Изотермический подвижной состав
Для перевозки скоропортящихся грузов используют изотермические (с теплоизоляцией), а также рефрижераторные (с охлаждением) и отапливаемые фургоны. База – автомобиль, прицеп или полуприцеп.
Изотермические фургоны служат для перевозки замороженных или охлажденных продуктов на небольшие расстояния в городских условиях.
Рефрижераторы – изотермические фургоны с системами безмашинного или машинного охлаждения, позволяющими понижать температуру внутри грузового помещения до необходимого значения, а затем поддерживать ее на заданном уровне.
Рефрижераторы делят на классы А, В и С по значению поддерживаемой температуры:
класс А – рефрижераторы, в грузовых помещениях которых можно поддерживать любую температуру в диапазоне от плюс 12 до 0°С;
класс В – от плюс 12 до минус 10°С;
класс С – от плюс 12 до минус 20°С.
Значения температуры внутри фургона должны быть обеспечены при температуре снаружи плюс 30°С.
Отапливаемые фургоны должны обеспечить положительную температуру внутри грузового помещения при перевозке овощей, фруктов, яиц, цыплят и др. Эти фургоны делят на два класса. Температура внутри кузова должна быть до плюс 12°С при значениях температуры окружающего воздуха:
– для рефрижераторов класса А – до минус 10°С;
– для рефрижераторов класса В – до минус 20°С.
Рефрижераторы с охлаждением или отоплением грузового помещения используют при перевозках на расстояния до 1 000 км.
Требования к кузову и оборудованию рефрижератора:
– обеспечение заданного значения температуры при минимальных колебаниях по всему объему;
– быстрое и равномерное охлаждение неохлажденных грузов;
– интенсивная циркуляция воздуха в грузовом помещении;
– вентиляция грузового помещения;
– возможность проведения погрузочно-выгрузочных работ с использованием подъемно-транспортного оборудования;
– удобство обслуживания холодильного и отопительного оборудования.
При безмашинном способе охлаждения используют твердую углекислоту (сухой лед), замороженные эвтектические растворы и сжиженные газы (углекислый газ и азот).
Эвтектические растворы – хлористый натрий, хлористый кальций, водный раствор этиленгликоля и другие.
Эти растворы замораживают в холодильных стационарных установках и помещают в грузовое помещение. При переходе в жидкое состояние, растворы интенсивно отбирают теплоту. Температура в фургоне может поддерживаться в пределах от плюс 2 до минус 9° С в течение 15 часов.
Этот способ понижения температуры не требует сложного оборудования в рефрижераторе. Недостаток – невозможность регулирования температуры. Углекислота, при сравнительно высокой стоимости, может отрицательно воздействовать на многие продукты.
В последнее время все шире применяют жидкий азот.Схема установки изображена на рисунке 12.1. Преимущество использования такой установки:
- инертность азотной среды;
- антисептические свойства азота;
- создание весьма низких температур;
- относительно низкая стоимость установки по сравнению с холодильным оборудованием;
- простота обслуживания установки;
- высокая эффективность – быстрое замораживание, почти мгновенное восстановление необходимого значения температуры при закрывании двери;
– экологичность.
Понижение температуры при закрытых дверях происходит за счет распыливания жидкого азота через коллектор. Включение установки – от регулятора температуры. Давление в сосуде, необходимое для подачи азота в коллектор обеспечивается регулятором давления. Аварийный сброс давления производится через спаренные предохранительные клапаны. Рабочее давление в сосуде около 100 кПа.
В грузовом отсеке поддерживается температура до минус 30°С (это далеко не предел). Время охлаждения больших рефрижераторов до минус 20°С составляет 10–15 мин (при машинном способе – 5–6 часов).
Машинный холодильно-отопительный агрегат чешского производства, широко применяемый в нашей стране, монтируется на передней стенке изотермического фургона. Привод от бензинового двигателя 13,6 кВт. Общая масса – 600 кг. Класс С. Агрегат оборудован испарителем для снижения температуры при подаче в испаритель сжиженного в конденсаторе хладагента или для отопления, когда в испаритель сразу из компрессора направляется горячий хладагент. Переключение подачи хладагента в конденсатор или испаритель производится двухходовым краном. Охлажденный или нагретый воздух от испарителя подается в грузовой отсек вентиляторами.
Рисунок 12.1- Принципиальная схема системы охлаждения азотом: 1 – наружный кожух сосуда с азотом; 2 – сосуд с жидким азотом; 3 – вентиль; 4 – регулятор давления; 5 – испаритель азота для поддержания избыточного постоянного давления в сосуде; 6 – вентиль газосброса; 7 – вентиль заправки; 8 – регулятор температуры; 9 – вентиль подачи жидкого азота; 10 – распылительный коллектор; 11 – датчик температуры; 12 – предохранительные клапаны; 13 – манометр; 14 – указатель уровня жидкого азота
Для снижения потока тепла через стенки и двери фургона применяют несколько способов:
– напыление изоляционного слоя снаружи или изнутри кузова до установки наружной или внутренней облицовок;
– заполнение полости между обшивками пенообразующим раствором, который при последующем вспенивании расширяется и заполняет все пустоты.
Широко используют термоизоляционные плиты толщиной до 90мм из пенопласта, пенополиуретана и др.
Для обеспечения одинакового значения температуры по всему объему грузового помещения применяют систему циркуляции воздуха через каналы в передней стенке и полу.
Контрольные вопросы
1. Классификация автомобильных фургонов и основные требования к ним;
2. Универсальные и специализированные автомобили-фургоны;
3. Скоропортящиеся грузы и фургоны для их перевозок;
4. Способы охлаждения фургонов-рефрижераторов;
5. Компрессорные холодильные установки;
6. Конструкции изолированных кузовов фургонов;
7. Выбор подвижного состава для перевозки скоропортящихся грузов.
Лекция 13.