Тема 5. грузопоток как основа функционирования логистического процесса
1) Классификация и характеристика грузов
2) Понятие и параметры грузопотока
3) Оптимизация стохастического грузопотока
1) Классификация и характеристика грузов
Товар от производителя поступает для складирования и хранения, а затем распределяется для удовлетворения спроса. Поставка определенного продукта является следствием политики заказа, принятой предприятием. В логистике главным материальным компонентом являются сами грузы, для которых и проектируются вся система рациональной организации грузопотока, наиболее эффективные перемещения которых от пункта зарождения грузопотока к конечным потребителям и представляет основную задачу логистик. Хотя вопросы планирования , экономического обоснования, переработки информации от грузопотоков очень важны для их эффективной организации, главным остается сам груз, которое предприятие хочет рациональным способом доставить потребителям. Для потребителей интересны прежде всего свойства и характеристики самих грузов, параметры перемещаемых грузов входят составной частью в более общую характеристику грузопотока. Грузы характеризуются прежде всего их физическим состоянием (твердые, жидкие, сыпучие, газообразные).
Твердые грузы образуют обширную группу штучных грузов, которые классифицируются различным способам:
По способам транспортировки (открытый/крытый подвижной состав),
По назначения народного хозяйства (метал, лесные грузы, изделия легкой промышленности, бумага и целлюлоза, строительные материалы, багаж и почта, химические материалы…)
По способам переработки и складирования
Ø Тарно-штучные(!)
Ø Длинномерные
Ø Крупногабаритные
Ø Контейнеры
Ø Самоходные машины и т.д.
Для задач, решаемых при организации эффективной грузопотоков, важны все виды классификации штучных грузов, которые характеризуются следующими основными параметрами:
v Размеры отдельных мест грузов (длина, ширина, высота в мл)
v Вес отдельных мест грузов (в кг)
v Объемная масса грузов (в т/м куб)
v Характер и свойства тары-упаковки (жестка, твердая, мягкая, упругая, сминающаяся)
v Число наименований груза (в таре упаковке, грузовой тр. единице, транспортной партии)
Грузы сыпучие.Делятся на 2 большие группы: по технологии и условиям перевозок и хранения.
1. Грузы открытого хранения, перевозимые в открытом подвижном составе: песок, щебень, песчано-гравийная смесь, руда, уголь
2. Грузы закрытого хранения, транспортируемые в закрытом подвижном составе (цемент, зерно, сжиженный газ, минеральные удобрения, химические материалы, радиоактивные материалы)
Сыпучие грузы, относящиеся к обеим группам, характеризуются следующими основными свойствами и параметрами, влияющими на их транспортирование, перегрузку и складирование:
1. Объемная масса в т/м куб
2. Влажность груза (характеризуется %-м содержанием воды в сыпучем грузе)
3. Хрупкость грузов (склонность отдельных кусков груза к разрушению при воздействии на них на них нагрузок)
4. Самовозгораемость. Это способность сыпучих грузов к самовозгоранию за счет накопления теплоты при длительном хранении (уголь, древесные опилки и стружку, некоторые химические материалы)
5. Взрывоопасность. Свойство грузов образовывать пыль или смеси, которые могут взрываться при определенных условиях
Жидкие грузы.Основными из которых являются: нефть, бензин, керосин, дизель, химические материалы. Характеризуются следующими свойствами и параметрами:
1. Плотность в т/м куб. Зависит от температуры груза
2. Вязкость. Характеризуется внутренним трением и определяется временем истечения этой жидкости ко времени истечении такого же количества дистиллированной воды при температуре + 20 С
3. Температура вспышки. Это наименьшая температура, при которой смесь жидкости с воздухом вспыхивает при соприкосновении с открытым огнем. Для большинства грузов температура вспышки лежит в переделах от 28-120 гр. Цельсия
4. Температура самовоспламенения. Температура нефтепродукта, при котором происходит самовоспламенение паров нефтепродукта без соприкосновения с открытым огнем.
