III Порядок действия работников, обслуживающих ЭС "Ласточка" в аварийных и нестандартных ситуациях
I. Общие положения
1.1. Настоящая инструкция устанавливает основные положения по эксплуатации электропоездов серии ЭС2Г «Ласточка» на инфраструктуре Малого кольца Московской железной дороги филиала ОАО "РЖД" (далее – МК МЖД) и основные требования к работникам, осуществляющим организацию и управление движением таких поездов.
1.2. В соответствие с особенностями участка обслуживания, а также условиями труда причастных работников поезда, обслуживаемые электропоездами ЭС2Г «Ласточка» классифицируется как наземный городской транспорт города Москвы.
1.3. Эксплуатация электропоездов ЭС2Г «Ласточка» производится с использованием системы ИСУЖТ, после ввода данной системы в соответствие с требованиями нормативных документов ОАО «РЖД».
1.4. По всему полигону МК МЖД ведется суммированный ежесуточный учёт электроэнергии потреблённой подвижным составом на тяговые и нетяговые нужды.
1.5. Порядок информирования ГУП «Московский метрополитен», ГУП «Мосгортранс» и ОАО «Центральная ППК», в случае нарушения графика движения поездов на МК МЖД устанавливается отдельно Московской дирекцией управления движением.
1.6. К управлению ЭС2Г «Ласточка» допускаются лица, имеющие права управления электроподвижным составом, прошедшие медицинское освидетельствование, психофизиологический отбор, специальное обучение, выдержавшие установленным порядком проверку знаний ТРА, устройства и конструкционных особенностей данного электропоезда, настоящей инструкции, получившие положительное заключение машиниста-инструктора.
1.7. Диспетчер поездной (далее – ДНЦ) в своей работе взаимодействует со сменным диспетчером МК МЖД Московской дирекции скоростного сообщения (далее - диспетчер МК МЖД) в вопросах выдачи резервного состава под поезда, внеплановых разменах подвижного состава, неграфиковой смены локомотивных бригад, а так же при сбоях в графике движения МК МЖД.
1.8. При срабатывании устройств контроля схода и волочения деталей железнодорожного подвижного состава (далее - УКСПС) во время прохождения их электропоездом дежурный по железнодорожной станции (далее - ДСП) или ДНЦ обязаны действовать в соответствии с требованиями пункта 14 Общих положений приложения № 8 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286. Воздействие устройств контроля схода подвижного состава (УКСПС) на схему перекрытия напольных (входных) светофоров на запрещающее показание на МК МЖД исключено. При этом, в случае срабатывания УКСПС, индикация на пульте управления ДСП, ДНЦ и передача информационного сообщений машинисту при помощи речевого информатора (или ДСП, ДНЦ участка по поездной радиосвязи при неисправности речевого информатора) сохраняются.
II. Порядок движения и организация пропуска ЭС2Г "Ласточка"
2.1 Максимальные скорости движения электропоездов ЭС2Г "Ласточка", устанавливаются приказом владельца инфраструктуры.
2.2 Регламент переговоров между машинистом и помощником машиниста ЭС2Г "Ласточка", а также порядок переговоров машиниста по поездной радиосвязи с работниками управления движением осуществляется в соответствии с требованиями приложения № 20 к Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации (приложение № 8 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации).
2.3 Местами выдачи бланков предупреждений формы ДУ-61 работникам локомотивных бригад являются помещения дежурного по пункту оборота Московской дирекции скоростного сообщения на станциях Андроновка и Лихоборы (парк Братцево). Бланки предупреждения должны быть вручены заступающей локомотивной бригаде на весь маршрут следования. Бланки предупреждений в электронном виде, заверенные электронной подписью ответственного работника от службы движения, передаются дежурному по пункту оборота. Дежурный по пункту оборота обеспечивает выдачу предупреждений заступающим локомотивным бригадам. В случае неисправности системы дистанционной передачи предупреждений, передача бланков предупреждений локомотивной бригаде осуществляется ответственным работником от службы управления движениям (ДСП, ДСПП).
2.4 Движение ЭС2Г "Ласточка" при следовании по неправильному пути перегона должно осуществляться по показаниям локомотивной системы безопасности БЛОК со скоростью установленной приказом владельца инфраструктуры.
2.5 В случае неустойчивой работы устройств АЛСО машинист обязан сообщить об этом ДСП ближайшей станции или ДНЦ.
