ИНСТРУКЦИЯ об организации работы подразделений дорожно-патрульной службы Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь

Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Подразделения дорожно-патрульной службы Государственной автомобильной инспекции милиции общественной безопасности Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – дорожно-патрульная служба) осуществляют государственный контроль в области дорожного движения, решают задачи профилактики, выявления, пресечения преступлений, административных правонарушений, розыска лиц, их совершивших, обеспечения личной и имущественной безопасности граждан, общественной безопасности, охраны общественного порядка в пределах компетенции, установленной настоящей Инструкцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.
При решении указанных задач дорожно-патрульная служба взаимодействует с другими подразделениями органов внутренних дел (далее – ОВД), государственными органами и иными организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.
2. Сотрудники Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь при осуществлении контроля за соблюдением участниками дорожного движения Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г. № 189, 1/6961) (далее – Правила дорожного движения), либо организации работы подразделений дорожно-патрульной службы руководствуются настоящей Инструкцией.
3. Дорожно-патрульная служба является структурным подразделением управления Государственной автомобильной инспекции милиции общественной безопасности Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – УГАИ МВД), управления Государственной автомобильной инспекции милиции общественной безопасности главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета (далее – УГАИ ГУВД), управлений Государственной автомобильной инспекции милиции общественной безопасности управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов (далее – УГАИ УВД), отделов (отделений) Государственной автомобильной инспекции милиции общественной безопасности районных, городских, районных в городах, управлений, отделов внутренних дел (далее – ОГАИ), отделения Государственной автомобильной инспекции Минского отдела внутренних дел на воздушном транспорте управления внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
4. В состав дорожно-патрульной службы могут входить строевые подразделения (в том числе специальные или специализированные): полки, батальоны, роты, взводы, группы, а также мобильные строевые подразделения, создаваемые в качестве резерва для реагирования на осложнение оперативной обстановки в области дорожного движения, проведения специальных мероприятий по пресечению преступлений и административных правонарушений, связанных с эксплуатацией транспортных средств.
5. Специальные подразделения дорожно-патрульной службы создаются по решению Министра внутренних дел Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
6. Дорожно-патрульная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 263-З «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г. № 2/1360), Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 313-З «О дорожном движении» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г. № 2/1410), настоящей Инструкцией и иными актами законодательства Республики Беларусь.
7. Для целей настоящей Инструкции применяются следующие основные термины и их определения:
автомобиль сопровождения – транспортное средство Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, на наружную поверхность которого нанесена специальная цветографическая схема, оборудованное устройствами для подачи специальных звуковых сигналов и проблесковыми маячками синего и красного цвета и используемое для сопровождения;
гласный контроль – контроль за выполнением возложенных на сотрудников дорожно-патрульной службы (далее – сотрудников ДПС) обязанностей, осуществляемый в открытой форме непосредственно на месте несения ими службы;
дислокация постов и маршрутов патрулирования (далее – дислокация) – утвержденное руководителем соответствующего органа внутренних дел, место расположения нарядов дорожно-патрульной службы на местности;
дорожно-транспортное происшествие (далее – ДТП) – происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства, в результате которого причинен вред жизни или здоровью физического лица, его имуществу либо имуществу юридического лица;
закрепленный участок – территория местности, включающая одну или несколько дорог (часть дороги), населенный пункт (его часть), на которой сотрудник ДПС выполняет возложенные на него приказом начальника ОВД обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения (далее – должностные обязанности);
зона поста дорожно-патрульной службы (далее – пост) – территория поста с прилегающим к ней участком дороги (местности), в пределах которой наряд подразделения дорожно-патрульной службы (далее – наряд) выполняет свои должностные обязанности;