5. Температура застывания. Это температура, при которой жидкий груз при определенных условиях загустевает и теряет свою текучесть.
6. Испаряемость. Способность жидкости переходить в газообразное состояние, особенно появляется у бензина.
7. Ядовитость. Свойство вредно влиять на соприкасающиеся поверхности и людей.
Газообразные грузы. Характеризуются следующими свойствами и параметрами:
1. Плотность в т/м куб. Зависит от давления и температуры.
2. Температура в градусах.
3. Давление в МПа или кг/см кв.
4. Ядовитость
5. Взрывоопасность.
Отдельные из которых аналогичны свойствам жидких грузов.
Сыпучие, жидкие и газообразные грузы, затаренные в некоторую тару (пример, мешки, бочки, барабаны, баллоны и др.) рассматриваются как тарно-штучные или генеральные (на морском транспорте) с позиции их транспортировки, перегрузок и складирования. Характеризуются дополнительными параметрами приведенного для каждого рода грузов. По назначению, которое играет важную роль при организации грузопотоков, все грузы делятся на 2 основные группы:
1. Продукция производственно-технического назначения. К ней относятся все грузы направляемы на промышленное предприятие. Используются в качестве сырья, комплектующих для производства другой продукции или более сложных изделий.
2. Товары народного потребления, конечными потребителями которых являются предприятия розничной торговли и население . Эти товары делятся на промышленные и продовольственные товары.
2) Понятие и параметры грузопотока
Нередко грузопотоком называют количество грузов, перемещаемых из 1 пункта в другой за год. Но это только один из параметров грузопотока.
Грузопоток можно определить как некоторый процесс направленного перемещения объектов из одного пункта пространства в другой/другие. При этом могут меняться некоторые его параметры. По своему характеру грузопоток может быть непрерывным, пульсирующим, сходящийся, расходящийся, ветвящийся, простой линейный, входящий/выходящий, внешний/внутренний, транзитный и т.д.
Грузопотоки характеризуются следующими основными параметрами:
1. Общее количество перемещаемых грузов за некоторое количество времени. За год – годовой, за месяц – месячный (т/месяц)… Для непрерывного грузопотока – интенсивность.
2. Размеры транспортных партий грузов (тонны или штуки)
3. Тип и конструкция грузовых транспортных единиц, тары и упаковки, транспортных пакетов, контейнеров.
4. Размеры, ширина, длины, высота в мл. Масса грузовой транспортной единицы (брутто и нетто) в кг.
5. Время прибытия или отправления транспортных партий грузов
6. Интервалы времени между прибытиями и отправлениями транспортных партий грузов.
Таким образом, грузопоток характеризуется не только общим объемом перевозок за год, но и различными параметрами транспортных партий, от которых в значительной мере зависит технология и организация перегрузок, транспортировки и складирования грузов.
Спланировать и организовать эффективный грузопоток – это значит прежде всего выбрать оптимальные параметры грузов и самого грузопотока. При этом важное значение имеет правильный выбор тары, упаковки, параметров грузовых транспортных единиц, количества погрузочно-разгрузочных площадок, размеров и других параметром, а также организационная, информационная, юридическая и финансовое обеспечение грузопотока.
Склад в логистической системе работает на преобразование грузопотока, изменяющееся по интенсивности и характеру входящих и выходящих грузопотоков. Поэтому основные показателей складских мощностей будут зависеть от характеристик перерабатываемых грузопотоков и прежде всего от суточного грузопотока.
3) Оптимизация стохастического грузопотока
При моделировании каждой складской зоны принципы ее оптимальной деятельности рассматриваются из общей цели функционирования всей складской системы, т.е. склада.
Складская система испытывает непосредственное воздействие внешних грузопотоков , которые носят стохастический характер. Случайное воздействие грузопотоков на себе испытывают только разгрузочный и погрузочный фронт склада.
