Правовые основы регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа, буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов
Транспортное законодательство – это отдельная отрасль законодательства, представляющая совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы права, регулирующие отношения, возникающие в транспортной сфере и именуемые транспортными отношениями.
Транспортные отношения понимаются как общественные отношения, которые возникают и складываются между участниками транспортной деятельности и предметом которых является транспортная деятельность [1].
Одним из направлений правового регулирования транспортных отношений является регулирование отношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров, багажа.
Перевозка, в правовом смысле, представляет собой вид правоотношений, регулируемых нормами права, возникающих между перевозчиками и лицами, при перемещении принадлежащих этим лицам товаров, посредством использования для этого определенных транспортных средств. На стороне перевозчика при регулируемой правовыми нормами перевозке, всегда выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, т.е. субъект, профессионально занимающийся этой деятельностью.
При этом, объектом перевозки служит груз, под которым понимается товар, предъявленный для перевозки одним лицом (грузовладельцем) другому лицу (перевозчику) для перемещения его из определенного пункта отправления в определенный пункт назначения за плату. Обязательное условие признания товара грузом есть заключение между перевозчиком и грузовладельцем договора перевозки.
Также, в отличие от обычного перемещения людей с использованием транспортных средств (например, личного автомобиля или лодки), отношения по перевозке, в правовом смысле, возникают только тогда, когда между перевозчиком и физическим лицом - пассажиром, в установленном законом порядке, заключается договор перевозки, предусматривающий доставку пассажира из определенного пункта в пункт назначения за плату.
В связи с этим не является перевозкой, в правовом смысле, транспортирование товаров и людей с использованием личного транспорта и для удовлетворения личных потребностей владельца транспортного средства, либо членов его семьи, а также перемещение товаров и людей внутри предприятия с использованием транспортных средств, принадлежащих этому предприятию.
При этом, от вида используемых для перевозки транспортных средств выделяют: водные, железнодорожные, воздушные и автомобильные перевозки, а также смешанные (комбинированные) перевозки, когда используются различные виды транспорта. В зависимости от вида объектов, перемещаемых посредством использования транспорта, выделяют перевозки грузов, пассажиров, багажа, почты, перевозки грузов для личных (бытовых) нужд населения. Специальным видом транспортирования является буксировка транспортных средств и иных объектов.
Правовое регулирование перевозок осуществляется посредством правовых норм, объединенных в рамках системы нормативно-правового и договорного регулирования.
Система нормативно - правового регулирования отношений по перевозке грузов, пассажиров, багажа, а также буксировке транспортных средств и иных объектов представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, регулирующие указанные отношения.
В системе нормативно-правового регулирования отношений по перевозке и буксировке особое место занимают международные конвенции и международные договора Российской Федерации. К числу международных договоров, применяемых на внутреннем водном транспорте относятся:
Конвенция о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям (КППВ), а также ряд других международных договоров.
Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом.
Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ).
Конвенция об ограничении ответственности собственников судов внутреннего плавания (КООС).
В системе национального законодательства, регулирующего перевозки и буксировку, высшим нормативным правовым актом является Гражданский кодекс РФ [3], глава 40 которого «Перевозка» специально посвящена регулированию общих вопросов осуществления перевозок грузов, пассажиров и их багажа, независимо от используемого вида транспорта. Гражданским кодексом РФ, в частности, определяются:
основания перевозок грузов, пассажиров и багажа;
правовые основы установления общих условий перевозки и условий перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственности сторон по перевозкам;
понятие и общие условия договора перевозки груза, договора перевозки пассажира, иных транспортных договоров, связанных с перевозками;
понятие прямого смешанного сообщения и перевозки транспортом общего пользования;
общие условия определения провозной платы;
содержание обязательств, возникающих в связи с предъявлением груза для перевозки и транспортным обеспечением перевозок;
общие правила регулирования сроков доставки груза, пассажиров и багажа;
виды ответственности за нарушение обязательств по перевозке;
общий порядок предъявления претензий и исков по перевозкам грузов.
К регулированию отношений, связанных с перевозками, также применяются положения гл. 41 Гражданского Кодекса РФ.
В настоящее время в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на всех видах транспорта, за исключением автомобильного, приняты новые транспортные уставы и кодексы, соответствующие требованиям гражданского законодательства, в части регулирования отношений по перевозке грузов, пассажиров, багажа и буксировке, возникающие на определенном виде транспорта, которые имеют силу федеральных законов. К их числу относятся:
Воздушный кодекс Российской Федерации, который является кодифицированным и основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие на воздушном транспорте в Российской Федерации. Регулированию воздушных перевозок в указанном нормативном правовом акте посвящены гл. XV «Воздушные перевозки» и гл. XVII «Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоотправителя».
