Выбор технико-экспуатационных показателей использования автобусов на маршруте
Таблица 4 – Исходные данные для расчёта производительности и числа автобусов на маршруте
Показатели | Услов- ные обозна-чения | Еди-ница изме-рения | Величина показателя | |
по су-щест-вующей системе | по про-екту | |||
Годовой объём перевозок пассажиров | Q | пас | 1 728 000 | 1 728 000 |
Годовой пассажирооборот | Р | пас-км | 5 184 000 | 5 184 000 |
Продолжение таблицы 4
Средняя дальность поездки пассажира | l | км | 5,2 | 3,0 |
Длина маршрута | l | км | 11,2 | 11,2 |
Нулевой пробег | l | км | 1,3 | 1,3 |
Коэффициент выпуска парка | α | 0,514 | 0,614 | |
Вместимость автобуса по числу сидячих мест | q | пас | ||
Коэффициент использова-ния вместимости | 0,615 | 0,715 | ||
Время в наряде | Т | ч | 6,55 | 6,55 |
Эксплуатационная ско-рость | V | км/ч | 15,8 | 15,8 |
Число промежуточных остановок | n | ед. | ||
Время простоя: на промежуточных остановках на конечных остановках | t t | мин мин | ||
Процент регулярности движения | k | % |
3 Организационная часть
3.1 Расписание движения автобусов на маршруте
Расписание является основой организации движения автобусов на маршрутах, обязательно для выполнения всеми линейными работниками пассажирского автотранспорта. Им определяется количество рейсов, время движения между остановочными пунктами и т.д.
Расписание движения должно разрабатываться с учётом необходимости обеспечить:
· удовлетворение потребности населения в перевозках по каждому маршруту;
· использование вместимости автобусов по установленным нормам;
· минимальные затраты времени пассажира на поездки;
· регулирование движения автобусов на всём протяжении маршрутов;
· создание необходимых удобств в пути следования;
· соблюдение режима и условий труда водителей, согласно трудовому законодательству;
· эффективное использование автобусов;
АТП обязаны составлять расписание движения автобуса в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. Расписание движения при осуществлении всех видов автобусных перевозок (городских, пригородных, междугородных), должно составляться на основе нормативных скоростей движения на отдельных этапах маршрута при условии, что эти скорости соответствуют разрешённым правилами дорожного движения и дорожными знаками. Исходя из условий эксплуатации подвижного состава, максимальные скорости движения на маршрутах могут устанавливаться ниже предела установленного правилами дорожного движения.
Расписание движения автобусов для городских автобусных маршрутов ежегодно согласовывается с администрациями районов и городов, и утверждаются государственным заказчиком на пассажирские перевозки.
Маршрутное расписание представляет собой основной документ службы эксплуатации АТП и определяет режим его работы, необходимое количество подвижного состава, водителей, материальных, финансовых и других ресурсов.
В целях наилучшего обслуживания пассажиров, повышения производительности подвижного состава и лучшего его использования маршрутное расписание разрабатывается в нескольких вариантах:
· будних, предвыходных и выходных дней;
· осенне-зимнего и весенне-летнего сезонов;
Необходимостью наличия различных вариантов расписания движения являются:
· непостоянство пассажиропотоков;
· изменения норм времени движения подвижного состава на маршруте;
· изменения количества подвижного состава, выпускаемого для работы на маршруте;
На основании данных, содержащихся в маршрутном расписании движений, разрабатываются:
· водительские расписания;
· расписание движения для диспетчеров на конечных, промежуточных пунктах маршрута;
· расписание движения для пассажиров (в случае, если интервал движения превышает 15 минут);
Каждому автобусу маршрута в расписании присваивается определённый номер выхода, т.е. номер графика по которому осуществляется последовательность выпуска автобуса на каждый маршрут.
Начало и окончание движения автобусов на каждом маршруте определяют по местным условиям, учитывая распределение спроса на перевозки.
Методика составления расписания движения носит в значительной степени формализованный характер. В процессе составления расписания движения используется в основном аналитические и частично графические методы. Маршрутные расписания, разрабатываемые в табличной форме, содержат данные характеризующие трассу маршрута, дифференцированные нормы пробега по периодам суток, принятый режим труда водителей, тип и
количество используемого подвижного состава, время начала и окончания движения на маршруте, длину и время нулевых пробегов и других требований.
Необходимое количество рейсов, интервал и частоту движения рассчитывают в соответствии с данными распределения пассажиропотоков отдельно для «часов пик» и других часов суток, особое внимание уделяется определению количества необходимых рейсов в «час пик», расчёт которых осуществляется с учётом нормального наполнения микроавтобусов при соблюдении установленных нормативов качества обслуживания пассажиров.
Расписание движения автобуса по маршруту «Автопарк - Макавчицы №1» (приложение №2)
3.2 Организация труда водителей на маршруте
При организации труда водителей необходимо строго придерживаться установленного труда и отдыха, нормируемого в соответствии с постановлением об утверждении «Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобиля» , а также правильного чередования утренних, дневных и вечерних смен работы. Нормируемая продолжительность рабочего времени водителей не должна превышать 40 часов в неделю. Время обеденного перерыва от 30 минут до 2 часов. Время обеда предоставляется в середине смены, но не позднее чем через 4 часа после начала работы; меж сменный отдых водителя должен составлять не менее 12 часов. Переработка месячного баланса рабочего времени 10 часов.
