Особенности перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации
Перемещение физическими лицами товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации осуществляется в соответствии с общими принципами перемещения и в то же время имеет свои особенности, предусмотренные гл. 23 ТК РФ, Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 г. № 783[9], утвержденными приказом ГТК России Правилами перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров [10]и транспортных средств[11] физическими лицами и рядом иных нормативных актов.
Особенность перемещения товаров физическими лицами заключается в том, что если эти товары не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности, то их перемещение через таможенную границу России осуществляется в упрощенном (льготном) порядке. Льготный порядок включает полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов или применение единых ставок таможенных пошлин, а также неприменение к товарам мер экономической политики.
Порядок перемещения товаров, предусмотренный гл. 23 Кодекса применяется только в отношении физических лиц и только в отношении товаров, предназначенных для личного пользования. Под товарами для личного пользования понимаются товары, перемещаемые физическими лицами и предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд.
Предназначение товаров устанавливается должностным лицом таможенного органа осуществляющим таможенное оформление. Предназначение товаров (для личного пользования или для коммерческих целей) определяется исходя из таких критериев, как:
- характер товаров: их потребительские свойства, традиционная практика применения и использования (например, ввоз (вывоз) товаров, обычно не используемых в быту, давал основание полагать, что такие товары ввозятся (вывозятся) для коммерческих целей);
- количество товаров (например, перемещение однородных товаров — одного наименования, размера, фасона, цвета и т. п. - в количестве, превышающем потребность лица, перемещающего товары, и членов его семьи, как правило, рассматривалось как перемещение товаров с коммерческими целями);
- частота перемещения товаров через таможенную границу (так, периодический ввоз (вывоз) одним и тем же лицом однородных товаров, хотя бы и в небольших количествах, мог рассматриваться как перемещение товаров для пользования в коммерческих целях).
Согласно новому ТК РФ при определении предназначения товаров таможенному органу помимо названных выше критериев следует исходить из заявления самого физического лица относительно целей перемещения товаров.
Содержание порядка перемещенияфизическими лицами товаров для личного пользования, включает в себя:
1) полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов
(ст. 282, 283, 284, 289 ТК РФ), применение единых ставок таможенных по-
шлин, налогов (ст. 282 ТК РФ) или взимание таможенных платежей в виде
совокупного таможенного платежа, если не соблюдаются условия предоставления полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов
или применения единых ставок. Под совокупным таможенным платежом
понимается уплата в виде общей суммы таможенных пошлин и налогов без
разделения на составляющие таможенные пошлины, налоги.
2) неприменение к товарам запретов и ограничений экономического
характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о госу-
дарственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также обяза
тельного подтверждения соответствия товаров. Последнее положение вос-
принято ТК РФ из п. 1.11 Правил перемещения в упрощенном, льготном
порядке товаров физическими лицами через таможенную границу РФ, ко-
торым было предусмотрено, что в отношении перемещаемых физическими
лицами товаров, подлежащих обязательной сертификации и не предназна-
ченных для производственной или иной коммерческой деятельности, пред-
ставления сертификата не требуется. Иные запреты и ограничения, установ-
ленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регули-
ровании внешнеторговой деятельности, не носящие экономического
характера, при перемещении физическими лицами товаров для личного
пользования должны быть соблюдены;
3) упрощенный порядок таможенного оформления (определяется
Правительством РФ в соответствии с ТК РФ, в частности со ст. 285). Такой
порядок включает отсутствие обязанности помещения товаров на склад
временного хранения, предъявление упрощенных требований к порядку
заполнения таможенной декларации, числу представляемых документов,
в частности в подтверждение таможенной стоимости товаров, возмож-
ность совершения таможенных операций при пересечении таможенной
границы, не покидая поезда или автотранспортного средства, и др.
Согласно п. 1 ст. 282 ТК РФ полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется при ввозе физическими лицами следующих товаров для личного пользования.
1. Товары, стоимость которых не превышает 65 тыс. руб.
