Методика комплексной оценки состояния дорог по их эксплуатационным свойствам
Для оценки технического состояния АД в настоящее время часто применяется метод сравнения фактических значений показателей параметров с нормативами. Эта методика отличается своей простотой и возможностью оценки дороги по любому показателю. Однако в настоящее время состояние дороги оценивается более 40 показателями и выбрать рациональную стратегию ремонтных работ при сравнении участков одновременно по всем показателям бывает весьма затруднительно.
Для устранения указанного недостатка применяют методы оценки, когда абсолютные или относительные показатели состояния дороги переводятся в баллы. И тогда итоговая оценка состояния дороги производится по сумме или остатку баллов.
А.П. Васильевым на основании многолетних исследований разработана методика комплексной оценки состояния дорог по их эксплуатационным свойствам.
Цель методики заключается в определении соответствия фактических значений транспортно-эксплуатационных показателей (ТЭП) нормативным данным. В их числе: обеспечение дорогой скорости, удобства и безопасности движения, пропускная способность и уровень загрузки, экологическая безопасность, эстетические свойства.
Для определения показателя эксплуатационного содержания необходима также информация о качестве текущего ремонта и содержания дороги.
Необходимые сведения получают как путем обследования (измерения и наблюдения), так и при изучении технической документации о строительстве и эксплуатации дороги.
Все показатели оценки качества и состояния дорог являются основой для планирования работ по повышению технического уровня и эксплуатационного состояния дорог.
Динамика изменения показателей может служить основанием новой оценки эффективности деятельности дорожных организаций.
73. Задачи технического учёта.
Дороги и сооружения на них, испытывая нагрузки от автомобилей и природных факторов, со временем изнашиваются. Возникает потребность в установлении данных о протяженности и техническом состоянии дорог и сооружений. С этой целью осуществляется технический учет дорог.
Главная цель технического учета - сбор и систематизация данных для планирования и организации работ по содержанию и ремонту дорог. Технический учет и паспортизация включают инвентаризацию, проводимую один раз в 8-10 лет, и ежегодную паспортизацию автомобильных дорог. Техническому учету и паспортизации подвергают все автомобильные дороги общего пользования (каждую дорогу в отдельности).
Основные элементы дороги, подлежащие техническому учету, - полоса отвода, земляное полотно, проезжая часть, искусственные сооружения, здания дорожной службы.
Материалами технического учета являются: технический паспорт дороги с линейным графиком; учетные ведомости на мосты, тоннели, трубы, переправы, подпорные стены, дорожные знаки, ограждения, съезды, укрепления обочин, коммуникации в пределах полосы отвода; сводная ведомость наличия дорог и сооружений на них; полевой журнал обследования одежды. Все материалы технического учета объединяют в один основной документ (паспорт дороги) - документ, с данными о техническом и экономическом состоянии дороги, который содержит все первичные сведения (на момент приемки) и ежегодные за весь период службы дороги, включая данные о средних и капитальных ремонтах, о реконструкции.
74 Техническую инвентаризацию проводят по дорогам, на которые отсутствует технический паспорт или его данные требуют уточнения. В процессе технической инвентаризации уточняют перечень автомобильных дорог общего пользования, наименование и протяженность; устанавливают или уточняют их геометрические параметры; определяют типы и состояние покрытий, оценивают прочность дорожных одежд; проводят инвентаризацию мостов, путепроводов, эстакад, труб, тоннелей, галерей и других искусственных сооружений; учитывают служебные, технические и гражданские здания и сооружения; проводят учет и дают общую оценку инженерных обустройств и обстановки; собирают данные об интенсивности движения и составе транспортных средств; устанавливают балансовую стоимость дорог и сооружений, относящихся к ним.
При технической инвентаризации используют данные текущего технического учета и паспортизации, проводимого постоянно в порядке, установленном Типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог.
