Понятие и сущность таможенной логистики
Таможенная логистика - отдельный перечень мероприятий, направленный на решение различных вопросов, связанных с организацией международных доставок продукции и товаров.
В таможенную логистику входят работы по подготовке документов, по проведению рейсов, по проверке грузов соответствию декларациям и многое другое.
В широкое понимание таможенной логистики следуют включить следующие действия и услуги компаний:
- экспертная оценка грузов необходимая для заполнения декларации;
- помощь в заполнении декларации;
- лицензирование, сертификация и получение документации на продукцию и товары;
- таможенное оформление как импортных, так и экспортных грузов;
- консультирование по вопросам российского и иностранного таможенного законодательства;
- послетаможенное сопровождение грузов;
- услуги по ответственному хранению грузов;
- множество прочих услуг, прямо или косвенно связанных с организацией международных перевозок грузов.
Как видно, таможенная логистика предназначена для решения сложных задач, призванных сделать процессы импорта и экспорта продукции и товаров наиболее оптимальными и менее затратным.
Использование принципов обычной логистики, а это оптимизация схем, ресурсов, как вещных (товары, транспорт), так и нематериальных (информация, человеческие ресурсы и прочее), даёт возможности оптимизировать процессы, связанные с международными перевозками грузов.
Ставящая основной целью вопросы оптимизации и адаптации схем доставки продукции, таможенная логистика привлекает для этого нестандартные подходы.
В том числе основанные на профессионализме и богатом опыте специалистов, которые работают в области международного и таможенного права.
Обычно решения вопросов таможенной логистики стоят дорого, но результаты, получаемые при правильной постановке дела, окупают ожидания.
Вопрос о целесообразности применения таможенной логистики следует ставить, если:
- компания имеет основания выходить со своим товаром на международный рынок;
- компания имеет желание использовать продукцию или сырьё заграничного производства;
- задача компании стоит в том, чтобы стать дистрибьютором или оптовым продавцом продукции заграничного производства;
- а также в прочих случаях, когда компании необходимы регулярные транспортные каналы для экспорта и импорта продукции.
К таможенной логистике в настоящее время привлечено внимание влиятельных международных организаций, таких как ООН и Всемирная торговая организация (ВТО). Упрощение процедур торговли и транспортного обслуживания обретает все большее значение для конкурентоспособности стран и их потенциала в области развития.
Большая исследовательская, аналитическая, консультационная работа, а также техническая помощь развивающимся странам по упрощению торговых процедур (так называемое «trade facilitation») ведется Европейской Экономической Комиссией ООН (ЕЭК ООН) и Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
В исследовании ЮНКТАД, посвященном повышению эффективности торговли, отмечалось, что расходы на документацию составляют от 3,5% до 7% от стоимости товара в международной торговле.
В проведенном Организацией экономического сотрудничества и развитии (ОЭСР) в 2003 г. научном обзоре, посвященному выгодам упрощения процедур торговли, указывалось, что выигрыш от упрощения процедур торговли колеблется от 0,04% до 2,3 % ВВП, а торговые издержки сокращаются на 0,2 % - 10 %. Сокращение операционных торговых издержек на 1 % ведет, в среднем, к росту благосостояния, эквивалентному 0,13% ВВП.
В докладе Всемирного Банка о глобальных экономических перспективах утверждается, что прогресс в упрощении процедур глобальной торговли и транспортировки приведет к увеличению объема мировой торговли продукцией обрабатывающей промышленности примерно на 377 млрд. долл., т.е. на 9,7 %.
Упрощение процедур торговли и транспортного обслуживания находится в неразрывной взаимосвязи и взаимовлиянии с общим экономическим уровнем развития страны. Большинство мер по упрощению процедур торговли непосредственно влияют на эффективность как внешней, так и внутренней торговли страны, оказывают воздействие на общее состояние человеческого капитала страны, ее нормативно-правовую базу, инфраструктуру и использование информационных технологий. Взаимосвязь уровня развития страны и ее участия в упрощении торговых процедур наглядно показана в табл.1.1.
Таблица 1.1
Корреляция между показателями упрощения процедур торговли и уровнями доходов
Уровень доходов стран | Среднее время таможенной очистки (число дней) | Среднее число требующихся документов | Среднее число требующихся подписей |
Страны с высоким уровнем доходов | |||
Страны верхней части среднего уровня доходов | |||
Страны нижней части среднего уровня доходов | |||
Страны с низким уровнем доходов |
Велика роль упрощения процедур торговли и транспортного обслуживания в развитии транзитных перевозок и реализации транзитного потенциала, что чрезвычайно актуально для России.