При применении данной нормы на практике необходимо учитывать, что Правительство РФ вправе устанавливать количественные пределы применения полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов. Таким образом, если физическим лицом ввозится товар, стоимость которого не превышает 65 тыс. руб., но количество которого превышает ограничения, установленные Правительством РФ, полное освобождение не предоставляется. ТК РФ не определяет, должны ли таможенные пошлины, налоги в данном случае уплачиваться по единым ставкам или в общем порядке, предусмотренном ст. 325 ТК РФ. Вместе с тем, учитывая, что превышение стоимостных пределов, установленных ТК РФ, влечет применение единых ставок таможенных пошлин, налогов в части такого превышения, представляется, что такие же последствия должны наступать и в случае превышения количественных пределов, определяемых Правительством РФ.
2. Культурные ценности при условии их письменного декларирования и специальной регистрации, предусмотренной законодательством РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей (п. 5 ст. 282 ТК РФ). Регистрация ввозимых культурных ценностей согласно ст. 23 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей[12]», а также п. 6 Положения о Министерстве культуры РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 июня 1997 г. № 679[13], осуществляется Минкультуры России в порядке, установленном совместно с ГТК России.
Из названных правил о применении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов п. 3 ст. 282 ТК РФ предусмотрено исключение. Правительство РФ вправе определять случаи, когда полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется либо предоставляется в уменьшенных пределах для товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ физическими лицами, не достигшими определенного возраста, а также физическими лицами, которые часто пересекают таможенную границу. Данная норма ТК РФ имеет своей международной основой рекомендуемое правило 16 главы 1 Специального приложения I к Киотской конвенции, согласно которому таможенные льготы, предусмотренные в отношении табачных изделий и алкогольных напитков, могут предоставляться лицам, достигшим определенного возраста, и могут не предоставляться или предоставляться лишь в ограниченных количествах лицам, которые часто пересекают границу или которые отсутствовали в стране менее 24 ч, а также ст. 10 Нью-Йоркской конвенции о таможенных льготах для туристов, предусматривающую, что установленные Конвенцией изъятия и льготы не должны применяться автоматически, в частности в отношении туриста, въезжающего в страну ввоза чаще чем раз в месяц, а также туриста, не достигшего 17-летнего возраста.
Единые ставки таможенных пошлин и налогов применяются в отношении следующих товаров:
1. Товары, перемещаемые физическими лицами для личного пользования, стоимость которых находится в пределах от 65 до 650 тыс. руб., — в части превышения пределов, установленных для полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов, или количество которых превышает установленные Правительством РФ количественные пределы, на которые распространяется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Начисление таможенных пошлин, налогов по единым ставкам при условии, что ввоз товаров не носит коммерческого характера и что совокупная стоимость или общее количество товаров не превышает ограничений, установленных национальным законодательством, предусмотрено рекомендуемым правилом 14 главы 1 Специального приложения I к Киотской конвенции
2. Транспортные средства.
Понятие транспортных средств, используемое в главе 23 ТК РФ. отличается от того значения, в котором оно используется в других главах Кодекса (подп. 5 п. 1 ст. 11). Согласно примечанию к ст. 282 ТК РФ для целей применения названной главы под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства и прицепы, морские (речные) суда и воздушные суда вместе с запасными частями к ним и их обычными принадлежностями и оборудованием, ввозимые или вывозимые физическими лицами исключительно для личного пользования.
Как и в отношении применения полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов Правительство РФ вправе устанавливать количественные ограничения применения единых ставок таможенных пошлин, налогов.
Порядок применения единых ставок таможенных пошлин, налогов определяется Правительством РФ исходя из среднего размера установленных ставок таможенных пошлин, налогов, применяемых к товарам и транспортным средствам, категории которых в наибольшем количестве перемещаются через таможенную границу физическими лицами. Представляется, что категории таких товаров и транспортных средств будут определяться на основании данных таможенной статистики.
Применение полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов и единых ставок указанных пошлин и налогов распространяются также на товары, пересылаемые в адрес физических лиц в международных почтовых отправлениях и предназначенные для личного пользования (п. 2 ст. 295 ТК РФ).