индивидуальная профилактика правонарушений – деятельность, осуществляемая сотрудниками ДПС по оказанию корректирующего воздействия на граждан, совершивших правонарушения, в целях недопущения совершения ими новых правонарушений;
конструкция транспортного средства – комплекс агрегатов, узлов, деталей и иных элементов единичного экземпляра транспортного средства, предусмотренный предприятием изготовителем при его производстве, и предметов дополнительного оборудования транспортных средств, отвечающих требованиям технических нормативных правовых актов;
контроль за конструкцией транспортных средств – проверка соответствия конструкции транспортных средств требованиям технических нормативных правовых актов;
контроль за техническим состоянием транспортных средств – проверка соответствия технического состояния транспортных средств, участвующих в дорожном движении, требованиям технических нормативных правовых актов;
контрольно-пропускной пункт – место дислокации наряда, выставляемого для обеспечения пропускного режима или ограничения движения транспортных средств и пешеходов в определенной местности при введении режима чрезвычайного положения, проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, других чрезвычайных ситуаций и их ликвидации;
маршрут патрулирования – определенное дислокацией направление движения нарядов;
наряд – сотрудник ДПС или несколько сотрудников, назначенных для несения службы на постах, маршрутах патрулирования, закрепленных участках;
негласный контроль – контроль за выполнением возложенных на сотрудника ДПС обязанностей, осуществляемый в скрытой форме и заключающийся в визуальном, либо с помощью технических средств наблюдении за его работой в условиях, затрудняющих обнаружение проверяющего проверяемым сотрудником, при необходимости с опросом водителей остановленных транспортных средств с последующей открытой проверкой составленных сотрудником ДПС процессуальных документов и материалов. Предметом негласного контроля могут быть не только действия отдельных сотрудников ДПС, но и порядок организации деятельности дорожно-патрульной службы, управления силами и средствами при выполнении служебных задач, качество исполнения гласного контроля и другие вопросы;
общая профилактика правонарушений – деятельность, осуществляемая сотрудниками ДПС по предотвращению и пресечению правонарушений, выявлению, анализу, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также выявлению, учету, правовому воспитанию граждан, склонных к противоправному поведению;
оперативно-технические и специальные средства – приборы измерения скорости движения, обнаружения и фиксации нарушений Правил дорожного движения, устройства для выявления подделок документов, изменений идентификационного номера транспортного средства, для принудительной остановки транспортных средств, другие технические устройства, наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества (далее – специальные средства, если не указано иное);
патруль – подвижной наряд, состоящий из одного или нескольких сотрудников ДПС и выполняющий возложенные на него обязанности путем обхода (объезда) установленного маршрута патрулирования;
переоборудование транспортного средства – внесение в конструкцию транспортного средства изменений весовых, габаритных и иных параметров транспортного средства, не предусмотренных нормативно-технической документацией предприятия-изготовителя;
пост – определенное дислокацией место, на котором сотрудники ДПС выполняют свои должностные обязанности;
правонарушение – противоправное виновное действие (бездействие), за совершение которого предусмотрена уголовная или административная ответственность;
профилактика правонарушений – система социальных, правовых и иных мер общей и индивидуальной профилактики правонарушений, принимаемых в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь;
распорядительно-регулировочные действия – регулирование дорожного движения путем подачи сигнала жезлом, жестом руки, которое осуществляется в местах временных задержек в движении, при проведении массовых и специальных мероприятий, при неисправности светофорных объектов, при обеспечении перехода дорог пешеходами и в других случаях изменения организации дорожного движения;
сопровождение – комплекс мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения по маршруту следования транспортных средств с применением автомобилей сопровождения;
стационарный пост – место несения службы нарядами, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности;
транспортное средство – устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования;
транспортное средство оперативного назначения – транспортное средство, имеющее специальную цветографическую окраску и (или) световую и звуковую сигнализацию;
участник дорожного движения – физическое лицо, находящееся в пределах дороги в (на) транспортном средстве или вне его, за исключением регулировщика и работника, выполняющего в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы.