2.6 При нарушении исправной работы устройств БЛОК или АЛСО машинист должен сообщить об этом ДНЦ. После получения регистрируемого приказа ДНЦ на следование с неисправным устройством безопасности БЛОК пропуск поезда осуществляется до ближайшей станции для высадки пассажиров. Дальнейший пропуск до пункта оборота локомотивных бригад (основное депо на станции Подмосковная) с неисправным устройством безопасности БЛОК осуществляется по согласованию с ДНЦ и диспетчером МК МЖД. Разрешается следование со скоростью не более 40 км/ч, руководствуясь требованиями, предусмотренными в приложении № 8 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. №286.
2.7 Все нарушения работы устройств БЛОК и АЛСО расследуются установленным порядком.
2.8 При приеме электропоезда на тупиковый путь станции, скорость следования в начале пути приема должна быть не более 25 км/ч, за 100 метров до тупиковой призмы не более 20 км/ч. В связи с конструктивными особенностями тормозного оборудования ЭС2Г "Ласточка" допускается применение комбинированного торможения электропоезда контроллером тяги/торможения при следовании на запрещающий сигнал и на тупиковый путь станции.
III Порядок действия работников, обслуживающих ЭС "Ласточка" в аварийных и нестандартных ситуациях
3.1. При получении информации по поездной радиосвязи от речевого информатора или от ДСП (ДНЦ) о срабатывании устройств КТСМ машинист обязан произвести проверку нагрева буксового узла через комплексную бортовую систему управления (КБСУ). При отсутствии информации в КБСУ по перегретому буксовому узлу или наличии данных по нагреву в пределах рабочих параметров буксы - продолжить движение. При отсутствии информации в КБСУ о нагреве буксового узла, локомотивная бригада обязана на конечной станции (в пункте оборота) проверить на нагрев редукторный узел и подшипниковые щиты тяговых двигателей всего вагона не позднее 5 минут после прибытия поезда.
3.2. При получении сообщения от КБСУ о нагреве одного из буксовых узлов:
3.2.1. При подтверждении КБСУ нагрева одного из буксовых узлов более 120°С, независимо от показаний КТСМ, поезд должен быть остановлен для осмотра;
3.2.2. Возможность дальнейшего следования определяется машинистом исходя из результатов осмотра узла, а также рекомендаций организации, осуществляющей сервисное обслуживание электропоездов:
3.2.3. Во всех случаях вывода с перегона электропоезда с перегретой буксой (нагрев более 140°С) или при наличии признаков ее неисправности скорость следования не должна превышать 20 км/ч. Движение должно осуществляться плавно, с минимальными отклонениями по стрелочным переводам.
3.2.4. При неисправности буксового узла, исключающей вращение колесной пары, скорость следования на станцию не должна превышать 5 км/ч под наблюдением помощника машиниста. Движение поездов по соседнему пути должно быть прекращено.
3.3. Порядок действий локомотивной бригады при срабатывании устройств контроля волочения и схода подвижного состава.
Извещение машинистов о срабатывании устройств УКСПС или КТСМ должно выполняться по поездной радиосвязи. При получении информации о срабатывании УКСПС или устройств контроля волочения КТСМ машинист обязан:
3.3.1. Немедленно принять меры к остановке поезда служебным торможением;
3.3.2. Доложить по радиосвязи машинистам всех поездов о вынужденной остановке на перегоне по причине срабатывания устройств УКСПС;
3.3.3. Направить помощника машиниста для осмотра электропоезда с каждой стороны, с соблюдением требований охраны труда и личной безопасности, на предмет схода вагонов, повреждения пути и нарушения габарита соседнего пути. При обнаружении неисправности, локомотивная бригада должна принять меры к ее устранению. При невозможности самостоятельно устранить неисправность решение об оказании помощи принимается ДНЦ совместно с машинистом электропоезда.
3.3.4. Если при осмотре не обнаружена неисправность подвижного состава, то машинисту разрешается вести поезд с установленной скоростью. При повторном срабатывании УКСПС на одном перегоне поезд принимается на станцию для повторного осмотра подвижного состава локомотивной бригадой.
3.4. Машинист электропоезда, получив сообщение о пожаре (возгорании), срабатывание пожарной сигнализации в вагоне поезда обязан направить в данный вагон помощника машиниста с средствами пожаротушения для осмотра указанного вагона.
Запрещено оставлять невыясненной причину срабатывания пожарной сигнализации (сообщение о пожаре):
3.4.1. После визуального осмотра вагона, в случае выявления ложного срабатывания, помощник машиниста перезапускает систему пожарной сигнализации данного вагона. При невозможности восстановления работоспособности системы пожарной сигнализации, пожарная сигнализации данного вагона отключается, о чем локомотивной бригадой делается соответствующая запись в журнале формы ТУ-152.
