепом имеющим стандартные габаритные размеры (длина – 13,6 м, ширина – 2,45 м, высота – от 2,45 до 2,7 м). Объем евротента – 82 куб.м., грузоподъемность 20–22 т. В еврофуру вмещаются по ширине поставленные поперек 2 европоддона длиной 1200 мм каждый.
Показателями эффективности подвижного состава могут быть себестоимость, производительность, энергоемкость, материалоемкость и др.
Для осуществления перевозок грузов на автомобильном транспорте имеются автотранспортные предприятия (АТП), – это транспортные предприятия комплексного типа, осуществляющие перевозку грузов или пассажиров, хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, а также обеспечение транспортных средств эксплуатационными материалами. Наряду с АТП существуют и гаражи-стоянки, станции технического обслуживания, авторемонтные мастерские, автозаправочные станции.
Все грузы, принимаемые к перевозке, независимо от вида сообщения должны иметь маркировку, одинаковую для всех видов транспорта.
Грузовые автомобильные перевозки различают по следующим признакам:
- отраслевому – перевозки грузов промышленности, строительства, сельского хозяйства, торговли, коммунального хозяйства, почтовые;
- размеру партий грузов – массовые и мелкопартионные перевозки. Массовыми называют перевозки большого объема однородного груза. Крупная партия может быть равна номинальной грузоподъемности автомобиля q, но не меньше qγ (где γ – статический коэффициент использования грузоподъемности). Мелкопартионные перевозки – это называют небольшие партии груза (массой от 10 кг до qγ/2 , т);
- территориальному признаку – городские, пригородные, внутрирайонные, межрайонные, междугородные и международные перевозки;
- способу выполнения: местные – осуществляются одним автотранспортным предприятием; прямого сообщения – при перевозке участвуют несколько автотранспортных организаций; смешанного сообщения – перевозки двумя или несколькими видами транспорта. Одной из форм перевозок смешанного сообщения являются комбинированные. При комбинированных перевозках груз передается с одного вида транспорта на другой без перегрузки. Это достигается, например, путем применения специальных полуприцепов-контрейлеров, перевозимых на железнодорожных платформах или на речных и морских судах;
- времени освоения – постоянные, сезонные и временные перевозки. Постоянные осуществляются на протяжении всего года, сезонные – только в определенное время года, временные носят эпизодический характер;
- организационному признаку – централизованные и децентрализованные. При централизованных перевозках автотранспортные предприятия выступают организаторами доставки грузов получателям, и сами осуществляют этот процесс. При децентрализованных перевозках каждый грузополучатель самостоятельно обеспечивает доставку груза.
Типы грузовых автомобилей, полуприцепов и прицепов (по функциям)
Тент, полуприцеп Предназначен для перевозки большинства видов грузов. Загрузка может производиться сверху, сбоку, сзади. Грузоподъемность: 20–25 тонн. Вместимость: 22–33 европаллета. Полезный объем: от 60–96 куб.м. | |
Рефрижератор, полуприцеп Полуприцеп с холодильной установкой. Предназначен для перевозки скоропортящихся грузов. В грузовом отсеке от сохраняет температуру от +25 до -25°С. Грузоподъемность: 12–22 тонн. Полезный объем: 60–92 куб.м. Вместимость: 24–33 европаллета. "Евростандарт": 20 тонн, 82 куб.м, 32 паллета. Эксплуатация дороже обычных типов машин на 5–25%. | |
Автосцепка Автомобиль плюс прицеп. Преимущество: быстрая погрузка/разгрузка и большой полезный объем. Недостаток: не пригоден для перевозки длинномерных изделий. Грузоподъемность: 16–25 тонн. Полезный объем: 60–120 куб.м. Вместимость: 22–33 европаллета | |
"Jumbo" Полуприцеп повышенной вместимости. Достигается за счет "Г"-образного пола и уменьшенного диаметра колес полуприцепа. Грузоподъемность: до 20 тонн. Полезный объем: 96–110 куб.м. Вместимость: 33 европаллета | |
Контейнеровоз Пригоден для перевозки контейнеров различных видов. Грузоподъемность: 20–30 тонн. | |
Автоцистерна Предназначена для перевозки жидкостей. Грузоподъемность: 12–22 тонн. Объем:8–40 куб.м. | |
Микроавтобус Предназначен для перевозки грузов малого объема и веса. Грузоподъемность: 1–3 тонн. Объем: 3–10 куб.м. Преимущества: низкая себестоимость перевозок, скорость доставки. | |
Автовоз Предназначен для перевозки легковых автомобилей. Грузоподъемность: 20–25 тонн. Вместимость напрямую зависит от длины прицепа в среднем 8–10 автомобилей. | |
Зерновоз Применяется для перевозки зерновых культур. Грузоподъемность: 12–22 тонн.. | |
Самосвал Применяется для перевозки песка и других сыпучих грузов. Грузоподъемность: 12–22 тонн. |