Определение массы тары цистерны
Тара цистерны определяется но формуле
; (1.4)
Масса брутто вагона
; (1.5)
Масса котла с примыкающими частями (лестницы, помосты, сливоналивные устройства и др.)
, (1.6)
где – масса платформы, устанавливаемой под котел цистерны, для унифицированной платформы = 15 т.
Масса котла безрамной цистерны равна
, (1.7)
где – масса тележки вагона, для тележки модели 18-100 (ЦНИИ-ХЗ) = 4,85 т, для 4-осной тележки модели 18-101 = 12 т;
– масса автосцепного устройства одной стороны вагона, для 4-осной цистерны = 0,5 т, для 8-осной – = 0,6 т;
– масса консольной части (опора котла);
– масса тормозного оборудования, для 4-осной цистерны = 0,6 т, для 8-осной = 0,8 т.
Масса брутто котла определяется
. (1.8)
1.3 Расчёт размеров котла
Котел цистерны обычно имеет цилиндрическую форму поперечного сечении. Однако для лучшего использования верхней части габарита может быть применена эллиптическая форма сечения. Рациональна также конструкция, имеющая конические консольные части. Опущенная средняя часть броневого листа этой конструкции способствует более полному сливу жидкого груза. С этой же целью может быть использована форма котла с различными размерами по диаметру, уменьшенными в консольных частях.
Расположение наружных лестниц на цистерне при проектировании также влияет на полноту использования габарита подвижного состава. Если наружные лестницы размещены в средней части котла, то внутренний диаметр котла уменьшается. При переносе лестниц в торцевые части диаметр котла можно увеличить в том же габаритном очертании, что позволяет уменьшить длину цистерны при том же объеме и повысить объемную нагрузку.