ТК РФ предусматривает два изъятия из названных выше правил относительно применения полного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов и единых ставок этих пошлин и налогов, определяемые Правительством РФ, для:
- подакцизных товаров и товаров, в отношении которых установлены
количественные ограничения на ввоз в соответствии с законодательством
РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении
внешней торговли товарами (п. 2 ст. 282 ТК РФ);
- товаров, ввозимых физическими лицами при переселении на посто-
янное место жительства, беженцами и вынужденными переселенцами,
а также в отношении наследуемого имущества, перемещение которых с пол-
ным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов или приме-
нением единых станок указанных пошлин и налогов допускается свыше ус-
тановленных пределов (п. 4. 282 статьи). В иных случаях превышения пределов, установленных для полного освобождения от уплаты
таможенных пошлин, налогов или применения единых ставок таможенных
пошлин, налогов, а также в случаях перемещения физическими лицами то-
варов для целей, связанных с осуществлением предпринимательской дея-
тельности, подлежат применению ставки таможенных пошлин, налогов, оп-
ределяемые согласно общим правилам, установленным ТК РФ (ст. 325).
Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, производиться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии с Таможенным Кодексом.
Общий порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, регламентирован ст. 59 ТК РФ, п. 3 которой закреплено положение о дифференциации порядка и технологий производства таможенного оформления в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения, а также категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства. Необходимость установления специального порядка таможенного оформления товаров, перемещаемых физическим» лицами для личного пользования, объясняется особым статусом этой категории лиц, а также целями перемещения ими товаров через таможенную границу.
ТК РФ содержит только общие положенияотносительно таможенного оформления товаров физическими лицами. Как следует из п. 3 ст. 281 ТК РФ и иных положении главы 23 Кодекса, таможенное оформление товаров физическими лицами производится в упрощенном порядке.
Упрощение заключается в том, что в отношении перемещаемых физическим лицом товаров и транспортных средств не предъявляется требование о помещении их на склад временного хранения до завершения таможенного оформления (п. 3 ст. 285 ТК РФ), Однако данное положение не означает императивного запрета применить таможенную процедуру временного хранения в отношении перемещаемых физическом лицом товаров и транспортных средств: по просьбе указанного лица товары и транспортные средства могут быть помещены на склад временного хранения. Кроме того, товары и транспортные средства, перемещаемые физическим лицом, подлежат помещению на временное хранение в случае, если немедленное таможенное оформление товаров (транспортных средств) и (или) уплата таможенных пошлин, налогов не представляется возможным по причинам, не зависящим от таможенных органов (главным образом это случаи, когда у лица не оказалось суммы денежных средств, необходимой для уплаты причитающихся сумм таможенных платежей). Временное хранение в названных случаях осуществляется к общем порядке, предусмотренном главой 12 ТК РФ, за счет физического лица, товары которого помешены на склад временного хранения (п. 4 ст. 284 ТК РФ).
Кроме того, предусмотрено осуществление складирования или хранения товаров, перевозимых пассажирами, на условиях, устанавливаемых таможенной службой, до их оформления согласно соответствующему таможенному режиму, обратного вывоза или распоряжения иным способом в соответствии с законодательством по запросу пассажира либо в случае, когда немедленное оформление товаров не представляется возможным.
Порядокдекларированияфизическими лицами товаров для личного пользования различается в зависимости от способа перемещения товаров: в сопровождаемом багаже и ручной клади либо в несопровождаемом багаже.
Под товарами, перемещаемыми в сопровождаемом багаже, понимаются товары, перемещаемые физическим лицом, следующим через таможенную границу (включаяручную кладь, т.е. товары, перемещаемые физическим лицом при себе) и предъявляемые таможенному органу непосредственно при въезде на территорию РФ или выезде с этой территории. Товары, перемещаемые через таможенную границу перевозчиком по договору об их перевозке (по багажной квитанции, накладной, коносаменту и т. п.), заключенному с физическим лицом, следующим через таможенную границу, время или место предъявления таможенному органу которых не совпадает со временем или местом предъявления таможенному органу товаров при фактическом пересечении Государственной границы физическим липом, считаются перемещаемыми в несопровождаемом багаже.
ТК предусмотрены письменная, устная, электронная и конклюдентная формы декларирования товаров. За исключением электронной, все формы в равной мере используются физическими лицами при декларировании товаров. Обязательная письменная форма декларирования установлена в отношении товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже, а также иных товаров, исчерпывающий перечень которых дан в п. 2 статьи 286).