8. Основными задачами и функциями дорожно-патрульной службы являются:
8.1. защита жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, защита прав и законных интересов организаций в сфере дорожного движения, участие в обеспечении личной и имущественной безопасности граждан;
8.2. профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения и обеспечения его безопасности, ведение административного процесса в соответствии с компетенцией;
8.3. обеспечение безопасного и беспрепятственного движения транспортных средств и пешеходов;
8.4. оказание на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, помощи участникам дорожного движения, государственным органам, общественным объединениям и иным организациям, в осуществлении их законных прав, интересов и возложенных на них обязанностей;
8.5. государственный контроль за соблюдением требований нормативных правовых актов участниками дорожного движения, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими автомобильные перевозки пассажиров или грузов, организациями государственного дорожного хозяйства, определяющих:
права и обязанности участников дорожного движения;
правила содержания автомобильных дорог и улиц, дорожных сооружений и железнодорожных переездов в безопасном для дорожного движения состоянии;
правила, нормативы и стандарты при установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;
требования безопасности движения при перевозках тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов;
правила переоборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении;
8.6. регулирование дорожного движения, обеспечение изменения организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;
8.7. участие в организации и проведении мероприятий по розыску:
угнанных, похищенных транспортных средств, а также транспортных средств и участников дорожного движения, скрывшихся с мест ДТП;
лиц, совершивших преступления, административные правонарушения, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный или административный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
8.8. осуществление неотложных действий на месте ДТП, а также принятие мер по оказанию пострадавшим доврачебной медицинской помощи, доставке пострадавших в организации здравоохранения, обеспечению безопасности дорожного движения на месте дорожно-транспортного происшествия, содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и обеспечении сохранности имущества, оставшегося без присмотра на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;
8.9. реагирование на принятые заявления и сообщения о преступлениях, административных правонарушениях, информацию о происшествиях и на непосредственно обнаруженные признаки преступления, либо административного правонарушения;
8.10. сопровождение (эскортирование) транспортных средств, самоходных машин в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Беларусь;
8.11. выявление и принятие мер в пределах своей компетенции по устранению причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушению Правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения;
8.12. информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке в области дорожного движения и обеспечении его безопасности, причинах ДТП и принимаемых мерах по их предупреждению.
8.13. участие в пределах своих полномочий в обеспечении безопасности охраняемых лиц, определяемых Законом Республики Беларусь от 11 июня 1998 г. № 168-З «О государственной охране» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г. № 2/700) и Президентом Республики Беларусь, защиты охраняемых объектов.
Запрещается привлекать сотрудников ДПС для выполнения функций, не предусмотренных настоящей Инструкцией.

Глава 2
РАССТАНОВКА СИЛ И СРЕДСТВ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

9. Работа дорожно-патрульной службы организуется, исходя из наличия сил и средств и принципа их концентрации в местах, характеризующихся напряженной дорожной обстановкой. При этом учитываются: состояние безопасности дорожного движения на обслуживаемой территории, протяженность автомобильных дорог и улиц, особенности условий движения по ним, интенсивность движения транспортных средств и пешеходов в различные периоды времени (часы суток, дни недели, времена года).
10. Расстановка сил и средств дорожно-патрульной службы осуществляется в соответствии с обязательными нормами ежесуточного выставления нарядов на основании утверждаемой Дислокации постов и маршрутов патрулирования согласно приложению 1, заносится в книгу постовых ведомостей расстановки нарядов согласно приложению 2 (далее – книгу постовых ведомостей) и представляется в оперативно-дежурную службу (далее – ОДС) подразделения Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – ГАИ) или ОВД (при отсутствии ОДС в подразделении ГАИ).
11. Дислокация разрабатывается начальником УГАИ ГУВД-УВД, либо лицом, его замещающим, начальником (командиром) строевого подразделения дорожно-патрульной службы, ОГАИ в границах обслуживаемой территории на основе анализа состояния безопасности дорожного движения по месту, дням, времени суток совершения ДТП и с учетом особенностей условий движения по дорогам, режима работы организаций, учреждений образования, других объектов, работа которых обуславливает увеличение интенсивности потоков транспортных средств и пешеходов.
12. Дислокация включает: обязательные нормы выставления сотрудников ДПС и транспортных средств, перечень постов и маршрутов патрулирования, в том числе дополнительных, подлежащих закрытию в период осложнения оперативной обстановки, виды нарядов, порядок взаимодействия и связи между ними и другие необходимые сведения.