Количество выходных дней в месяце должно быть не менее количества недель этого месяца. После первых трех часов непрерывного управления автомобилями предусматривается остановка на кратковременный отдых водителя продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые 2 часа и т.д.
Продолжительность одной смены допускается не более 10 часов, а в исключительных случаях, по согласованию с профсоюзными органами не более 12 часов при соблюдении общего месячного фонда времени.
В состав рабочего времени водителя включается:
- Время управления автомобилем.
- Время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах.
- Подготовительно-заключительное время (0,38 часа за смену) для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию.
- Время проведения медицинского осмотра водителя (до 5 минут в смену) перед выездом на линию и после возвращения с линии.
- Время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров.
- Время простоя не по вине водителя.
- Время проведения работ по устранению возникших в течении рабочей смены непредусмотренных неисправностей автомобиля.
Водители в соответствии с законодательством Республики Беларусь пользуются правом на:
- Перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания.
- Ежедневный отдых.
- Еженедельный отдых.
- Отдых в праздничные дни.
- Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательством РБ, коллективным договором (соглашением).
На пассажирском автомобильном транспорте установлен следующий учет рабочего времени водителей (кондукторов):
Поденный учет – применяют в случае, если водители работают ежедневно одинаковое число часов в смену. Переработка сверх установленной продолжительности (7 часов при 6-ой и 8 часов 12 минут при 5-ой рабочей недели) рабочего дня не может компенсироваться недоработкой в другие дни и наоборот.
Суммированный учет рабочего времени ведется по результатам работы за месяц, причем общее время работы за месяц не должно превышать месячного фонда.
Системой организации труда водителей (СОТВ) – называют комплекс мероприятий, обеспечивающих рациональную расстановку водителей
(кондукторов) и регламентирующих время, сменность их работы на маршруте и время отдыха.
Наличие в маршрутном расписании выходов различной продолжительности и сменности, требует использования нескольких различных СОТВ, работающих на одном маршруте. Планирование времени работы водителей осуществляют с помощью графиков, которые составляются в виде таблиц с увязкой работы водителя по обеспечению ежедневного закрытия закрепленных за ними выходов.
В практике работы АТП применяется несколько основных форм организации труда водителей:
Строенная форма организации труда – к одному автобусу прикрепляются три бригады, такую форму целесообразно применять для автобусов, начинающих и закрывающих движение на маршрутах.
Двухсполовинная форма организации труда водителей – закрепление за двумя автобусами пять бригад (в том числе одной подменной), используют для автобусов, имеющих раннее начало и непозднее окончания работы на маршруте.
Целесообразно применять на маршрутах с резко выраженными
«пиковыми» часами, с укороченной первой и удлиненной второй сменами, с дневным отстоем автобусов в маятниковое время.
Сдвоенная форма организации труда – закрепление каждого автобуса за двумя водителями, на каждые три автобуса необходимо иметь одного подменного водителя (кондуктора). Выходные дни бригадам предоставляются, соответственно, в субботу и воскресенье, автобус в эти дни работает в одну смену в дневные часы с небольшим размером пассажиропотока.
Спаренная форма организации труда – закрепление двух автобусов за тремя бригадами.
Одиночная форма организации труда водителей – закрепление одной бригады за каждым автобусом.
Полуторную, спаренную и одиночную формы организации труда наиболее целесообразно применять для автобусов, имеющих предусмотренный расписанием, внутрисменный отстой в часы дневного спада пассажиропотока, что позволяет использовать их для перевозки пассажиров в утренние и вечерние часы «пик».
Для рациональной организации работы водителей на АТП необходимо составлять графики работы водителей.
Рациональное планирование работы водителей на линии является одной из важнейших задач службы эксплуатации пассажирского АТП. График работы водителей составлен на апрель 2015 года по полуторной форме организации работы водителей на городском маршруте.
3.3 Тарификация маршрута и организация сбора и сдачи выручки
Система сбора за проезд является неотъемлемой частью транспортного процесса. Применяемая система сбора влияет на доходы автопредприятия. В настоящее время на городских и пригородных маршрутах применяется кондукторный метод сбора проездной платы, на междугородных - без кондуктора.
Основными задачами предприятия по обеспечению плана доходов является:
-обеспечение перевозок пассажиров по маршруту согласно расписанию движения;
-рациональное и эффективное использование подвижного состава;
-систематический контроль за правильностью оплаты пассажирами проезда и провоза багажа;
-сохранность выручки при пересчете ее на предприятии;
-проведение анализа финансово-экономических результатов работы автобусов по каждому водителю, кондуктору, маршруту.