- пересылаемые в адрес физических лиц для личного пользования, за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, порядок таможенного оформления и декларирования которых регламентирован ст. 293 ТК РФ;
— превышающие стоимостные и (или) количественные пределы, установленные ст. 282 ТК РФ для перемещения через таможенную границу с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (назван- ный стоимостной предел составляет 65 тыс. руб., а количественный определяется Правительством РФ);
- ввоз которых ограничен в соответствии с законодательством РФ (жи-
вотные и продукты животноводства, лекарственные средства, наркотиче-
ские средства и психотропные вещества, оружие и др.);
- вывоз которых ограничен в соответствии с законодательством РФ (названные выше оружие, наркотические средства и психотропные вещества, лекарственные средства, культурные ценности и др.);
- обязательное декларирование в письменной форме которых при вы-
возе предусмотрено законодательством РФ (например, наличная иностран-
ная валюта, превышающая в эквиваленте 3000 долларов США);
- транспортные средства.
В остальных случаях декларирование товаров допускается в устной формеи по желанию физического лица может быть осуществлено в письменной форме.
В конклюдентной формемогут декларироваться товары из числа подлежащих декларированию в устной форме в случаях и порядке, определяемых ГТК России. Под декларированием товаров в конклюдентной форме понимается совершение физическим лицом действий, свидетельствующих о том, что в его ручной клади и сопровождаемом багаже не имеется товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию. С этой целью в пунктах пропуска обустраиваются места для прохода физических лиц, специально обозначенные таким образом, чтобы лицо могло сделать выбор формы декларирования товаров. Проход физического лица через специально обозначенное место для прохода лиц, не имеющих в ручной клади или сопровождаемом багаже товаров, подлежащих декларированию в письменной форме (например, пересечение физическим лицом линии входа в «зеленый канал» или зеленой линии таможенного контроля), рассматривается как заявление таможенном у органу об отсутствии у лица товаров, подлежащих декларированию в письменной форме.
Недекларирование товаров, подлежащих обязательному декларированию в письменной форме, равно как заявление в декларации недостоверных сведений о товарах, влечет ответственность соответственно по ч.1 дибо ч.2 ст.16.2 КоАП РФ («Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств.
Ст. 286 ТК установлены сроки декларирования перемещаемых физическими лицами товаров, включая транспортные средства. Декларирование товаров, перемещаемых в сопровождаемом багаже и ручной клади, а также вывозимых в таможенной территории РФ в несопровождаемом багаже, осуществляется при их предъявлении таможенному органу.
В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в несопровождаемом багаже, действуют общие сроки подачи таможенной декларации, установленные ст.129 ТК РФ, а именно 15 дней со дня предъявления товаров таможенному органу в месте их прибытия или со дня завершения внутреннего таможенного транзита товаров, если их декларирование производиться не в месте прибытия.
Предусмотренные срокиуплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами в отношении товаров, перемещаемых для личного пользования, являются исключением из общих правил о сроках уплаты таможенных платежей, установленных ст. 329 ТК РФ. В данном случае таможенные пошлины, налоги, подлежащие уплате в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, уплачиваются указанными лицами при декларировании товаров (т.е. одновременно с подачей таможенной декларации).
Порядокуплаты физическими лицами таможенных пошлин, налогов заключается в следующем: названые пошлины и налоги уплачиваются в кассу таможенного органа на основании таможенного приходного ордера (п.1 ст.187). Форма таможенного приходного ордера устанавливается ГТК России.
Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу для личного пользования, уплачиваются физическими лицами по единым ставкам или в виде совокупного таможенного платежа.
Единые ставки таможенных пошлин, налоговприменяются в отношении ввозимых транспортных средств, а также товаров, стоимость или количество которых превышает пределы, предусмотренные для полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Под совокупным таможенным платежомпонимается уплата в виде общей суммы таможенных пошлин, налогов без разделения на составляющие таможенные пошлины, налоги. То есть совокупный таможенный платеж представляет собой упрощенный способ уплаты таможенных пошлин, налогов, заключающийся в том, что лицо уплачивает таможенные пошлины, налоги с использованием одного платежного документа на всю совокупность пошлин и налогов, а не составляет такой документ в отношении каждого подлежащего уплате налога (пошлины). В виде совокупного таможенного платежа таможенные пошлины, налоги уплачиваются в случае, если не соблюдаются условия предоставления полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или условия применения единых ставок.
