Глава 3 обязанности сотрудника дорожно-патрульной службы
24. Сотрудник ДПС обязан:
24.1. знать требования Правил дорожного движения, основания и условия административной ответственности, административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 63, 2/946) (далее – КоАП), порядок административного процесса, права и обязанности его участников, а также порядок исполнения административного взыскания, требования иных актов законодательства Республики Беларусь в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также положения настоящей Инструкции;
24.2. располагать сведениями об оперативной обстановке в зоне поста, маршрута патрулирования, закрепленного участка, доведенными на инструктажах перед заступлением на службу и совещаниях;
24.3. знать место расположения и радиопозывные ближайших нарядов дорожно-патрульной службы, место нахождения ОВД, общественных пунктов охраны правопорядка, представителей добровольных дружин по охране правопорядка на территории обслуживания и систему связи с ними, места расположения и режим работы организаций здравоохранения, охраняемых автостоянок, станций технического обслуживания и других объектов сервиса на закрепленном участке;
24.4. получить по прибытии на пост, маршрут патрулирования от сменяемого сотрудника ДПС информацию об оперативной обстановке, имевших место происшествиях, проводимых на дорогах ремонтно-строительных и иных работах, поступивших указаниях и сообщениях, исправности технических средств организации дорожного движения, а также другие сведения, имеющие прямое отношение к выполнению должностных обязанностей;
24.5. проверить в случае, если в предшествующую смену надзор за дорожным движением на посту, маршруте патрулирования не осуществлялся, состояние технических средств организации дорожного движения, дорог, порядок проведения на них ремонтно-строительных и других работ;
24.6. доложить о принятии поста, маршрута патрулирования и выявленных недостатках непосредственному начальнику;
24.7. принимать меры общей и индивидуальной профилактики правонарушений, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь;
24.8. выявлять и пресекать непосредственно обнаруженные преступления и административные правонарушения, выяснять в пределах компетенции причины и обстоятельства, способствующие их совершению, в пределах своей компетенции вести административный процесс при наличии поводов и оснований к его началу и отсутствии обстоятельств, исключающих такой процесс;
24.9. проверять у водителей, задержанных за совершение правонарушений, наличие документов, предусмотренных Правилами дорожного движения;
24.10. докладывать в течение суток о выявленном административном правонарушении, совершенном иностранным гражданином, который в соответствии с международными договорами Республики Беларусь пользуется иммунитетом от административной юрисдикции, непосредственному начальнику для направления в трехдневный срок материалов в УГАИ МВД и разрешения вопроса об ответственности указанного иностранного гражданина за административное нарушение дипломатическим путем;
24.11. при получении информации о готовящемся преступлении немедленно сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел или доложить непосредственному начальнику и принять возможные меры к его предотвращению;
24.12. при получении сведений от граждан о совершенных (совершаемых) преступлениях, административных правонарушениях и информации о происшествиях записать все установочные данные о заявителях, конкретном месте их совершения, кем и против кого оно совершено, и другую информацию, имеющую значение для их раскрытия. Немедленно, принять возможные меры по пресечению преступления, административного правонарушения, оказанию необходимой помощи пострадавшим, выявлению и задержанию лиц, совершивших преступление, административное правонарушение, установлению очевидцев, сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел. До прибытия следственно-оперативной группы (далее – СОГ) обеспечить охрану места преступления, административного правонарушения, сохранность следов и вещественных доказательств;
24.13. производить неотложные действия на месте ДТП, всесторонне, полно и объективно проводить проверку обстоятельств и причин его возникновения;
24.14. по прибытии на место ДТП СОГ действовать в соответствии с указанием ее руководителя, о чем доложить в ОДС подразделения ГАИ или ОВД (при отсутствии ОДС в подразделении ГАИ);
24.15. выявлять и задерживать лиц, объявленных в розыск, транспортные средства, водители которых скрылись с мест ДТП, а также используемые в противоправных целях, и на которые компетентными органами наложен арест;
24.16. оказывать, в пределах своей компетенции, помощь гражданам, пострадавшим от несчастных случаев, а также находящимся в состоянии, опасном для их здоровья и жизни;
24.17. осуществлять при необходимости регулирование дорожного движения, в том числе путем подачи сигналов жезлом, жестом руки согласно приложению 4;
24.18. предупреждать участников дорожного движения о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить. Предупреждение осуществляется регулировочно-распорядительными действиями, а также ограждением опасных участков дороги, в том числе с применением транспортного средства оперативного назначения с включенными проблесковыми маячками в соответствии с Правилами дорожного движения;
24.19. быть вежливым и внимательным к гражданам;
24.20. при вынужденной обстановке оказывать содействие водителям в выведении транспортных средств за пределы проезжей части дороги, по возможности в устранении возникших технических неисправностей, своевременной доставке пассажиров и грузов к месту назначения, а также помощь пешеходам, особенно инвалидам, людям пожилого возраста и детям при пересечении ими проезжей части улиц;
24.21. оказывать содействие в беспрепятственном проезде транспортных средств оперативного назначения, аварийно-спасательных служб в районы аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций (далее – чрезвычайные ситуации), по команде ОДС подразделения ГАИ или ОВД (при отсутствии ОДС в подразделении ГАИ) осуществлять охрану общественного порядка в этих местах и получение средств индивидуальной защиты дыхательных путей и кожных покровов;
24.22. изучать порядок и условия движения транспортных средств и пешеходов и вносить в порядке, установленном Инструкцией о порядке деятельности подразделений организации дорожного движения и дорожной инспекции Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 13 июня 2005 г. № 181 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 108, 8/12778), предложения по улучшению организации дорожного движения и повышению его безопасности;
24.23. осуществлять контроль за состоянием улично-дорожной сети и исправностью технических средств организации дорожного движения, исправностью наружного освещения, принимать возможные меры к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения, препятствий для дорожного движения и обозначению опасных участков, соблюдению требований по обеспечению безопасности дорожного движения при проведении на дорогах ремонтно-строительных и других работ;
24.24. докладывать по окончании несения службы своему непосредственному начальнику о результатах работы;
24.25. выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь.
25. При несении службы нарядом в составе двух или более сотрудников ДПС назначается старший наряда (непосредственный руководитель).
26. Старший наряда обязан:
26.1. организовать работу состоящих в наряде сотрудников ДПС, докладывать непосредственному начальнику (командиру) о необходимости внесения изменений в их расстановку и порядок несения ими службы в зависимости от складывающейся оперативной обстановки;
26.2. осуществлять контроль за несением службы сотрудниками ДПС и оказывать им практическую помощь при выполнении поставленных задач;
26.3. проверять правильность ведения служебной документации, качество оформления материалов ДТП и по делам об административных правонарушениях, принимать немедленные меры по устранению выявленных недостатков;
26.4. контролировать правильность использования оперативно-технических и специальных средств.