3.4.2. В случае обнаружения возгорания в вагоне локомотивная бригада обязана:
3.5.2.1 Принять меры к остановке поезда в удобном для тушения пожара месте, закрепить состав стояночными тормозами или тормозными башмаками (не допускается останавливать поезд на искусственных сооружениях и под ними, а также в других местах, препятствующих эвакуации пассажиров и организации тушения пожара), предварительно опустив токоприемники;
3.5.2.2 Сообщить ДНЦ (ДСП) о случае пожара, месте остановки и необходимой помощи;
3.5.2.3 После остановки и закрепления поезда машинист, исходя из сложившейся обстановки, должен потребовать через ДНЦ снятия напряжения в контактной сети, зафиксировав в журнале формы ТУ-152 номер приказа и время снятия напряжения.
3.5.2.4 Приступить совместно с помощником машиниста к организации эвакуации пассажиров и тушению пожара, использую имеющиеся на электропоезде средства пожаротушения.
3.5.2.5 В случае невозможности ликвидировать пожар имеющимися средствами пожаротушения необходимо заблокировать межвагонные двери для предотвращения дальнейшего распространения огня.
3.5.2.6 При возникновении необходимости покинуть состав, локомотивной бригадой изымается кассета регистрации БЛОК, бланки предупреждений, журнал формы ТУ-152, а также другая документация, находящаяся на поезде.
3.6 ДСП и ДНЦ, при получении сообщения о пожаре ЭС "Ласточка", обязаны прекратить отправление поездов с ограничивающих перегон станций, кроме поездов, отправляемых для ликвидации пожара и принять меры к остановке ранее отправленных поездов.
3.7 В случаях остановки поезда по причине технической неисправности подвижного состава или объектов инфраструктуры машинист электропоезда обязан немедленно доложить ДСП или ДНЦ, а также машинистам вслед идущих поездов о месте остановки, с указанием километра и пикета, результатах осмотра, принимаемых мерах и о возможности дальнейшего следования. В случае устранения неисправности по согласованию с ДНЦ разрешается продолжить следование с установленной скоростью.
3.8 При выявлении нахождения человека (группы людей) в габарите подвижного состава в пределах видимости по маршруту следования поезда машинист обязан применить экстренное торможение с одновременной подачей звуковых сигналов большой громкости. Экстренное торможение выполняется контроллером машиниста или ударной кнопкой экстренного торможения. Об остановке поезда машинист электропоезда обязан проинформировать ДНЦ, ДСП.
3.9 В случае возникновения транспортного происшествия, повлекшего причинение вреда жизни или здоровью граждан, не связанных с производственной деятельностью на железнодорожном локомотивная бригада организовывает:
3.9.1 Оказание помощи пострадавшим (машинист направляет помощника машиниста с аптечкой к пострадавшим);
3.9.2 Вызов скорой медицинской помощи через ДНЦ, ДСП ближайшей станции;
3.9.3 Отправку пострадавшего до ближайшей пассажирской платформе остановочного пункта или станции, где имеется возможность подъезда машины скорой помощи, при невозможности прибытия на место транспортного происшествия медицинских работников.
Если наезд произошел на станции или перегоне, где имеется возможность подъезда машины скорой помощи, пострадавший передается медицинским работникам, работникам полиции или работникам ОАО «РЖД» с обязательным отражением в рапорте фамилий работников, кому был передан пострадавший.
Если у пострадавшего (пострадавших) имеются повреждения, не совместимые с жизнью, помощник машиниста сообщает об этом машинисту и возвращается в кабину управления.
3.10 Порядок действия локомотивной бригады при обнаружении или получения информации о наличии посторонних лиц, находящихся на внешних частях электропоезда:
3.10.1. Остановить поезд применением служебного торможения по возможности в пределах пассажирских платформ, на станции – не проезжая выходного светофора (за исключением мостов и других искусственных сооружений);
3.10.2. Немедленно сообщить по радиосвязи о причинах вынужденной остановки машинистам всех поездов, ДСП (ДНЦ) с указанием точного места остановки.
3.10.3. Проинформировать пассажиров о неграфиковой остановке поезда, по внутрисалонной связи вызвать сотрудников полиции и/или охраны сопровождающих поезд, к месту обнаружения посторонних лиц для пресечения противоправных действий и удаления посторонних лиц;
3.10.4. Машинист электропоезда обязан лично или через помощника машиниста электропоезда осуществить визуальный осмотр поезда;
3.10.5. О результатах осмотра, принятых мерах, а так же о возможности дальнейшего движения сообщить ДСП (ДНЦ);
3.10.6. При необходимости затребовать через ДСП или ДНЦ к составу поезда сотрудников полиции (при их отсутствии в поезде) для пресечения противоправных действий и удалению посторонних лиц, а при наличии пострадавших вызвать скорую помощь, в зависимости от обстоятельств, доставить пострадавшего (пострадавших) до станции;
3.10.7. В случае обнаружения или получения информации о проезде посторонних лиц на крыше обслуживаемого электропоезда, машинист электропоезда дополнительно к указанным мерам, обязан:
- опустить токоприемники;
- сообщить ДСП (ДНЦ) о необходимости снятия напряжения в контактной сети.