Сбор оплаты за проезд в автобусах на маршруте № 1 осуществляется кондукторами. При кондукторном методе сбора проездной платы почти весь объем денежных средств от реализации билетов проходит через кондуктора. Основной задачей кондуктора является обеспечение полноты сбора выручки. Кондуктор назначается в каждую машину, постоянно в ней находится, совмещая обязанности продавца билетов и контролера, обеспечивает достаточную полноту сборов.
Кондукторский состав, который находится в штате отдела эксплуатации на АТП, распределен по маршрутам и работает под руководством начальника маршрута в посменном режиме.
Работа кондуктора состоит в следующем: после прохождения медицинского освидетельствования и получения допуска к работе в смене, кондуктор в кассе АТП принимает под расписку билеты в виде талонов, собранных в небольшие рулоны, получает оформленный билетно-учетный лист и вместе с водителем проверяет готовность подвижной единицы для работы на линии. Билетно-учетный лист - основной документ, который отражает линейную работу кондуктора и позволяет контролировать движение билетов и выручки. Для обеспечения полноты сбора выручки на автотранспортном предприятии существует контрольно-ревизорская служба. Эта служба следит за наличием пассажиропотока на автомобильном транспорте, проверяет билеты у пассажиров, следит за работой кондукторов, проверяет работу водительского состава при исполнении должностных обязанностей, т.е. посадки-высадки пассажиров. В конце каждой смены выручка сдается старшему кассиру и хранится на предприятии, затем сдается в банк.
Очень важным условием полноты сбора выручки является обеспечение равномерности интервалов движения на маршруте: этим создаются условия для нормальной наполняемости автобусов, а, следовательно, улучшается возможность контроля за оплатой проезда со стороны кондукторов и контролеров.
Плата за проезд в автобусах в черте города производится независимо от расстояния поездки, в городе установлены единые тарифы на проезд в городских автобусах в размере 3500 рублей за 1 поездку. В автобусах городских маршрутов каждому взрослому пассажиру разрешено перевозить с собой бесплатно одного ребёнка в возрасте до 7 лет включительно. За провоз багажа взимается дополнительная плата.
Тариф - денежная оценка стоимости единицы услуги по перевозке пассажиров и багажа (за одну поездку, за один километр, за один час использования автобуса, за провоз одного места багажа).
3.4 Организация диспетчерского контроля регулирования и управления движением автобусов на маршруте
Диспетчерское руководство движением автобусов является завершающим этапом всей деятельности пассажирского автомобильного транспорта. Диспетчерская служба следит за своевременным выполнением основного назначения эксплуатирующих транспортных средств, обеспечивает контроль и руководство за перевозкой пассажиров автобусами в городских, пригородных и междугородных сообщениях. Организует и контролирует работу водителей автомобиля на линии, составляет разнарядку. Принимает необходимые меры по обеспечению безопасности движения автобусов. Инструктирует водителей об условиях и особенностях перевозок на маршрутах, уделяя при этом особое внимание состоянию дорог. Дежурный диспетчер по выпуску до начала выпуска автобусов на линию изучает утвержденный суточный наряд выпуска по всем городским, пригородным и междугородним маршрутам. Уточняет состояние технической готовности всех автобусов, подлежащим выпуску на линию, а также предназначенных для резерва. Одновременно диспетчер знакомится с вновь поступившими распоряжениями, связанными с очередным выпуском автобусов, наличие автобусных расписаний движения. Заполняет, выдает и принимает путевые листы и другие документы, отражающие выполненную работу, проверяет правильность их оформления. Принимает меры по включению резервных автобусов в движении на маршруте в замен преждевременно сошедших по техническим и другим причинам автобусов. Организует в необходимых случаях оказания своевременной технической помощи подвижному составу на линии. Ведет журнал и книгу дежурств.
Задачами диспетчерского руководства в городских сообщениях является: обеспечение систематического контроля за точным соблюдением расписания движения на всей протяженности маршрута; регулирования движения автобусов при их отклонениях от расписания; усиления движения при повышенном спросе на перевозки.
Диспетчера получают систематическую информацию с линии об отклонениях движения автобуса от утвержденных расписаний, чрезмерно большом или малом наполнении автобусов, условиях их работы и т. д.
В процессе контроля за регулярностью движения автобусов на контрольном пункте осуществляется первичный учет работы автобусов. Учету подлежат все полные рейсы, предусмотренные расписанием, неполные укороченные, дополнительно и временно введенные в расписание движения.
По окончанию отчетного месяца на основании данных диспетчерской ведомости составляется ведомость выполнения расписания и регулярности автобусов. Эта ведомость позволяет определить плановое количество рейсов, предусмотренных расписанием движения, фактически выполненных с соблюдением расписания за отчетный месяц по АТП.
Главными задачами диспетчерского аппарата являются:
–контроль за своевременным выпуском автобусов на линию;
–контроль за выполнением расписаний (графиков) движения автобусов на каждом маршруте;
–контроль за наполнением автобусов на каждом маршруте в зависимости от времени суток, регулирования движения автобусов при отклонении их от расписания;
–оперативное перераспределение автобусов между маршрутами при изменении пассажиропотока;
–принимает меры для оказания технической помощи автобусам на линии.