13. Количество постов и маршрутов патрулирования может превышать рассчитанное по обязательным нормам выставления нарядов. Они подразделяются на подлежащие обязательному выставлению и посты, маршруты патрулирования, выставляемые в зависимости от оперативной обстановки, складывающейся в течение дней недели или суток. Решение о маневрировании силами и средствами принимается начальником ГАИ, начальником (командиром) строевого подразделения дорожно-патрульной службы и фиксируется в книге постовых ведомостей, о чем сообщается в ОДС подразделения ГАИ или ОВД (при отсутствии ОДС в подразделении ГАИ).
14. Обязательная норма ежесуточного выставления нарядов определяется для строевого подразделения дорожно-патрульной службы на год путем деления штатной численности на коэффициент потребности сотрудников, который составляет 2,2 для постов и маршрутов патрулирования, выставляемых по 8 часов в сутки. Если это время составляет более 8 часов, то на каждый час коэффициент увеличивается на 0,26 единицы.
15. При проведении на территории обслуживания мероприятий, требующих значительного увеличения плотности нарядов за счет привлечения к службе сотрудников ДПС в выходные и праздничные дни, в целях компенсации начальник ГАИ, начальники (командиры) строевых подразделений дорожно-патрульной службы вправе в последующие дни произвести обоснованное сокращение обязательных норм ежесуточного выставления нарядов.
16. Дислокация УГАИ ГУВД-УВД согласовывается с начальником УГАИ МВД, утверждается руководством ГУВД, УВД соответственно и пересматривается не реже одного раза в год.
Дислокация ОГАИ и строевых подразделений дорожно-патрульной службы ГАИ ГУВД-УВД согласовывается с начальником УГАИ ГУВД-УВД, утверждается руководством соответствующего ОВД и пересматривается не реже одного раза в год.
В случаях, когда автомобильные дороги и улицы, обслуживаемые строевым подразделением дорожно-патрульной службы, проходят по территории нескольких районов (города, городов), дислокация согласовывается с руководителями соответствующих ОВД.
17. На каждый пост, маршрут патрулирования составляется карточка поста, маршрута патрулирования согласно приложению 3 в двух экземплярах, один из которых хранится в ОДС подразделения ГАИ или ОВД (при отсутствии ОДС в подразделении ГАИ), а второй выдается старшему наряда на время несения службы.
18. Режим работы сотрудников строевого подразделения дорожно-патрульной службы определяется распорядком дня и графиком, в котором указываются дни и часы (смены) несения службы каждым сотрудником и его выходные дни, которые утверждаются начальником (командиром) строевого подразделения дорожно-патрульной службы, а подразделений, входящих в состав территориального ОВД – его начальником.
19. Служебное время определяется нахождением нарядов в оперативном подчинении ответственного дежурного строевого подразделения дорожно-патрульной службы или иных должностных лиц, осуществляющих руководство службой (с начала инструктажа до поступления команды об окончании службы).
20. Для сотрудников ДПС устанавливается общая продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю. В случае необходимости начальник ГАИ (лицо, его замещающее), начальник ОВД, командир (начальник) строевого подразделения дорожно-патрульной службы ГАИ своим приказом может увеличивать продолжительность рабочего времени сотрудников ДПС в пределах норм, установленных законодательством Республики Беларусь.
21. За несение службы сверх установленного законодательством Республики Беларусь рабочего времени, а также в выходные и праздничные дни производится дополнительная оплата или предоставляется отдых в другие дни в соответствии с действующим законодательством.
22. Планирование работы, учет и анализ ДТП осуществляются сотрудниками ОВД, на которых эти задачи возложены должностными обязанностями, в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – МВД).
23. Организация контроля за служебной деятельностью дорожно-патрульной службы и оказания практической и методической помощи возлагается на отделы, отделения, группы дорожно-патрульной службы УГАИ МВД, УГАИ ГУВД, УГАИ УВД.

Наши рекомендации