Правовые основы регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа, буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов

Транспортное законодательство – это отдельная отрасль законодательства, представляющая совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы права, регулирующие отношения, возникающие в транспортной сфере и имену­емые транспортными отношениями.

Транспортные отношения понимаются как общественные отношения, которые возникают и складываются между участниками транспортной деятельности и пред­метом которых является транспортная деятельность [1].

Одним из направлений правового регулирования транспортных отношений является регулирование отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров, ба­гажа.

Перевозка, в правовом смысле, представляет собой вид правоотношений, ре­гулируемых нормами права, возникающих между перевозчиками и лицами, при перемещении принадлежащих этим лицам товаров, посредством использования для этого определенных транспортных средств. На стороне перевозчика при регули­руемой правовыми нормами перевозке, всегда выступает юридическое лицо или ин­дивидуальный предприниматель, т.е. субъект, профессионально занимающийся этой деятельностью.

При этом, объектом перевозки служит груз, под которым понимается то­вар, предъявленный для перевозки одним лицом (грузовладельцем) другому лицу (перевозчику) для перемещения его из определенного пункта отправления в опреде­ленный пункт назначения за плату. Обязательное условие признания товара гру­зом есть заключение между перевозчиком и грузовладельцем договора перевозки.

Также, в отличие от обычного перемещения людей с использованием транспортных средств (например, личного автомобиля или лодки), отношения по перевозке, в правовом смысле, возникают только тогда, когда между перевозчиком и физическим лицом - пассажиром, в установленном законом порядке, заключается договор перевозки, предусматривающий доставку пассажира из определенного пункта в пункт назначения за плату.

В связи с этим не является перевозкой, в правовом смысле, транспортирование товаров и людей с использованием личного транспорта и для удовлетворения личных потребностей владельца транспортного средства, либо членов его семьи, а также перемещение товаров и людей внутри предприятия с использованием транспортных средств, принадлежащих этому предприятию.

При этом, от вида используемых для перевозки транспортных средств выделяют: водные, железнодорожные, воздушные и автомобильные перевозки, а также смеша­нные (комбинированные) перевозки, когда используются различные виды транс­порта. В зависимости от вида объектов, перемещаемых посредством использо­вания транспорта, выделяют перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты, перевозки гру­зов для личных (бытовых) нужд населения. Специальным видом транспортирования является буксировка транспортных средств и иных объе­ктов.

Правовое регулирование перевозок осуществляется посредством правовых норм, объединенных в рамках системы нормативно-правового и договорного регулирования.

Система нормативно - правового регулирования отношений по перевозке гру­зов, пассажиров, багажа, а также буксировке транспортных средств и иных объе­ктов представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, регулирующие указанные отноше­ния.

В системе нормативно-правового регулирования отношений по перевозке и буксировке особое место занимают международные конвенции и международные договора Российской Федерации. К числу международных договоров, применяемых на внутреннем водном транспорте относятся:

Конвенция о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям (КППВ), а также ряд других международных договоров.

Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом.

Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ).

Конвенция об ограничении ответственности собственников судов внутреннего плавания (КООС).

В системе национального законодательства, регулирующего перевозки и буксировку, высшим нормативным правовым актом является Гражданский кодекс РФ [3], глава 40 которого «Перевозка» специально посвящена регулированию общих вопросов осуществления перевозок грузов, пассажиров и их багажа, независимо от используемого вида транспорта. Гражданским кодексом РФ, в частности, определяются:

основания перевозок грузов, пассажиров и багажа;

правовые основы установления общих условий перевозки и условий перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственности сторон по перевозкам;

понятие и общие условия договора перевозки груза, договора перевозки пассажира, иных транспортных договоров, связанных с перевозками;

понятие прямого смешанного сообщения и перевозки транспортом общего пользования;

общие условия определения провозной платы;

содержание обязательств, возникающих в связи с предъявлением груза для перевозки и транспортным обеспечением перевозок;

общие правила регулирования сроков доставки груза, пассажиров и багажа;

виды ответственности за нарушение обязательств по перевозке;

общий порядок предъявления претензий и исков по перевозкам грузов.

К регулированию отношений, связанных с перевозками, также применяются положения гл. 41 Гражданского Кодекса РФ.

В настоящее время в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на всех видах транспорта, за исключением автомобильного, приняты новые транспортные уставы и кодексы, соответствующие требованиям гражданского законодательства, в части регулирования отношений по перевозке грузов, пассажиров, багажа и буксировке, возникающие на определенном виде транспорта, которые имеют силу федеральных законов. К их числу относятся:

Воздушный кодекс Российской Федерации, который является кодифицированным и основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие на воздушном транспорте в Российской Федерации. Регулированию воздушных перевозок в указанном нормативном правовом акте посвящены гл. XV «Воздушные перевозки» и гл. XVII «Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя».