Управление движением и контроль над регулярностью движения автобусов осуществляется с помощью навигационной системы «Азимут» и сотовых телефонов, через диспетчеров отдела эксплуатации расположенного на территории «Автомобильный парк №15».
3.5 Основные мероприятия по охране труда, безопасности движения и охране окружающей среды
Мероприятия по охране труда — запланированная конкретная деятельность организации, направленная на выполнение целей в области охраны труда, определяемых требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов, а также политикой организации в области охраны труда; является составной частью системы управления охраной труда , обеспечивает осуществление программ по охране труда.
Организационные мероприятия по ОТ — часть общей системы организации труда и производства; предусмотрены нормативными документами. К ним относятся: выполнение требований научной организации труда; аттестациями сертификация рабочих мест; инструктирование персонала по ОТ; профессиональный отбор и организация медицинских осмотров; социальное страхование; расстановка персонала в соответствии с квалификацией; разработка планов ликвидации последствий аварий; разработка и выполнение планов осмотра и ремонта оборудования; разработка графика уборки рабочих мест; составление перечня опасных работ; расследование, учет и анализ несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; организация специального питания; пропаганда охраны труда; разработка системы мер поощрения и наказания.
К техническим мероприятиям по ОТ относится: обеспечение выполнения требований безопасности к производственному оборудованию, его размещению, трубопроводам и коммуникациям, грузоподъемным и транспортным средствам, техническим средствам защиты персонала, методикам и приборам по контролю параметров среды и уровня опасных и вредных факторов. Общие мероприятия: автоматизация и механизация работ; дистанционное управление; использование управляющих машин; блокировка и сигнализация. Частные мероприятия: устройство ограждений; экранирование от излучений; выполнение требований электробезопасности и т. п.
Затраты на мероприятия по ОТ относят на себестоимость продукции (работ, услуг) в рамках установленных нормативов и в соответствии Налогом на прибыль организаций. Расходы сверх установленных нормативов оплачиваются из прибыли организации.
Число автомобилей на дорогах во всем мире растет с каждым годом. Быстрое увеличение численности автомобильного парка сопровождается ростом численности пострадавших от дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В связи с этим проблема безопасного движения является важной хозяйственной и социальной задачей и для ее решения предусмотрены различные меры по снижению уровня аварийности на дорогах. Безопасность дорожного движения- это комплекс мероприятии, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения. К таким мерам относятся создание служб безопасности движения у автомобильных перевозчиков и в дорожно-эксплуатационных участках, повышение уровня подготовки водителей, повышение их квалификации, организации рационального режима труда и отдыха водителей, улучшение технико-эксплуатационных качеств автомобильных дорог. ДТП является самой опасной угрозой здоровью людей во всем мире. Ущерб от ДТП превышает ущерб от всех иных транспортных происшествий вместе взятых.
Для организации работы по предупреждению ДТП и повышению эффективности использования транспортных средств перевозчик должен иметь службу безопасности движения (службу БД) или соответствующего специалиста, выполняющего эти функции. Служба БД выполняет возложенные на нее функции во взаимодействии с другими службами перевозчика, органами ГАИ, дорожными и иными организациями, деятельность которых связана с обеспечением безопасности дорожного движения. Работники службы БД назначаются и освобождаются от должности руководителем перевозчика.
Служба БД в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Беларусь, регламентирующим безопасность дорожного движения.
Служба БД перевозчика должна обеспечивать выполнение следующих задач:
- разрабатывать и осуществлять комплекс организационно-технических мероприятий, касающихся работы водителей транспортных средств, направленных на обеспечение безопасной перевозки грузов и пассажиров;
- организовать работу по повышению профессионального мастерства водителей, воспитанию у них чувства высокой ответственности за обеспечение безопасности движения пассажиров и грузов;
- осуществлять методическое руководство и контроль за деятельностью других служб перевозчика, влияющих на безопасность движения;
- вести учет ДТП и нарушений ПДД, совершенных водителями перевозчика, анализировать причины их возникновения и разрабатывать мероприятия по предупреждению аварийности и сокращению случаев нарушения транспортной дисциплины;
- контролировать соблюдение установленного порядка допуска водителей к управлению транспортными средствами, а также соблюдение водителями установленных сроков медицинского переосвидетельствования, работу водителей на линии, соблюдение ими режима труда и отдыха, работу водителей –инструкторов или водителей – наставников.
- проводить инструктажи водителей по организации безопасной перевозки грузов и пассажиров;
- готовить проекты приказов или иных распоряжений руководителя перевозчика по обеспечению безопасности движения;
- организовать информационную и профилактическую работу по безопасности движения среди работников перевозчика;
- проводить рассмотрение причин и обстоятельств ДТП, происшедших с участием водителей перевозчика;
- изучать передовой опыт безаварийной работы водителей и вносить предложения руководителю перевозчика по его внедрению.
Безопасность движения обеспечивает условия движения автотранспортных средств, которое исключает возможность возникновения на дорогах аварий, наездов на пешеходов. Безопасность движения зависит от многих факторов: это и надежность конструкции автобусов; и состояние знаков на дорогах; и легкость управления автобусом; и отношение пассажиров возникающее при автомобильных перевозках; и еще многое другое.