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ) является кодифицированным нормативным правовым актом, регулирующим, среди прочих вопросов торгового мореплавания, и отношения, вытекающие из договора морской перевозки грузов, договора морской перевозки пассажира, договора фрахтования судов, договора буксировки, а также вопросы претензионной и исковой работы в связи с морской перевозкой грузов. Принимая во внимание тот факт, что морской транспорт Российской Федерации традиционно ориентирован на обеспечение внешнеторговых связей, значительное количество норм КТМ основано на нормах международных конвенций и международных договоров в области торгового мореплавания и применяются не только к регулированию внутригосударственных отношений в области торгового мореплавания, но и к международным отношениям в области торгового мореплавания с участием российские морских судов и российских субъектов хозяйственной деятельности.
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации является кодифицированным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в области внутреннего водного транспорта, в том числе в части регулирования отношений, вытекающих из перевозок.
КВВТ РФ определяет условия перевозок грузов, пассажиров, багажа, почты внутренним водным транспортом, а также буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов;
регулирует отношения, вытекающие из смешанных перевозок, аренды судов;
определяет основания и размер ответственности по обязательствам, вытекающим из перевозок, буксировки, порядок актовой и претензионной работы.
Устав железнодорожного транспорта (УЖТ) Российской Федерации, регулирует отношения, возникающие в связи с оказанием услуг железнодорожного транспорта. Уставом, в частности, определяются порядок использования железнодорожных путей сообщения и инфраструктуры железнодорожного транспорта; условия организации и перевозок грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, оказания услуг по использованию инфраструктуры и иных услуг, связанных с перевозками железнодорожным транспортом; порядок ведения актово-претензионной работы, а также ответственность участников перевозок железнодорожным транспортом.
Устав автомобильного транспорта (УАТ), регулирует отношения по перевозке автомобильным транспортом. Его положения применяются в части, не противоречащей Гражданскому Кодексу РФ и иным федеральным законам, регулирующим транспортные отношения.
Наряду с транспортными уставами и кодексами, отдельные вопросы функционирования транспорта регулируются иными федеральными законами. К числу таких специальных законов, в частности, относится Федеральный закон от 10.01.2003 № 17-Ф3[7] «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федеральный закон от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и ответственности за нарушение порядка их выполнения» и другие федеральные законы.
В развитие норм транспортных уставов и кодексов, регулирующих отношения в области перевозок, Правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти принимаются подзаконные нормативные правовые акты (положения, правила и др.) В целях регулирования перевозок внутренним водным транспортом Правительство Российской Федерации утверждает:
порядок установления тарифов на перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировку судов и иных плавучих объектов, погрузку и выгрузку грузов, другие услуги внутреннего водного транспорта, правила применения таких тарифов;
правила оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных бытовых нужд;
положения о воинских перевозках внутренним водным транспортом, а также ряд других документов.
Министерство транспорта Российской Федерации, в соответствии с транспортными уставами и кодексами, принимает правила перевозки. В сфере внутреннего водного транспорта Министерство транспорта Российской Федерации принимает:
правила перевозок пассажиров и багажа;
правила перевозок грузов;
правила перевозки опасных грузов;
правила буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов;
порядок учета реализуемых грузов и расчетов за них;
правила пользования судами внутреннего водного транспорта, а также расположенными на берегу и предназначенными для обслуживания перевозок пассажиров объектами.
Разрабатываемые, в соответствии с транспортными уставами и кодексами, правила перевозок содержат императивные нормы, устанавливающие порядок и условия перевозок, а на водных видах транспорта - порядок и условия буксировки судов и иных плавучих объектов. Правила обязательны для исполнения организациями транспорта, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также лицами, пользующимися услугами транспорта.
Помимо нормативных правовых актов отношения, связанные с перевозкой и буксировкой на транспорте, регулируются посредством заключаемых между участниками перевозок и буксировки договоров. Совокупность договоров, применяемых при перевозках грузов, пассажиров, багажа, а также и буксировке судов и иных объектов составляет систему договорного регулирования перевозок и буксировки на транспорте.
Регулирование транспортных отношений не ограничивается нормативно-правовым и договорным регулированием. В целях обеспечения безопасности перевозок и буксировок, а также защиты прав и интересов граждан и организаций, пользующихся услугами транспорта, государство, в лице уполномоченных органов управления, применяет меры по государственному регулированию отношений, возникающих в связи с перевозкой и буксировкой, например, лицензирование отдельных видов транспортной деятельности, а также тарифное регулирование перевозок и иных услуг транспорта общего пользования.