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ) является кодифицированным нормативным правовым актом, регулирующим, среди прочих вопросов торгового мореплавания, и отношения, вытекающие из договора морской перевозки грузов, договора морской перевозки пассажира, договора фрахтования судов, договора буксировки, а также вопросы претензионной и исковой работы в связи с морской перевозкой грузов. Принимая во внимание тот факт, что морской транспорт Российской Федерации традиционно ориентирован на обеспечение внешнеторговых связей, значительное количество норм КТМ основано на нормах международных конвенций и международных договоров в области торгового мореплавания и применяются не только к регулированию внутригосударственных отношений в области торгового мореплавания, но и к международным отношениям в области торгового мореплавания с участием российские морских судов и российских субъектов хозяйственной деятельности.

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации является кодифицированным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в области внутреннего водного транспорта, в том числе в части регулирования отношений, вытекающих из перевозок.

КВВТ РФ определяет условия перевозок грузов, пассажиров, багажа, почты внутренним водным транспортом, а также буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов;

регулирует отношения, вытекающие из смешанных перевозок, аренды судов;

определяет основания и размер ответственности по обязательствам, вытекающим из перевозок, буксировки, порядок актовой и претензионной работы.

Устав железнодорожного транспорта (УЖТ) Российской Федерации, регулирует отношения, возникающие в связи с оказанием услуг железнодорожного транспорта. Уставом, в частности, определяются порядок использования железнодорожных путей сообщения и инфраструктуры железнодорожного транспорта; условия организации и перевозок грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры и иных услуг, связанных с перевозками железнодорожным транспортом; порядок ведения актово-претензионной работы, а также ответственность участников перевозок железнодорожным транспортом.

Устав автомобильного транспорта (УАТ), регулирует отношения по перевозке автомобильным транспортом. Его положения применяются в части, не противоречащей Гражданскому Кодексу РФ и иным федеральным законам, регулирующим транспортные отношения.

Наряду с транспортными уставами и кодексами, отдельные вопросы функционирования транспорта регулируются иными федеральными законами. К числу таких специальных законов, в частности, относится Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-Ф3[7] «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуще­ствлением международных автомобильных перевозок и ответственности за наруше­ние порядка их выполнения» и другие федеральные законы.

В развитие норм транспортных уставов и кодексов, регулирующих отношения в области перевозок, Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти принимаются подзаконные нормативные правовые акты (положения, пра­вила и др.) В целях регулирования перевозок внутренним водным транспортом Правительство Российской Федерации утверждает:

порядок установления тарифов на перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировку судов и иных плавучих объектов, погрузку и выгрузку грузов, другие ус­луги внутреннего водного транспорта, правила применения таких тарифов;

правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для лич­ных бытовых нужд;

положения о воинских перевозках внутренним водным транспортом, а также ряд других документов.

Министерство транспорта Российской Федерации, в соответствии с транспортными уставами и кодексами, принимает правила перевозки. В сфере внутреннего водного транспорта Министерство транспорта Российской Федерации принимает:

правила перевозок пассажиров и багажа;

правила перевозок грузов;

правила перевозки опасных грузов;

правила буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов;

порядок учета реализуемых грузов и расчетов за них;

правила пользования судами внутреннего водного транспорта, а также рас­положенными на берегу и предназначенными для обслуживания пере­возок пассажи­ров объектами.

Разрабатываемые, в соответствии с транспортными уставами и кодексами, пра­вила перевозок содержат императивные нормы, устанавливающие порядок и ус­ловия перевозок, а на водных видах транспорта - порядок и условия буксировки судов и иных плавучих объектов. Правила обязательны для исполнения организа­циями транспорта, независимо от их организационно-правовых форм и форм собст­венности, а также лицами, пользующимися услугами транспорта.

Помимо нормативных правовых актов отношения, связанные с перевозкой и буксировкой на транспорте, регулируются посредством заключаемых между участ­никами перевозок и буксировки договоров. Совокупность договоров, применяе­мых при перевозках грузов, пассажиров, багажа, а также и буксировке судов и иных объектов составляет систему договорного регулирования перевозок и буксиров­ки на транспорте.

Регулирование транспортных отношений не ограничивается нормативно-право­вым и договорным регулированием. В целях обеспечения безопасности пере­возок и буксировок, а также защиты прав и интересов граждан и организаций, пользующихся услугами транспорта, государство, в лице уполномоченных орга­нов управления, применяет меры по государственному регулированию отноше­ний, возникающих в связи с перевозкой и буксировкой, например, лицензирова­ние отдельных видов транспортной деятельности, а также тарифное регулирование перевозок и иных услуг транспорта общего пользования.

Наши рекомендации