Согласно статистике, порядка 80–85% всех дорожно-транспортных происшествий приходятся на долю автомобилей. Именно поэтому автопроизводители, при разработке конструкции авто, уделяют максимум внимания его безопасности – ведь от безопасности отдельно взятого автомобиля напрямую зависит и общая безопасность движения на дорогах. Современные системы безопасности предусматривают как активную, так и пассивную безопасность автомобиля и включают в себя целый ряд устройств.
Активная безопасность включает в себя все те свойства конструкции авто, при помощи которых предотвращается и/или снижается сама вероятность ДТП. Благодаря таким свойствам, водитель может менять характер движения – другими словами, автомобиль не станет неуправляемым в экстренной ситуации.
В понятие пассивной безопасности входят такие свойства конструкции транспортного средства, которые помогают уменьшить степень тяжести ДТП, если таковое случится. Пассивная безопасность проявляет себя, когда водитель все же не в силах изменить характер движения машины для предотвращения аварии, несмотря на принятые меры активной безопасности. Зависит пассивная безопасность, как и активная, от множества нюансов конструкции. Сюда можно отнести, например, устройство бампера, наличие дуг, ремней и подушек безопасности, уровень жесткости кабины и прочие условия.
Безусловно, важнейшим определяющим фактором активной и пассивной безопасности автомобиля, является безотказность всех его жизненно важных систем, агрегатов и узлов. Наиболее серьезные требования предъявляются к безотказности тех элементов машины, которые позволяют ей осуществлять разнообразные маневры. К таким устройствам относятся системы тормозов и рулевого управления, трансмиссия, подвеска, двигатель и т.д. Чтобы повысить показатели безотказности всех систем современных автомобилей, с каждым годом применяются все новые и новые технологии, используются не используемые ранее материалы и совершенствуется конструкция автомобилей всех марок.
4 Охрана окружающей среды, ресурсосбережение и энергосбережение
4.1 Мероприятия по охране окружающей среды при осуществлении перевозочного процесса
Автомобильный транспорт в городах является одним из основных источников загрязнения атмосферы. Загрязнение осуществляется по трем основным направлениям:
§ отработавшими газами, выбрасываемыми в атмосферу через выхлопную трубу;
§ картерными газами;
§ углеродами в результате испарения топлива из бака, карбюратора и трубопроводов.
В составе отработанных газов наибольший удельный вес имеют окись углерода, окись азота, несгоревшие углероды, альдегиды и сажа.
Для предупреждения загрязнения воздушного бассейна в нашей стране в законодательном порядке установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере. Для каждого вещества, загрязняющего атмосферный воздух, установлены разовые и среднесуточные ПДК. Разовая ПДК устанавливается при кратковременном воздействии (до 20 мин) загрязнения, а среднесуточная — при постоянном, ПДК устанавливается на основе высокочувствительных методов анализа, позволяющих определить физиологические пределы приспособления организма; коэффициент запаса при этом изменяется от 2 до 100 в зависимости от токсичности конкретного элемента
Причинами загрязнения воздуха от автотранспорта являются:
· плохое состояние технического обслуживания автомобилей
· низкое качество применяемого топлива
· наличие свинцовых добавок в бензине
· неразвитость системы управления транспортными потоками
· низкий процент использования экологически чистых видов транспорта.
Не следует забывать, что основным отличием загрязнения воздушного бассейна автомобильным транспортом, от остальных загрязнителей, является их рассредоточенность по огромной площади и близость к жилым массивам. По этому все мероприятия по снижению негативного воздействия автомобильного транспорта на воздушный бассейн должны быть более эффективны, так как от них зависит здоровье человека.
Все мероприятия можно разделить на 3 основные группы:
§ Мероприятия первой группы касаются технических вопросов развития автомобилестроения:
- совершенствование существующих двигателей;
- изменение процессов подачи топлива в цилиндры двигателей, в том числе применение электронного впрыскивания топлива;
- обеспечение рециркуляции отработавших газов, а также установка микропроцессорных систем управления двигателями.
- создание альтернативных видов топлива;
- создание и расширение производства автомобилей с высокоэкономичным и малотоксичным двигателем;
- снижение токсичности моторных топлив;
- контроль и регулировка токсичности и дымности отработавших газов при выезде автомобилей из автопредприятий, при техническом осмотре, а также на дорогах;
- ужесточение допустимых норм содержания вредных веществ в ОГ;
§ Рациональная организация перевозок и движения:
- совершенствование дорог
- оптимальная маршрутизация автомобильных перевозок
-организация и регулирование дорожного движения (исключение пересечений транспортных потоков, обеспечение равномерного свободного движения, безостановочный проезд, развязка на разных уровнях)
-рациональное управление автомобилем
§ Ограничение распространения загрязнения от источника к человеку
Снижение концентрации СО можно достигать с помощью зеленых насаждений, проведения ярусного озеленения на крупных магистралях.
Снижение городского шума может быть достигнуто в первую очередь за счёт уменьшения шумности транспортных средств.