С этой целью были приняты новые правовые акты Федеральной таможенной службы (ФТС России), которые с 1 января 2007 года вступили в силу. Нововведения призваны упростить процесс декларирования товаров, подтверждения и корректировки таможенной стоимости и в целом сократить срок прохождения всех таможенных формальностей.
Желая, с одной стороны, упростить таможенное оформление, а с другой – привести его в соответствие с используемым в Европейском союзе Единым административным документом, ФТС России разработала несколько нормативно-правовых документов для совершенствования существующего порядка декларирования.
Во-первых, с 1 января 2007 года для ввоза/вывоза товаров на территорию РФ и декларирования применяются новые бланки грузовой таможенной декларации, совмещенной с транзитной декларацией; декларации таможенной стоимости и формы корректировки таможенной стоимости. Помимо новых бланков, утверждены и новые инструкции по их заполнению и контролю таможенной стоимости товаров. Для декларирования товаров разработан новый классификатор и перечни справочной информации.
С 1 января 2007 года также вступил в силу новый Таможенный тариф РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ 27 ноября 2006 года. В связи с изменениями в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности систематизированы товарные позиции в отношении отдельных товаров. Некоторые из них изменены, часть исключена, взамен добавлены некоторые новые.
Приказом ФТС России от 3 августа 2006 г. утверждены новые формы комплектов бланков таможенной декларации и транзитной декларации. А приказом от 11 августа 2006 г. утверждена Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации (далее ГТД/ТД). Для декларирования товаров используются четыре комплекта бланков ГТД/ТД и дополнительных листов, которые применяются в зависимости от того, ввозятся товары в РФ или вывозятся.
Введение новых форм ГТД (ЕАД) является первым шагом к унификации таможенных документов России и стран ЕС, что призвано в итоге упростить прохождение таможенных процедур в России и наладить контроль передвижения грузов по ее территории.
Правительство утвердило Таможенный тариф Российской Федерации, новая редакция которого также вступила в силу с 1 января 2007 года. Приказом ФТС России от 1 сентября 2006 г. утверждены новые бланки декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и инструкция по их заполнению. А приказом от 1 сентября 2006 г. утверждены новые бланки корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и положение о корректировке таможенной стоимости (КТС). Также приказом ФТС России от 22 ноября 2006 г. утверждена инструкция по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости ввозимых в РФ товаров.
В 2006 году ФТС России разработала концепцию, согласно которой Россия вскоре переймет иностранный опыт предварительного информирования таможенных органов государства-импортера о предполагаемых к ввозу партиях, номенклатуре и количестве товаров.
Кроме таможенного законодательства, международную логистику также регулируют и другие нормативно-правовые акты.
Международного транспортно-экспедиторского законодательства не существует, но с конца прошлого века активно формируется правовое поле такого законодательства на национальном уровне. В этом процессе принимает активное участие Международная федерация экспедиторских ассоциаций – ФИАТА, которая в 1998 году направила в национальные ассоциации экспедиторов макет проекта закона «Modelle FIATA» («Типовые экспедиторские правила», принятые ФИАТА).
Законодательство о транспортно-экспедиционной деятельности в России основывается на положениях главы 41 «Транспортная экспедиция» Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Федеральный закон определяет порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности – порядок оказания услуг по организации перевозок груза любыми видами транспорта и оформления перевозочных, таможенных и других документов, необходимых для осуществления перевозок (далее – экспедиционные услуги). Закон впервые определил экспедитора как организатора перевозки грузов, что является значительным шагом вперед в правовом положении экспедитора – важного звена в продвижении товаров от производителя к потребителю.
Развитие логистической инфраструктуры и непосредственно сектора логистических услуг является необходимым условием реализации Россией такого своего конкурентного преимущества как уникальное географическое положение «моста» между Европой и Азией. А наличие в России квалифицированной и при этом сравнительно недорогой рабочей силы, а также такие географические и экономические особенности как обширная территория, развитая сеть железных и автомобильных дорог, протяженность внутренних водных путей и морских границ свидетельствуют о существовании большого потенциала для создания сети отвечающих современным требованиям логистических центров.