75 Материалами технического учета являются: технический паспорт дороги с линейным графиком; учетные карточки на мосты, путепроводы, трубы, служебные, производственные и жилые здания; учетные ведомости на мосты, тоннели, трубы, переправы, подпорные стены, здания дорожной службы, автобусные установки, переходно-скоростные полосы, дорожные знаки, ограждения, направляющие устройства, озеленение, тротуары и пешеходные дорожки, съезды, укрепления обочин, коммуникации в пределах полосы отвода; сводная ведомость наличия дорог и сооружений на них; полевой журнал обследования одежды.
Все материалы технического учета объединяют в один основной документ (паспорт дороги) - сводный документ, с данными о техническом и экономическом состоянии дороги, который содержит все первичные сведения (на момент приемки) и ежегодные за весь период службы дороги, включая данные о средних и капитальных ремонтах, о реконструкции. Паспортизация-это комплекс полевых и камеральных работ по обследованию и измерению дорог и дорожных сооружений, обработке и анализу этих данных с целью составления документов технического учета.
76Работы по техническому учету и паспортизации разделяют на полевые и камеральные. К полевым относят натурные обследования и обмер дорог и дорожных сооружений. Натурные обследования в свою очередь делят на первичные и ежегодные. Первичные обследования выполняют не чаще чем через 15 лет или в тех случаях, когда в состоянии дороги произошли такие изменения, выявить которые без натурных обследований невозможно.
Ежегодные обследования проводят с целью выявить изменения, происшедшие на дорогах и сооружениях за истекший год, для того, чтобы внести эти изменения в документы технического учета и паспортизации по состоянию на 1 января следующего года. Технический учет и паспортизацию вновь построенных или реконструированных дорог проводят не позднее чем через полгода после утверждения актов государственной приемочной комиссией.
К камеральным работам относят обработку материалов полевых обследований, на основании которых оформляют следующие документы технического учета: технический паспорт с линейным графиком; карточки на мосты, трубы, служебные производственные и жилые здания; ведомости наличия и технического состояния мостов, труб, паромных переправ, подпорных стен, зданий дорожной службы, автобусных остановок, дорожных знаков, ограждений, озеленения, укрепления обочин и других элементов оборудования дорог; ведомость размеров полосы отвода; сводную ведомость наличия автомобильных дорог и сооружений на них, а также полевой журнал обследования дорожной одежды. Все технические данные, включаемые в паспорт и документы технического учета, получают по результатам полевых и камеральных работ.
77 Автоматизированная система сбора и обработки информации о параметрах и состоянии дорог имеет целью установить фактический уровень качества дорог, сооружений, дорожного движения. Система должна обеспечивать быстрый и всесторонний сбор информации о техническом состоянии дорог и сооружений. Это может быть выполнено традиционными методами обследования, полуавтоматическими или автоматизированными с применением современных ходовых лабораторий по записи геометрических характеристик (типа «Трасса», прочности одежд УДН МАДИ, УНК КАДИ, Дина), ровности, сцепных качеств и шероховатости покрытий толчкомерами или установками ПКРС.
Система должна допускать автоматизированную обработку собранных данных, накопление, хранение и выдачу необходимой информации. В результате накопления информации дорожная служба на различном уровне должна иметь банк данных о состоянии дорог и сооружений на любом участке и возможность их быстрого получения. Основные задачи автоматизированной системы технической паспортизации автомобильных дорог: обследование и измерение плана трассы, продольного и поперечного профилей, ровности и скользкости покрытия, прочности дорожных одежд; оценка степени разрушения покрытия, состояния земляного полотна и искусственных сооружений, обстановки пути и обустройства; измерение характеристик транспортного потока и условий движения; обработка данных и оценка транспортно-эксплуатационного состояния дорог и сооружений на них; АСТП АД состоит из подсистем сбора и обработки: информации по основным геометрическим параметрам автомобильных дорог («Трасса»); данных о прочностных характеристиках дорожных одежд («Прочность»); информации об эксплуатационном состоянии проезжей части («Состояние»); данных о движении («Движение»);+«Обустройство»);