При декларировании физическими лицами товаров, в отношении которых подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, должна быть заявлена их таможенная стоимость. Таможенная стоимость наряду с количеством перемещаемых товаров является налоговой базой для исчисления таможенных пошлин, налогов (ст. 322 ТК РФ). Согласно НК РФ налоговая база — один из основных элементов налогообложения, который представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 17, 53 НК РФ). Порядок определения таможенной стоимости физическими лицами, предусмотренный в упрощенном виде воспроизводит порядок определения таможенной стоимости при перемещении товаров юридическими лицами, установленный Законом РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе[14]».
В Правилах перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу РФ, утвержденных приказом ГТК России от 24 ноября 1999 г. № 815, было установлено, что базовым принципом для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых фи- зическими лицами на таможенную территорию РФ, являлась цена, по которой этот или подобный товар продавался или предлагался для продажи при обычном течении розничной торговли в условиях полной конкуренции. Та- моженная стоимость вывозимых товаров определялась исходя из их свободной (рыночной) цены на день принятия таможенной декларации таможенным органом (пп. 3.4, 4.2 Правил).
Руководствуясь базовым принципом, согласно которому в качестве таможенной стоимости должна приниматься цена конкретного товара, перемещаемого через таможенную границу, а не усредненная стоимость подобных товаров, п. 1 ст. 288 ТК РФ устанавливает, что таможенная стоимость заявляется физическим лицом, перемещающим товары, и подтверждается документами о приобретении товаров и их стоимости (чеки, счета и другие документы). Таким образом, таможенная стоимость товара (как при ввозе, так и при вывозе с таможенной территории РФ) определяется физическим лицом исходя из цены, по которой товар был приобретен. При этом в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, в таможенную стоимость не включаются расходы на доставку товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров. В случае отсутствия документов и сведений, подтверждающих правильность определения физическим лицом таможенной стоимости, таможенный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость товаров. Основанием для определения таможенной стоимости товаров при этом являются данные, указываемые в каталогах иностранных организаций, осуществляющих продажу товаров, либо иная ценовая информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа в отношении подобных товаров. Корректировка таможенной стоимости в названном случае производится в зависимости от таких критериев, как качество товаров, их репутация на рынке, страна происхождения товаров, время изготовления и другие факторы, влияющие на цену товара, что также ориентирует таможенные органы учитывать характеристики конкретного перемещаемого товара. В случае несогласия физического лица с решением таможенного органа относительно таможенной стоимости товаров такое решение может быть обжаловано лицом в порядке, установленном главой 7 ТК РФ.
Заявление физическим лицом в таможенной декларации недостоверных сведений о таможенной стоимости товара, равно как о его наименовании, количестве, стране происхождения и др., влияющих на принятие решения о выпуске товара или на размер таможенных платежей, влечет ответственность по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Однако подозрение о наличии названных выше признаков должно основываться не на интуитивных предположениях должностного лица таможенного органа, а на конкретных обстоятельствах, с большой степенью вероятности свидетельствующих о возможном правонарушении (например, если цена товара существенно ниже стоимости основных компонентов, из которых он изготовлен, в случаях наличия следов исправления, подчистки, нечеткого, размытого изображения штампов печатей на чеках и счетах, представленных физическим лицом для подтверждения заявленной таможенной стоимости, явного несоответствия подтверждающих документов декларируемому товару и др.).
Контрольные вопросы
1. В чем проявляется отражение требования ч. 3 ст. 17 Конституции РФ на закрепленном ст. 12 ТК РФ на ввоз в Россию и вывоз из нее товаров и транспортных средств?
2. В чем состоит отличие запретов и ограничений экономического характера от запретов и ограничений неэкономического характера?
3. Какие основные принципы закреплены в ст. 15 ТК РФ «Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами?
4. Распространяется ли принцип обязательности таможенного оформления и таможенного контроля на товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу России лицами обладающими дипломатическим иммунитетом?
5. В чем заключается особенность перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств физическими лицами?
6. От чего зависит размер единой ставки таможенных платежей при ввозе товаров физическими лицами?
7. В каких случаях допускается полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при ввозе физическими лицами товаров?
8. В отношении каких товаров применяются единые ставки таможенных пошлин и налогов?
9. В чем заключается особенность таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами?