Исходя из вышесказанного можно выделить мероприятия организуемые автотранспотртной организацией по защите окружающей среды от вредных выбросов:
- Создаются в городе сети магистралей скоростного движения позволяющие существенно повысить пропускную способность путей сообщения, сократить число дорожно-транспортных происшествий, изолировать «спальные» районы и общественные центры от концентрированных потоком транспортных средств, а следовательно, улучшить там экологическую обстановку. Но магистраль скоростного движения – дорогостоящее сооружение, строительство ее может быть эффективно только на направлениях, обеспечивающих мощные и устойчивые транспортные потоки с относительно большой в пределах города дальностью поездок.
- Уменьшаются вредные выбросы в атмосферу путем более рациональной организации автомобильного движения. Только благодаря уменьшению числа светофоров, усовершенствованию методов регулирования транспортных потоков, строительству дополнительных развязок и эстакад, позволяющих ликвидировать «пробки», вдвое сокращаются вредные выбросы. Дело в том, что объем выделяемых в атмосферу токсичных веществ находится в прямой зависимости от расхода топлива, который в свою очередь зависит от скорости движения автомобиля. Когда транспорт «еле ползет» по перегруженным улицам, расход топлива увеличивается в 3–4 раза, следовательно, резко увеличивается выброс вредных веществ в атмосферу. Подземные переходы позволят разгрузить многие перекрестки, где задерживается автотранспорт. Известно, что у светофоров автомобили «газуют», работая на холостом ходу. Разветвленная сеть подземных тоннелей для пешеходов под улицами и площадями уменьшает вредное воздействие автотранспорта на городскую среду. Кроме того, организуется множество притротуарных платных автостоянок, что позволяет уменьшить число машин в центре города и улучшить движение общественного транспорта.
- Для стоянки большегрузных автомобилей на подъездах к городу и поблизости от кольцевой дороги строятся и уже начали действовать специальные терминалы - целые комплексы, включающие охраняемую стоянку, гостиницу, столовую, кафе, душевые, таможенный пункт, автосервис.
- Программа экологической безопасности на автомобильном транспорте предусматривает увеличение объемов дорожного строительства и реконструкцию существующих трасс. Главная цель при этом – повысить скорость движения автомобилей до 50-60 км/ч. Чтобы решить «пробковую» проблему, необходимо сделать так, чтобы у автомобилистов был не один способ добраться кратчайшим путем из пункта «А» в пункт «Б», а как минимум два. Большое значение имеет строительство дорог для освобождения городов от транзитного транспорта.
- Ежегодно 22 сентября в Республике Беларусь, как и в большинстве развитых стран мира, проводится международная акция - «День без автомобиля». Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды призывает всех граждан города и гостей столицы по мере возможности отказаться от использования личного автотранспорта в этот день, тем самым, внести свой посильный вклад в уменьшение загрязнения атмосферного воздуха.
К градостроительным мероприятиям по защите населения от шума относятся:
- увеличение расстояния между источником шума и защищаемым объектом;
- применение акустически непрозрачных экранов (откосов, стен и зданий-экранов);
- применение специальных шумозащитных полос озеленения;
- использование различных приёмов планировки, рационального размещения микрорайонов;
Кроме того, градостроительными мероприятиями являются: рациональная застройка магистральных улиц, максимальное озеленение территории микрорайонов и разделительных полос, использование рельефа местности и др. Существенный защитный эффект достигается в том случае, если жилая застройка размещена на расстоянии не менее 25-30 м от автомагистралей и зоны разрыва озеленены. При замкнутом типе застройки защищёнными оказываются только внутриквартальные пространства, а внешние фасады домов попадают в неблагоприятные условия, поэтому подобная застройка автомагистралей нежелательна. Наиболее целесообразна свободная застройка, защищённая от стороны улицы зелёными насаждениями и экранирующими зданиями временного пребывания людей (магазины, столовые, рестораны, ателье и т.п.). Расположение магистрали в выемке также снижает шум на близрасположенной территории.
Все это позволит уменьшить вредное воздействие автотранспорта на окружающую среду и сделать наш город еще чище и красивее.
4.2 Пути экономии горюче-смазочных материалов
Для экономного использования ТСМ важное значение имеет их качество. При несоответствии качества предъявляемым требованиям к ГСМ неизбежно увеличивается их расход и ухудшаются показатели работы автомобилей в целом.
Так как на расход ТСМ оказывает влияние структура подвижного состава, то в парках автопредприятий должны быть малотоннажные автомобили для внутригородских перевозок и большегрузные автопоезда для междугородних.
Большое влияние на экономию ТСМ оказывает трансмиссия, аэродинамические качества автомобиля и такие современные конструктивные решения, как наличие бортовых компьютеров, большое число передач, использование впрыска топлива в бензиновых двигателях, снижение массы автомобиля.
Факторы, влияющие на расход ТСМ:
— правильная организация транспортного процесса;
— соответствие применяемых сортов ТСМ конструктивным особенностям автомобиля и условиям эксплуатации;
— техническое состояние и регулировка узлов и механизмов;
— мастерство водителя;
— экономия топлива при транспортировке и хранении.