Однако опосредованно случайное воздействие внешней среды влияет и на деятельность остальных складских зон, т.к. очевидна взаимосвязь всех зон через проходящий грузопоток.
Ключевым критерием выбора наиболее эффективных технических решений являются минимальные затраты. Наибольшую сложность в процессе разработки стохастических логистических моделей представляет учет влияния на деятельность предприятия различных факторов. Анализ практики показал, что между большинством факторов существует определенная причинно-следственная связь, которая может быть описана математическими моделями. Нередко практическое применение логистичеких моделей затруднено из-за недостоверной информации, неверной количественной интерпретацией внешних и внутренних факторов. В какой-то мере проблемы снимаются при логистическом моделировании на основе теории массового обслуживания.
ТМО занимается анализом процессов системы производства, обслуживания, управления, в которых однородные события повторяются многократно.
Она устанавливает зависимости между характером потока заявок, числом канала обслуживания, производительностью отдельного канала, эффективным обслуживанием с целью оптимальным управлением этими процессами.
ТМО оптимизирует систему, находя такой результат, который будет обеспечивать минимум суммарных затрат от ожидания обслуживания, потерь времени на обслуживание, потерь ресурсов на обслуживание и от простоев каналов обслуживания.
Согласно этой теории функционирование отдельных звеньев рассматривается как работа систем массового обслуживания. Например, работа станций, баз, складов, шопов и т.д. Работа объектов в системе массового обслуживания заключается в обслуживании потока однородных заявок, поступающих в систему. Например, автомобили, поступающие под загрузку. При наличии в системе достаточного количества обслуживающих устройств после обслуживания поступившие заявки поступают в систему.
Вставить СМО
1-я функция в системе обслуживания – это время. Если в системе недостаточное количество обслуживающих устройств, в ней возникает очередь ожидания обслуживания. Есть различные классификации, есть СМО с ожиданиями и отказами. Мы работаем с отказами. Применяя положение теории массового обслуживания можно установить зависимости между характеристиками потока и параметрами обслуживания. В частности, можно определить:
1. Интервалы поступления объектов
2. Среднее время обслуживания
3. Вероятность занятости обслуживающих устройств/вероятное состояние системы
4. Возможную длину очереди ожидания
5. Пропускную способность системы
6. Оптимальное число обслуживающих устройств (основной показатель)
Всякий раз при применении ТМО необходимо установить:
1. Какой физический объект в данном случае является системой обслуживания
2. Необходимо определить в системе каналы обслуживания
3. Необходимо определить, какие операции включает процесс обслуживания
4. Установить, какой физический объект в данном случае обслуживается
5. Определить интенсивность потока-заявок на обслуживание, интенсивность обслуживания и приведенную интенсивность
В большинстве случаев в СМО поток заявок на обслуживание рассматривается как простейший или пуассоновский. Для простейшего потока частота поступления заявок в систему подчиняется закону Пуассона, т.е вероятность поступления за время t ровно k-требований задается формулой.
Простейший поток обладает 3 основными свойствами:
1. Стационарность. То есть вероятность попадания того или иного числа заявок на обслуживание. Не зависит от того, где расположен временной интервал на оси t. А зависит от продолжительности этого интервала.
2. Ординарность. Заявки на обслуживание поступают в систему по одной.
3. Отсутствие последствия. Заявки поступают в систему независимо друг от друга.
Оптимизация количества обслуживающих устройств
– вероятность состояния системы, вероятность отказов
– количество рабочих суток в году
– стоимость одних суток, затрат на обслуживание
– дополнительные погрузочные устройства
– стоимость строительства и содержания дополнительных устройств
Составление системы определяется по формуле Эрланга:
; ,
где k - текущее значение количества поступивших заявок,
n – предельное значение
PTC |
NC |
PTC+NC |
n |