- в случае отказа от добровольного ухода посторонних лиц с крыши электропоезда машинист обязан сообщить ДСП (ДНЦ) о необходимости вызова сотрудников полиции, а так же бригаду района контактной сети.
3.10.8. Машинисту запрещается поднимать токоприемники (в случае их опускания) и приводить поезд в движение, при наличии посторонних лиц, находящихся на внешних частях электропоезда;
3.10.9. Отправление поезда с перегона или станции осуществляется по согласованию с ДСП (ДНЦ) после удаления сотрудниками полиции посторонних лиц с внешних частей электропоезда или их добровольного ухода;
3.11 В случае появления на интерфейсе КБСУ сообщения о включении "Стоп-крана" в составе, машинист обязан в течение 5 секунд нажать кнопку "Отмена стоп-крана", расположенную на передней правой панели пульта управления, тем самым зашунтировать алгоритм срабатывания принудительного торможения. Причину включения «Стоп-крана» обязан выяснить помощник машиниста. Оставлять причину включения "Стоп-крана" не выясненной категорически запрещается.
3.12 При заклинивании колесной пары поезд должен быть остановлен плавным служебным торможением. После остановки поезда и опускания токоприемников локомотивная бригада электропоезда определяет причину заклинивания колесной пары. При этом проверяется нагрев букс, подшипников тяговой передачи, подвески редуктора тягового электродвигателя, наличие и глубину ползунов на поверхности катания колеса, крепление тягового электродвигателя к раме тележки.
3.13 При заклинивании колесной пары из-за разрушения редуктора, его подвески, буксового узла и наличия ползунов, поезд следует до ближайшей станции со скоростью 3-5 км/час, при этом на неисправном вагоне должен находиться помощник машиниста, пассажиры должны быть переведены в другие вагоны.
3.14 Порядок действий локомотивной бригады при срабатывании аппаратов защиты, выявленных КБСУ, определяется рекомендациями завода изготовителя.
3.15 Порядок действия локомотивной бригады ЭС "Ласточка" при срабатывании КБСУ на опускание токоприемников или пропадания напряжения в контактной сети:
3.15.1 Если снятие напряжения в контактной сети совпало с интенсивным набором тяги, машинист должен перевести рукоятку контроллера тягового усилия в положение "0", не опуская токоприемники и наблюдая за состоянием контактной сети, следовать на выбеге. Если напряжение не подается, то по истечению 2-х минут с момента пропадания напряжения в контактной сети опустить токоприемники, после уведомления ДНЦ о подаче напряжения в контактную сеть, поднять токоприемники;
3.15.2 При принудительном опускании токоприемников системой КБСУ без раскачивания контактной сети, появления вспышек и т.п., то машинист совместно с помощником машиниста осматривают состояние контактной сети и выясняют причину опускания токоприемников по информационным сообщениям КБСУ. Если признаков повреждения контактной сети не обнаружено, то машинист следует на выбеге до ближайшей станции (или иного места, где удобно произвести осмотр крышевого оборудования), где производит остановку поезда для визуального осмотра состояния токоприемников, о чем докладывает ДСП, ДНЦ. В случае исправности токоприемников машинист через ДСП выясняет о наличии напряжения в контактной сети и поднимает токоприемники для продолжения движения;
3.15.3 Если принудительное опускание токоприемников системой КБСУ совпало с раскачиванием и провисанием проводов контактной сети или вспышкой электрической дуги, машинист немедленно принимает меры к экстренной остановке поезда. Об остановке поезда и ее причинах информирует ДСП, ДНЦ и локомотивные бригады вслед идущих и встречных поездов. После остановки поезда машинист совместно с помощником машиниста производят осмотр крышевого оборудования и токоприемников с земли, с соблюдением требований охраны труда и техники безопасности. После осмотра токоприемников и контактной сети, если их повреждение не обнаружено, выясняет у ДСП, ДНЦ о наличии напряжения в контактной сети и поднимает токоприемники для дальнейшего следования;
3.15.4 В случае обнаружения повреждения токоприемников или контактной сети, необходимо действовать в соответствии с требованиями соответствующих документов ОАО "РЖД";
3.16 В случаях длительного отсутствия напряжения в контактной сети или отстое при опущенных токоприемниках, во избежание разряда аккумуляторной батареи категорически запрещается включать любые потребители электроэнергии, кроме радиостанции в рабочей кабине управления.