Организация транспортного процесса
Расход топлива на единицу транспортной работы может быть сокращен при увеличении коэффициента использования пробега р.
Соответствие применяемых сортов ТСМ конструктивным особенностям автомобиля и условиям эксплуатации
Использование топлива и масла, не соответствующих конструктивным особенностям двигателя, неизбежно вызывает его перерасход. Это в первую очередь относится к таким показателям качества топлива, как октановое число и фракционный состав для бензинов, цетановое число и фракционный состав для дизельных топлив. Так работа на бензине с тяжелым фракционным составом может дать увеличение расхода топлива до 70 % и повысить износ двигателя на 30—40 %.
Применение несоответствующих сортов масел приводит к перерасходу не только масла, но и топлива. Моторное масло с высокой вязкостью приводит к перерасходу топлива, с низкой вязкостью — к перерасходу самого масла.
Пластичная смазка с недостаточной температурой каплепадения будет вытекать из узлов трения.
Отрицательные результаты дает использование топлива и масла, не соответствующих климатическим условиям эксплуатации автомобиля. Так, например, при работе зимой грузового автомобиля, заправленного летними сортами ТСМ, расход бензина при движении за городом по дороге с твердым покрытием оказывается выше на 3—6 % и при движении в городских условиях — на 8—12 % по сравнению с автомобилем, заправленного ТСМ, соответствующими сезону.
Техническое состояние и качество регулирования узлов и агрегатов автомобиля
Износ деталей влияет на расход топлива в меньшей степени, чем неверная регулировка. Так, износ цилиндропоршневой группы до состояния, когда из маслоналивной горловины начинают активно выходить отработавшие газы, приводит к росту расхода топлива на 10—12 %, а нарушение регулировок — на 20—25 %. Больше всего увеличивают расход топлива неправильное регулирование тормозных механизмов и ступиц колес, карбюратора, неправильное схождение колес, неисправности системы зажигания.
Мастерство водителя
Мастерство водителя автомобиля заключается:
— в правильной оценке дорожных условий;
— максимальном использовании экономических режимов работы двигателя;
— в использовании движения накатом;
— в своевременном переключении передач;
— в предпочтении езды на высшей передаче.
В зависимости от техники вождения расход топлива может изменяться до 20—25 %. Частое торможение увеличивает расход топлива, так как каждый раз приходится форсировать двигатель для очередного разгона, поэтому предпочтителен режим установившегося движения. Также необходимо поддерживать нормальный тепловой режим двигателя, так как и перегрев, и переохлаждение двигателя приводят к перерасходу топлива.
На расход масла в большинстве случаев влияют те же причины, что и на расход топлива. Не случайно нормы расхода моторного масла поставлены в прямую зависимость с нормами расхода топлива. Однако здесь есть и свои особенности. Низкая вязкость моторного масла приведет к увеличению его расхода, так как оно в большом количестве будет попадать в камеру сгорания и вытекать через неплотности картера.
На расход масла большое влияние оказывает и износ поршневых колец, поршней и цилиндров двигателя, причем расход по этой причине может возрасти вдвое. Увеличивается расход масла и при неисправной системе вентиляции картера, при перегреве и переохлаждении двигателя. Особенно большой расход масла возникает при неисправных уплотнениях двигателя.
4.3 Энергосбережение и его стимулирования
Трудно представить жизнь современного общества без транспорта, но его процесс сопровождается и рядом негативных последствий. Автотранспорт является одним из основных источником загрязнения атмосферы, количество автомашин непрерывно растет, особенно в крупных городах; а вместе с этим растет валовой выброс вредных продуктов в атмосферу. В проблеме взаимодействия транспорта и окружающей среды выделяют два взаимосвязанных аспекта: потребление природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. В процессе функционирования транспорта в атмосферу попадает громадное количество пыли, токсичных веществ, содержащихся в отработавших газах силовых установок, создаются высокие уровни шума, загрязняются почва и водоемы при сливе и проливе горючесмазочных материалов, образуется много других вредных для природной среды и человека веществ. Под экологической безопасностью автотранспортных средств и двигателей внутреннего сгорания понимают систему мер , направленных на снижение их вредного воздействия на окружающую среду.
Эффективными направлениями повышения экономичности и обеспечения экологической безопасности автотранспорта являются: совершенствование конструкций двигателей внутреннего сгорания и транспортных средств, изменение физико-химического состава топлива, разработка средств и способов нейтрализации вредных веществ, содержащихся в отработавших газах, а также повышение эффективности использования подвижного состава, совершенствование технологического процесса технического обслуживания и ремонт автомобилей, улучшение дорожных условий и организация дорожного движения.
Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном сгорании топлива. В отработавших газах двигателя внутреннего сгорания (ДВС) содержится свыше 170 вредных компонентов, из них 160 - производные углеводородов, прямо обязанные своим появлением неполному сгоранию топлива в двигателе.