10. Какие предусмотрены формы декларирования товаров?
11. Что понимается под совокупным таможенным платежом?
12. Каким образом устанавливается таможенная стоимость товаров, перемещаемых физическими лицами?
Литература основная
1.Алексеев С.С. Теория права. – М.: Изд-во БЕК, 1994.
2.Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. – М.: Изд-во ЗЕРЦАЛО, 1996.
3.Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Таможенное право. Учебник. М.: Изд-во «Дашков и К» 2004.
4.Епифанов А.Ф., Некрасов Е.М. Российская таможня между прошлым и будущим. – Ростов- на- Дону: РИО АО «Цветная печать», 1995.
5.История таможенного дела и таможенной политики России (1811-1917 гг.): Хрестоматия. Часть 2. - М.: РИО РТА, 1998.
6.. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. - М.: Юрайт, 1997.
7.Комментарий к Таможенному кодексу РФ. — М.: Изд-во «Проспект», 2004.
8.Коренев А. П. Административное право России. Учебник. в 3-х частях. Часть I. - М.: Изд-во «Щит-М», 1997.
9.Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. — М.: ИПО «Автор», 1996.
10.Лазарев В.В. Теория государства и права. — М.: Академия МВД РФ, 1992.
11.Марков Л. Н. Очерки истории таможенной службы. -Иркутск: Изд. Иркутск, гос ун-та,' 1987.
12.Основы таможенного дела. Учебное пособие в VII выпусках. Выпуск I. Развитие таможенного дела в России. — М.: РИО РТА, 1995.
13.Российское таможенное право. Учебник для вузов. / Рук. авт. кол-ва и отв. ред. Б.Н. Габричидзе. — М.: Изд. группа ИНФРА-М—НОРМА, 1997.
14.Таможенное право: Учебник / Отв. ред. д-р юрид. наук проф. А. Ф. Ноздрачев. — М.: Юрист, 1998.
15. Таможенное право. Курс лекций; в 2 томах. Том 1. Общая часть / Под ред. В.Г. Драганова, науч. рук. М. М. Рассолов. —М.: Экономика, 1999.
Дополнительная:
1.Бахрах Д. Н. Таможенное право как институт административного права // Государство и право, 1995, № 3.
2.Воробьев Ю. А. Введение в теорию таможенного права // Теория, методология и практика таможенного дела: Сборник научных трудов: в 2-х ч. Ч. 1. - М.: РИО РТА, 1996.
3.Габричидзе Б. Н., Полежаев Д. М. Становление и развитие таможенной службы в Советском государстве (1917—1991 гг.) //Государство и право, 1992, № 10, с. 27-37.
4.Зверев О. Е., Храбсков В. Г. О Таможенном кодексе Российской Федерации // Московский журнал международного права, 1994, № 1.
5.История России в лицах и датах: Словарь-справочник (1Хв. - 1917 г.) /А.В. Аграшенков, В.П. Бякина и др.-СПб.:
Издательство «ПиК», 1995.
6. Марков Л. Н. Таможенное право — подотрасль административного права // Вопросы сов. гос. (конституционного) права /Труды Иркутского гос.ун-та. — Иркутск, 1971. Т. 81: Сер. юрид.- Вып. 12, ч. 2. С. 258-269.
7.Козырин А. Н. Таможенное право России. Общая часть. Учебник. - М.: Фирма «СПАРК», 1995.
8.Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. — М.: Юрид. лит., 1978.
9.Круглов А. С., Блинов Н. М. и др. Таможенная политика России в XXI веке // Проблемы теории и практики таможенного дела: Сборник научных трудов: В 2 частях. Часть 1. — М.:РИО РТА, 1997, с. 3-14.
10.Осинцев Д. О совершенствовании механизма реализации норм Таможенного кодекса Российской Федерации // Хозяйства и право, 1996, № 8, с. 75-80.
11.Сандровский К. К. Таможенное право: Учебное пособие для юрид. вузов и факультетов. — Киев: Вища школа, 1974.
12.Шапошников Н. Н. Таможенная политика России до и после революции. — М., 1924.
13.Яцушко А. Н. О комплексном подходе к разработке и реализации таможенной политики / Таможенная политика в новых условиях
// Материалы научно-практической конференции. - М.: РИО РТА, 1999, с. 113-131.