Диоксид серы образуется в отработавших газах в том случае, когда сера содержится в исходном топливе (дизельное топливо). Наибольшей токсичностью обладает выхлоп карбюраторных ДВС за счет большего выброса СО, Nох и др. Дизельные ДВС выбрасывают в больших количествах сажу, которая в чистом виде не токсична. Однако частицы сажи несут на своей поверхности частицы токсичных веществ, в том числе и канцерогенных. Сажа может длительное время находиться во взвешенном состоянии в воздухе, увеличивая тем самым время воздействия токсических веществ на человека. Состав отработавших газов и количество вредных веществ, поступающих в атмосферу, зависит от рода применяемого топлива, присадок и масел, режимов работы двигателя, условий движения, общего технического состояния автомобилей и особенно от двигателя источника наибольшего загрязнения. Так, при нарушении регулировки карбюратора выбросы СО увеличиваются в 4 - 5 раз.
Применение этилированного бензина, имеющего в своем составе соединения свинца, вызывает загрязнение атмосферного воздуха весьма токсичными соединениями свинца. Около 70% свинца, добавленного к бензину с этиловой жидкостью, попадает в атмосферу с отработавшими газами, из них 30% оседает на земле сразу, а 40% остается в атмосфере. Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2,5 - 3 кг свинца в год. Концентрация свинца в воздухе зависит от содержания свинца в бензине.
Исключить поступление высокотоксичных соединений свинца в атмосферу можно заменой этилированного бензина на неэтилированный, что давно практикуется в крупных городах ряда стран Западной Европы.
Большое значение для уменьшения загрязнения атмосферного воздуха отработавшими газами имеет технический контроль за состоянием автомобилей. Хотя все транспортные средства должны проходить технический осмотр ежегодно - а автобусы - дважды в год - это даёт малый эффект, так как большинство наших станций технического обслуживания не оборудованы современными средствами диагностики. Однако совершенствование системы ТО и ремонта является важным направлением повышения технической готовности подвижного состава, снижения расхода топлива и загрязнения окружающей среды.
Ещё одним средством защиты окружающей среды от вредных выбросов является переход на альтернативные источники энергии. Для этого используется природный газа в качестве топлива, который находит всё большее число сторонников, особенно в нашей стране. Это связанно с постоянным ростом цен на бензин. Стоимость 1 литра газа примерно в 3-4 раза ниже стоимости 1 литра бензина, а расход больше на 2-4 литра на 100 километров. Газ лучше смешивается с воздухом, поэтому он полнее сгорает в двигателе, а значит, и вредных веществ в отработавших газах меньше. Кроме того, газовое топливо продлевает жизнь автомобильного двигателя почти в 1,5 раза.
На автотранспортном предприятии уделяют внимание также экономии топлива за счёт сокращения его потери при транспортировке, хранении, раздаче, совершенствовании учёта и контроля за его расходом. Осуществляются мероприятия учёта и контроля за расходом топлива на основе учётных карточек расхода, заводимых на каждый автомобиль, и лицевых счетов водителей.
На эффективность топливоиспользования существенное влияние оказывает профессиональное мастерство водителя, его квалификация. Качество и стиль управления автомобилем, применение рациональных приёмов управления в конкретных дорожных ситуациях влекут за собой значительное экономие топлива. Интенсивный разгон, высокая скорость и резкое торможение перед красным сигналом светофора – такой режим движения сопровождается повышенным расходом топлива. Водитель высокой квалификации, как правило, обеспечивает высокий уровень технической готовности автомобилей, добивается более высоких показателей использования автомобилей по пробегу, обеспечивают высокую производительность подвижного состава, более плотно используют различные технические и технологические рекомендации. В связи с этим на автотранспортных предприятиях большую роль отводят мероприятиям по обеспечению высококвалифицированными специалистами, сокращению текучести кадров и закреплению рабочих кадров на производстве, повышению квалификации водителей, а также совершенствованию социально-экономических методов стимулирования на основе более глубокого изучения трудовой деятельности водителей. Снизить расход топлива можно также совершенствованием организации труда водителей. Как показал опыт, эффективнее в этом плане является организация коллективной, бригадной формы работы.
Оптимальная организация перевозочного процесса, обеспечивающая минимальную протяженность его во времени и пространстве и позволяющая наиболее полно использовать потенциальные энергетические параметры транспортных средств,- важное направление работы по снижению расхода топлива на транспорте. Для решения задачи оптимизации планирования перевозок в настоящее время широко применяются экономико-математические методы и информационные технологии. В результате значительно повышается эффективность использования транспортных средств и, как следствие, сокращается потребность в них для выполнения определённого объёма перевозок, улучшаются показатели топливоиспользования. К примеру на пассажирских перевозках повышению показателей топливоиспользования способствует их укрепление за счёт применения на городских и пригородных перевозках сочленённых автобусов особо большой вместительности.
Движение по автомобильным дорогам характеризуются скоростью, интенсивностью, составом транспортного потока, его плотностью, неравномерностью. Эти характеристики дорожного движения оказывают сильное влияние на расход топлива и уровень загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом. Поэтому автотранспортные организации учитываю эти показатели при планировании более рациональной организации движения автомобиля.